Публикация «Развивающие технологии на уроках истории и обществознания»
Семерикова С.А., учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 10» г.Инты Республики Коми
Развивающие технологии на уроках истории и обществознания
(Описание опыта по использованию развивающих технологий на уроках истории).
1. Проектная деятельность на уроках истории и обществознания.
2. Исследовательская деятельность на уроках истории.
3. Технология развития критического мышления.
4. «Дебаты» на уроках истории и обществознания.
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания.
В качестве одного из таких инновационных средств развития личности учащихся была выбрана методика проектной деятельности, как один из вариантов личностно-ориентированной технологии. Этот метод является одним из эффективных методов, так как носит репродуктивный характер, и имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной деятельности.
Существует несколько правил для педагогов, которые решили заняться проектной деятельностью:
Учитель полностью отвечает за успех ученика, т.е. создаёт условия для ситуации успеха.
Учитель доверяет ученику, считает, что они равноправны в этой деятельности.
Учитель вырабатывает новую позицию помощника и наставника.
Структура работы над проектом предполагает: подготовку учащихся к работе, выбор проблемы, сбор и анализ информации, разработка собственного варианта решения проблемы, реализация плана, презентация проекта, рефлексия. Презентация проекта проходит в несколько этапов: урок-презентация, выступление на школьной научно-практической конференции, участие в творческих конкурсах различного масштаба.
Проектная деятельность начинается на уроках истории уже в 5 классе. Так, например, в начале учебного года ребятам предлагается знакомство с видами тем исследований. Все возможные темы можно условно разделить на три группы:
- фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах, явлениях;
- экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;
- теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных источниках.
Примерами таких тем могут служить следующие:
Кто строил пирамиды?
Какая была Земля в представлении людей древности?
Почему многие сооружения древности называют «Чудесами света»? и т.п.
В среднем звене (5-8 классы) проектная деятельность постепенно усложняется с учетом возрастных особенностей учащихся.
Для учащихся старших классов (9-11 кл.) наиболее продуктивными являются проекты на базе информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Учащиеся имеют возможность выбрать конкретное содержание в рамках целостной темы. Обязательным для всех является поисковая составляющая работы, обзор информационных ресурсов с аннотированием, создание текстового материала и публичная защита с презентацией.
Методика проектной деятельности может быть с успехом использована как в урочное, так и во внеурочное время.
В качестве примера можно привести следующий проект, который подготовили учащиеся 8-9 классов: В 2018-2019 учебном году команда учащихся 8-9-х классов участвовала в юбилейном марафоне, посвященном 55-летию города Инта - «Ключ к воротам Инты». На одном из этапов этого марафона перед учащимися была поставлена следующая задача: создать макет улицы, площади, сквера или нового здания и аргументированно защитить созданный проект. Ребята разработали проект зоны организованного загородного отдыха для интинцев и гостей города.
Цели данного проекта:
Увековечить память первого жителя Инты Федота Акимовича Филиппова;
Создать организованную зону загородного отдыха для жителей и гостей Инты.
Установить на месте въезда в город новый современный указатель.
Почему ребята определили именно эти цели?
Во-первых, на территории города Инты нет ни одной памятной доски, мемориального памятника, упоминающих имя Федота Акимовича Филиппова, его заслуг перед жителями Инты. Ведь это он когда-то в начале XX века поставил свою палатку на берегу ручья «Угольный», определив местоположение будущего города. Без его огромного трудолюбия и старания, помощи и доброго слова первым приезжающим сюда геологам было бы очень сложно. Почти все свои 80 с лишним лет он отдал нашему городу. Федот Акимович Филиппов достоин памяти интинцев.
Во-вторых, в Инте отсутствует организованная зона загородного отдыха. Не секрет, что многие интинцы в теплую солнечную погоду устремляются за город, на пикники. Кто-то устраивается на своих дачах, а большинство используют первое попавшееся более или менее подходящее место. Обычно это берег реки, поляны в лесу, парковая территория, где, кстати, запрещено разводить костер. Вот и обрастают берега реки использованными пакетами, пустыми бутылками и прочим мусором. Похожая картина складывается и в других местах «дикого отдыха». Необходимо создать условия для цивилизованного отдыха интинцев.
В-третьих, ребята предложили заменить заржавевший указатель с названием города как несоответствующий представлению о современном городе.
Ребята собственными силами создали макет зоны организованного загородного отдыха для жителей и гостей Инты, проявив при этом творчество, находчивость, незаурядные дизайнерские качества.
Во время презентации своего проекта ребята убедительно и аргументировано обосновали не только целесообразность практического воплощения своей идеи, но и минимальную финансовую затратность предполагаемых работ.
Проект был представлен компетентному жюри конкурса и привлек внимание присутствующих архитекторов как наиболее реальный и практически востребованный.
Опыт преподавания с использованием проектных технологий на уроках в течение ряда лет, сравнение результатов обучения в экспериментальных и контрольных классах, где преподавание велось с применением традиционной методики, показало, что этот вид обучения имеет преимущества. Ребята свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету, формирует их историческое сознание.
Ценностью работы в данном направлении является качественное построение уроков-проектов, исследовательских проектов, творческих проектов на сочетании приемов и методов, позволяющим активизировать познавательную деятельность, развивать творческие способности учащихся.
Система формирования основ проектной деятельности будет эффективной, если она включает изучение и анализ степени обученности проектной деятельности и направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельности. В ходе ученического исследования используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, ресурсы интернета, материалы СМИ и др. информация.
