12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лидия Сергеевна Маметьева7283
Учитель русского языка и литературы по специальности «Филология» со специализацией «Мировая художественная культура». Факультет дополнительных педагогических профессий "Туризм". Диплом "Дошкольная педагогика и психология". Диплом "Педагог-организатор".
Россия, Амурская обл., Благовещенск
Материал размещён в группе «Дошкольники»

Развивающие «дорожки для пальчиков» - дидактический материал для дошкольников

Дидактический материал - это особый тип учебных пособий, который предполагает самостоятельную индивидуальную работу с материалом, в процессе которой ребёнок решает какую-то конкретную проблему, задачу.

Использование разнообразных дидактических мате6риалов на занятиях и в свободной деятельности воспитанников способствуют активизации познавательной деятельности дошкольников.

Сенсорное воспитание в свою очередь представляет собой определённую систему, которая позволяет обучить детей полному точному восприятию предметов, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т.д.) Развитие мелкой моторики развивает у ребёнка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи.

Представленные «дорожки для пальчиков» разработаны с учётом рекомендаций пособия Тимофеевой Е.Ю. и Черновой Е.И. «Пальчиковые шаги». Пальчиковые игры просты и эмоциональны, отражают объективную реальность окружающего мира: предметов, животных, людей и их деятельность. t1637287355aa.jpg

t1637287355ab.jpg

Пособие предназначено для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Разработаны дорожки для тренировки правой и левой руки, а также для развития межполушарного взаимодействия.

t1637287355ac.jpg

t1637287355ad.jpg

t1637287355ae.jpg

При разработке «дорожек» учитывались гендерные различия воспитанников.

t1637287355af.jpg

t1637287355ag.jpg

За основу «развивающей дорожки» взят лист фетра. Сами «дорожки» выполнены из разнообразных по фактуре и качеству материалов: деревянные и пластиковые бусины различных цветов, большие и маленькие разноцветные пуговицы, различная фурнитура, цепочки с мелкими и крупными звеньями, фигурки из KinderСюрприза, пайетки, термоапликации, большие и маленькие металлические гаечки, деревянные и пластиковые палочки, ленты, тесьма, фигурки из фетра, фоамирана, пластика, резины, помпоны, камушки, ракушки, декоративные элементы (цветы, сумочки, фигурки животных и т.д.) из различных материалов.

t1637287355ah.jpg

t1637287355ai.jpg

t1637287355aj.jpg

t1637287355ak.jpg

t1637287355al.jpg

В основном каждый комплект имеет в своей основе сюжет, который на первоначальном этапе может проговорить педагог, а в последующем - сами дети, придумывая рассказ о путешествиях и приключениях героев, развивая тем самым свои речевые навыки.

t1637287355am.jpg



Работа с «дорожками» начинается со знакомства: разглядывания и ощупывания. Когда материал достаточно изучен, переходим непосредственно к «шаганию» пальчиками от объекта к объекту. Когда и это хорошо усвоено, можно добавить элементы логоритмики: движение пальцев с проговариванием ритмичных стихов или песенок.

t1637287355an.jpg

t1637287355ao.jpg

Педагог должен предлагать движение по дорожкам разными пальцами, что предполагает вариативность и формирование дифференцированных движений.

Вариантов игр с «дорожками для пальчиков» можно предложить достаточно много:

  • «шагать» указательным и средним, большим и указательным, большим и мизинцем и т.д.;
  • «шагать» левой, правой рукой или двумя руками сразу;
  • «шагать» вперёд или назад;
  • «шагать» по каждому объекту или через один-два;
  • «шагать», считая каждый шаг;
  • называть и показывать предметы определённого цвета, формы;
  • «шагать» и описывать, какие предметы на ощупь;
  • назвать большие и маленькие предметы;
  • называть и показывать предметы направленные (летят, идут, едут и т.д.) налево, направо, вверх, вниз;
  • называть и показывать предметы из определённого материала (металл, резина и т.д.).

t1637287355ap.png

t1637287355aq.png

t1637287355ar.png

t1637287355as.png

Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают необходимые навыки для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.



Литература:

Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движения пальцев рук//Тез. Докл. 240-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД. - М.: Просвещение, 1974. – С.12-25.

Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Просвещение, 2009.

Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005.

Брогаускас Л.Г. Развиваем пальчики: Книга-игра для развития мелкой моторики. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2008.

Венгер Л.Н. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М.: Просвещение, 2008.

Крупенчук О.И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи. - М.: Литера, 2019.

Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики, 20-е изд. - СПб.: КОРОНА-Век, 2009.

Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1999.

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Куликова Ирина Геннадьевна, 19.11.21 в 07:33 4Ответить Пожаловаться
Материал функционален м интересен. Спасибо
Шуткова Татьяна Михайловна, 19.11.21 в 08:02 2Ответить Пожаловаться
Материал интересный, но много опечаток. Рекомендую внимательно прочитать и исправить
Лидия Сергеевна Маметьева, 19.11.21 в 10:04 2Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за замечание, учту и всё исправлю
Кияйкина Наталья Федоровна, 19.11.21 в 08:15 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за распространение опыта работы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.