12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Харченко Наталья Владимировна136
Россия, Московская обл., Краснознаменск

Развивающее занятие

«Развитие толерантного отношения к «особым детям»

Подготовила педагог-психолог Н.В.Харченко

Актуальность: Толерантность – это установка либерального принятия моделей поведения, убеждений, ценностей других людей. [Большой толковый психологический словарь, 2001] Операционализируя это понятие, психологи выделяют 4 компонента: психологическую устойчивость, систему позитивных установок, комплекс индивидуальных качеств, систему личностных и групповых ценностей. Толерантность, как интегральная характеристика личности включает все эти компоненты, и на их развитие и формирование должны быть направлены разрабатываемые психологические технологии. [Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности / Под ред. А.Г.Асмолова, Г.У. Солдатовой, Ю. А.В.Макарчук, 2009]

Цель: Развитие толерантного отношения к «особым детям» у детей 6-7 лет через игровые методы

Задачи:

Формирование чувства сопереживания, эмпатии к «особым детям»

Гармонизация межличностных отношений с «особыми детьми»

Воспитание активной жизненной позиции по отношению к «особым детям»

Снятие стереотипов, шаблонов восприятия через рефлексию

Методы: сказкотерапия, групповая беседа, игротерапия, рефлексия

Материалы: сказка, сломанные и целые игрушки, парные карточки с изображением животных, опорные картинки, мячик, клей и цветные карандаши по количеству детей, заготовка дерева, шаблоны листьев.

Ход занятия:

Вступление. Мотивация детей на занятие. Игра 8 минут. (приветствие по кругу (настроение), «сломанная игрушка»)

Чтение сказки (модифицированной сказки О.Хухлаевой «Сказка про ежика Витю»), обсуждение (10 минут)

Творческая работа (8 минут)

Рефлексия (2 минуты)


 


 


 

Занятие

Дети, давайте с вами сначала поздороваемся друг с другом: (хором) – Здравствуйте! А теперь пусть каждый из вас по кругу скажет, какое у него настроение? Умнички!

А теперь посмотрите на стол, видите, сколько здесь разных игрушек? Посмотрите, какие из них вам больше нравятся, с чем бы вам хотелось поиграть, почему? А посмотрите, на столе остались еще лежать игрушки. Какие они? Почему вы их не выбрали, а как вы думаете, если бы игрушки могли говорить, что бы они вам сказали?

А вы знаете, что люди – как игрушки, такие как мы с вами – здоровые, а есть те, кому не очень повезло и у них есть какие-то физические проблемы. Знаете? Какие, например? (ответы детей с опорными картинками)

А теперь я хочу прочитать вам сказку. Сказку не про детей, но про ежика, который тоже был «непохожий» на других. (чтение модифицированной сказки Хухлаевой «Сказка про ежика Витю»)

В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик Витя. Он был маленьким серым ежиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Из-за своих кривых лапок он плохо передвигался, и никто не хотел с ним играть.

Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост. Разве я могу дружить с такой серой колючкой как ты? — говорила Вите лиса.

Ты слишком маленький и неповоротливый, я случайно могу раздавить тебя одной левой,— бурчал медведь.

Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь,— пищал зайка.

Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. Витя подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. «Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий?»— плакал он. Маленькие слезы ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку. Витя так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть было не заболел.

Однажды утром Витя как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов и ягод себе на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и чуть было не сбила его с ног. Витя огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охот­ник с ружьем. Ежику было очень страшно. «Охотник такой большой, а я такой маленький»,— подумал он. Но несмотря на страх Витя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги.

Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса уже успела убежать, а ежик поспешил спрятаться под куст. Там, дрожа от страха, Витя дождался пока охотник уйдет. Только под вечер, еще сильнее хро­мая, ежик побрел к своей норке. Когда ежик наконец добрался до старой сосны, там его ждала лиса.

Спасибо тебе, ежик. Ты очень смелый. Все в лесу испу­гались охотника и спрятались в свои норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг, -— сказала лиса.

С тех пор ежик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса забо­тилась о нем и приносила Вите лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок, те­перь у него был настоящий друг.

Ведь настоящий друг — это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг — это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь.

А как вы думаете, за что было обидно ежику, почему он плакал? Почему другие звери не хотели дружить с ежиком? Что изменило жизнь ежика? Кто такой настоящий друг по мнению ежика? (ответы детей и обсуждение)

Молодцы ребята! Звери в сказке подружились несмотря на физические возможности ежика и стали настоящими друзьями. А мы с вами тоже друзья? А друзья всегда понимают друг друга. Давайте поиграем сейчас в игру «Найди пару». Я вам раздам карточки, на которых нарисованы животные. Вы молча изображаете то животное, которое вам попалось. При этом смотрите на остальных и ищете того, кто тоже изображает такое же животное. (игра)

А еще, когда нам бывает одиноко или грустно, друзья делятся друг с другом хорошим настроением. Давайте мы с вами тоже поделимся тоже поделимся хорошим настроением и сделаем дерево хорошего настроения. Вот дерево, но сейчас оно без листьев и грустное. Мы его сейчас украсим и оно будет дарить нам хорошее настроение. Выберите листочки и разукрасьте их, поделитесь своим хорошим настроением.

Ну вот наше дерево готово. Посмотрите какое оно яркое и красивое. Давайте под это дерево поставим наши сломанные игрушки. Пусть им тоже будет радостно. А вам захотелось поиграть с этими игрушками? (ответы детей). Спасибо вам за работу!

Опубликовано в группе «Сообщество педагогов - психологов ДОУ и школ»


Комментарии (2)

Гапонова Оксана Владимировна, 31.01.18 в 19:50 1Ответить Пожаловаться
Наталья, так замечательно расписаны: цель, задачи, используемые методы и материалы, но нет структуры занятия... А в общем - хороший материал.
Харченко Наталья Владимировна, 10.02.18 в 13:08 0Ответить Пожаловаться
Оксана, спасибо за замечание, буду иметь ввиду на будущее.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.