Развивающие «дорожки для пальчиков» - дидактический материал для дошкольников
Развивающие «дорожки для пальчиков» - дидактический материал для дошкольников
Дидактический материал - это особый тип учебных пособий, который предполагает самостоятельную индивидуальную работу с материалом, в процессе которой ребёнок решает какую-то конкретную проблему, задачу.
Использование разнообразных дидактических мате6риалов на занятиях и в свободной деятельности воспитанников способствуют активизации познавательной деятельности дошкольников.
Сенсорное воспитание в свою очередь представляет собой определённую систему, которая позволяет обучить детей полному точному восприятию предметов, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т.д.) Развитие мелкой моторики развивает у ребёнка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи.
Представленные «дорожки для пальчиков» разработаны с учётом рекомендаций пособия Тимофеевой Е.Ю. и Черновой Е.И. «Пальчиковые шаги». Пальчиковые игры просты и эмоциональны, отражают объективную реальность окружающего мира: предметов, животных, людей и их деятельность.
Пособие предназначено для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Разработаны дорожки для тренировки правой и левой руки, а также для развития межполушарного взаимодействия.
При разработке «дорожек» учитывались гендерные различия воспитанников.
За основу «развивающей дорожки» взят лист фетра. Сами «дорожки» выполнены из разнообразных по фактуре и качеству материалов: деревянные и пластиковые бусины различных цветов, большие и маленькие разноцветные пуговицы, различная фурнитура, цепочки с мелкими и крупными звеньями, фигурки из KinderСюрприза, пайетки, термоапликации, большие и маленькие металлические гаечки, деревянные и пластиковые палочки, ленты, тесьма, фигурки из фетра, фоамирана, пластика, резины, помпоны, камушки, ракушки, декоративные элементы (цветы, сумочки, фигурки животных и т.д.) из различных материалов.
В основном каждый комплект имеет в своей основе сюжет, который на первоначальном этапе может проговорить педагог, а в последующем - сами дети, придумывая рассказ о путешествиях и приключениях героев, развивая тем самым свои речевые навыки.
Работа с «дорожками» начинается со знакомства: разглядывания и ощупывания. Когда материал достаточно изучен, переходим непосредственно к «шаганию» пальчиками от объекта к объекту. Когда и это хорошо усвоено, можно добавить элементы логоритмики: движение пальцев с проговариванием ритмичных стихов или песенок.
Педагог должен предлагать движение по дорожкам разными пальцами, что предполагает вариативность и формирование дифференцированных движений.
Вариантов игр с «дорожками для пальчиков» можно предложить достаточно много:
- «шагать» указательным и средним, большим и указательным, большим и мизинцем и т.д.;
- «шагать» левой, правой рукой или двумя руками сразу;
- «шагать» вперёд или назад;
- «шагать» по каждому объекту или через один-два;
- «шагать», считая каждый шаг;
- называть и показывать предметы определённого цвета, формы;
- «шагать» и описывать, какие предметы на ощупь;
- назвать большие и маленькие предметы;
- называть и показывать предметы направленные (летят, идут, едут и т.д.) налево, направо, вверх, вниз;
- называть и показывать предметы из определённого материала (металл, резина и т.д.).
Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают необходимые навыки для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.
Литература:
Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движения пальцев рук//Тез. Докл. 240-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД. - М.: Просвещение, 1974. – С.12-25.
Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Просвещение, 2009.
Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005.
Брогаускас Л.Г. Развиваем пальчики: Книга-игра для развития мелкой моторики. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2008.
Венгер Л.Н. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М.: Просвещение, 2008.
Крупенчук О.И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи. - М.: Литера, 2019.
Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики, 20-е изд. - СПб.: КОРОНА-Век, 2009.
Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1999.
Куликова Ирина Геннадьевна
Лидия Сергеевна Маметьева
Шуткова Татьяна Михайловна
Лидия Сергеевна Маметьева
Кияйкина Наталья Федоровна
Лидия Сергеевна Маметьева