Комплект дидактических развивающих карточек «Овощи и фрукты»
Комплект дидактических развивающих карточек
«Овощи и фрукты»
Дидактические развивающие карточки «Овощи и фрукты» способствуют развитию представлений детей об окружающем мире.
В комплект входят 18 карточек- изображений «Овощи и фрукты» (лук, капуста, морковь, картофель, перец, редис, помидор, огурец, тыква; яблоко, груша, апельсин, абрикос ,банан, ананас, виноград, гранат, лимон), 16 карточек для закрепления изученного материала: 10 карточек «Чего не хватает», 1 карточка «Во саду ли, в огороде», 2 карточки «Четвертый лишний», 2 карточки «Часть и целое»1 карточка «Назови сок»
Данный комплект дидактических развивающих карточек "Овощи и фрукты" будет интересен воспитателям детских садов, логопедам, психологам, дефектологам, родителям. Применять данную разработку можно, как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми.
Дидактические развивающие карточки предназначены для изучения и повторения лексической темы "Овощи и фрукты".
Аудитория: дети старшего дошкольного возраста (можно использовать для занятий с детьми с ОНР, ЗПРР).
Форма работы: индивидуальная, работа в группе, работа в парах.
Этап занятия: изучение нового материала, закрепление пройденного материала.
Время: от 10 до 15 минут на занятии.
Необходимые для работы знания и умения детей: умение слушать, умение анализировать материал задания, навыки совместной работы со сверстниками и взрослыми.
Цель: содействие формированию у детей познавательного интереса, воспитанию бережного отношения к природе через знакомство с овощами и фруктами
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
1.Активизировать и уточнить словарь по теме -Фрукты и овощи,
2. Обогащение словаря глаголов и признаков;
3.Закрепить обобщающие понятия - Овощи – фрукты;
4.Упражнять в образовании относительных прилагательных;
5.Повышать уровень познавательной активности и интеллекта детей, интерес
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать целостное восприятие предмета;
2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру;
3. Развивать навыки словообразования
4. Упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме;
5. Развивать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта( овоща) и его части;
6. Развивать умение четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы;
7. Развивать восприятие, память, внимание, мышление, связную речь
Коррекционно - воспитательные:
1. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности;
2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Ожидаемые результаты:
-Формирование у воспитанников более глубоких представлений об овощах и фруктах, их многообразии;
- Дети знают основные отличительные особенности внешнего вида и произрастания овощей и фруктов;
- расширятся представления детей об окружающем мире;
- Дети научатся делать обобщения, сравнивать, классифицировать; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
работать индивидуально, в паре и в группе;
Используемый материал:
-картинный материал
- бумага
- цветной принтер;
- пленка для ламинирования;
- ламинатор;
Инструкция по использованию карточек
1 блок представлен карточками с изображением и названием овощей и фруктов.
2 блок представлен набором карточек предназначенных для закрепления знаний по теме «Овощи и фрукты»
Игры с карточками
Игра «Чего не хватает»
1) в первом ряду указаны изображения в определенной последовательности. Во втором ряду данная последовательность изображении сохраняется, но отсутствует элемент, который необходимо назвать. С увеличением уровня сложности в игровом поле появляется дополнительное изображение предмета.
2) в первом ряду указаны изображения в определенной последовательности. Во втором ряду данный порядок изображений нарушен, и отсутствует элемента, который необходимо назвать.
Игра «Во саду ли, в огороде»
. Детям предлагается назвать овощи и фрукты и присоединить к месту их произрастания. Игру можно провести в виде соревнования.
Игра «Четвертый лишний»
Взрослый выкладывает перед детьми карточку и предлагает найти лишнее животное. Ребёнок выделяет среди животных лишнее и объясняет свой выбор.
Игра «Часть и целое»
Педагог предлагает найти подходящие по смыслу карточки и соединить их.
Игра «Назови сок»
Дети называют изображённый фрукт или овощ и говорят, как будет называться сок из этого фрукта или овоща. Например:
«Это яблоко — яблочный сок»( для читающих детей соединить линиями овощ или фрукт с названием сока).
Так же для проверки полученных знания по теме "Овощи и фрукты" можно предложить следующие виды заданий:
Подвижная игра « Назови овощ или фрукт»
Вариант 1: взрослый показывает овощ (карточку) дети называют
его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.
Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают движениями, где он растёт.
«Опиши, а я отгадаю»
«Из карточек «Овощи и фрукты», что лежат на столе, педагог выбирает одну. Инструкция для детей: я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам».
Игра «Маленькие поварята»
Педагог предлагает детям представить себя поварами и рассказать, как можно приготовить различные овощи. После этого педагог берет карточки «овощи», а дети подбирают нужные глаголы.
Капуста (Можно резать, мять, тушить, солить).
Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить).
Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок).
Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки) и т. д.
Игра «Доскажи словечко»
Педагог читает детям стихи об овощах и фруктах, дети внимательно слушают и подбирают нужную рифму.
Круглолица, белолица,
Любит вдоволь пить водицу.
У нее листочки с хрустом.
А зовут ее… капуста.
· А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зеленые хитрецы,
Молодые… огурцы.
Верите – не верите, мы родом из Америки.
В сказке мы сеньоры, на грядке …. Помидоры
В шкурке, желтый, кислый он, Называется…(лимон)
Этот плод продолговатый, Витаминами богатый. Его варят, его сушат, Называется он …(груша)
Среди листьев изумрудных Зреет много гроздьев чудных.
Они из ягод состоят, У них чудесный аромат,
И мы зовем их …(виноград)
Круглое, румяное,
Расту на ветке высоко,
А зовётся …(яблоко)
Упражнение «Будь внимательным!»
Педагог читает детям стихотворение «Фрукты». После чтения , дети должны назвать все фрукты, перечисленные в стихотворении. Вторая часть игры направлена на то, чтобы дети вспомнили как можно больше прилагательных, перечисленных в стихотворении.
Фрукты растут на деревьях в саду.
Яркие фрукты у всех на виду.
Вот среди веток груши бочок.
Груша зеленая, как кабачок.
Яблоки красные, синие сливы.
Спелые сливы вкусны и красивы.
Персик румяный укрылся листком.
Ты с этим фруктом, конечно, знаком?
Солнечным соком лимон напоен.
Светится золотом желтый лимон.
В кроне зеленой висят апельсины,
Солнцу подставив рыжие спины.
Что за художник у всех на виду
Фрукты раскрасил в нашем саду?
Игра «Один – много»
Инструкция: Я назову один фрукт, а ты много таких фруктов.
Банан- бананы (яблоко, груша, апельсин, абрикос, ананас, виноград, гранат, лимон).
Игра «Жадина»
Педагог предлагает ребенку ответить на вопросы:
Чей это банан? (Мой банан.)
Чье это яблоко? (Мое яблоко.)
Чья слива? (Моя слива.) и т.д.
(можно добавить прилагательное: цвет, вкус, форму. Пример: это моё красное, сладкое, круглое яблоко).