Используя метод проектов в своей работе, педагог способствует повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным через проживание «ситуации успеха» не на словах, а на деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации; через осознание себя, своих возможностей, своего вклада. А также важно развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
Исследовательская деятельность на уроках истории.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования в качестве приоритетных обозначили не только задачи формирования интеллектуальных умений, исторического мышления, но и овладение элементарными методами исторического познания, умение работать с различными историческими источниками, развитие способностей использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Одним из путей решения этих проблем становится организация обучения учащихся началам учебного и научного исследования. Исследовательская деятельность позволяет учащимся не только научиться ориентироваться в современном потоке информации, но и позволит овладеть на более высоком уровне приемами и навыками интеллектуальной деятельности. Это путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков, освоения государственных образовательных программ общего образования и достижения соответствующих образовательных стандартов.
Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, которая использует в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством педагога. Формируя и развивая навыки самообразования, огромное значение имеет способность преподавателя создать мотивацию к исследовательской деятельности, которая может быть обусловлена интересом к предмету, эмоционально-чувственным восприятием и выбором будущей профессиональной области. Важность последнего критерия в настоящее время возросла.
Я рассматриваю исследовательскую деятельность в том числе и как средство обретения молодым поколением культурных ценностей, вхождение в мир культуры через культуру и традиции научного сообщества, способность строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию. Кроме того, исследовательская деятельность позволяет достичь признания сверстниками и взрослыми.
Успешная исследовательская деятельность в старших классах возможна лишь при условии начала формирования исследовательских умений и навыков в начальной и среднем звеньях обучения. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование исследовательских навыков, в процессе которого необходимо сочетать соответствующие методы и приёмы урочной, внеурочной и внеклассной работы.
Исследовательский метод обучения кардинально отличается от классических: учащиеся самостоятельно ставят цель и определяют пути ее достижения, самостоятельно осуществляют поиск, отбор, обобщение и анализ необходимой им информации (учитель может выступать в роли консультанта).
Основные цели исследовательского метода обучения:
научить учащихся самостоятельно достигать намеченные цели;
научить учащихся предвидеть мини-проблемы, которые могут возникнуть на пути достижения цели;
сформировать у учащихся умение работать с информацией (поиск источников, технология работы с информацией);
сформировать у учащихся навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта; навыки работы и делового общения в группе.
Планирование работы над исследованием начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласование интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешение спорных вопросов. Затем предложенные темы выносятся на обсуждение.
Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:
Ход научного исследования:
Затем можно переходить к выбору темы научно-исследовательской работы. Выбор темы имеет большое значение. Под темой работы принято понимать то главное, о чем в ней говорится. Это и материал, отобранный и организованный в соответствии с задачами исследования; и предмет изучения, отраженный в определенном аспекте. При выборе темы педагог помогает учащимся ставить задачу узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать.
Собственно само исследование учащиеся начинают с обоснования актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности выбранной темы должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет необходимости – главное показать суть проблемной ситуации. Формулировка проблемной ситуации - важная часть введения. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов.
От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.д.).
Следующий этап работы аналитический - этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик:
- уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели исследования;
- ищет и собирает информацию, учитывая собственный опыт; результаты обмена информацией с другими учащимися, родителями, консультантами; сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.
- анализирует и интерпретирует полученные данные.
На данном этапе учащиеся получают навыки поиска информации, ее сравнения, классификации; установления связей и проведения аналогий; анализа и синтеза; работы в группе, координации разных точек зрения посредством личных наблюдений и экспериментирования; общения с другими людьми (встречи, интервьюирование, опросы) работы с литературой и средствами массовой информации (в том числе через интернет).
Учитель на данном этапе играет роль активного наблюдателя:
- следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам;
- оказывает необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников;
- корректирует деятельность участников;
- обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.
Обработка полученной информации – это, прежде всего ее понимание, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащимся потребуются умения интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы учителя.
Для наиболее успешной организации аналитического этапа учителю предлагается:
- дать учащимся (если необходимо) алгоритмы способов работы с информацией (например, алгоритм проведения анкетирования, социологического опроса, эксперимента, алгоритм поиска литературы в библиотеке, информации в сети интернет и т.д.);
- составить список возможных источников информации, учитывая предоставленное учащимися время, материальные возможности и особенности исследования;
- предложить учащимся план работы с информацией;
- помочь учащимся оценивать достоверность и необходимость найденной информации;
- постоянно напоминать учащимся о целях сбора и необходимости анализа информации;
- проводить подведение итогов аналитического этапа в присутствии всех участников исследования;
Следующий этап исследовательской работы – этап обобщения информации. На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний, умений, навыков.
Учащиеся систематизируют полученные данные; объединяют в единое целое полученную каждой группой информацией; выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов.
Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работы с информацией (анкетирование и обработка полученных результатов, проведение социологического опроса, интервьюирование и т.д.)
Для наиболее успешной организации этапа учителю предлагается:
продумать возможные формы обобщения для совместного их обсуждения с учащимися;
составить список возможных форм обобщения итогов исследования на совместном обсуждении;
обратить внимание участников исследования на те или иные способности каждого ученика, чтобы каждый осознал необходимость своего участия в работе;
помочь учащимся обобщить полученные результаты, а также поделиться с товарищами знаниями и умениями, приобретенными в процессе работы;
составить совместно с учащимися план презентации: согласовать форму, определить участников, сроки, ответственного.
После того как работа выполнена, следует следующий этап – этап представления полученных результатов. На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата. Обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над исследованием. Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрируют приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над исследованием. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности.
В процессе работы по обобщению материала и подготовки презентации у учащихся, как правило, появляются новые вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований. Задача учителя на данном этапе – объяснить учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относится к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения на решение одной проблемы.
Работая над исследованием, учителю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретения навыков.
Для наиболее успешной организации этапа учителю предлагается:
- заранее продумать, как лучше применить индивидуальные способности каждого участника работы;
- определить время для подготовки и проведения презентации;
- оказать помощь учащимся в выборе формы проведения презентации;
- помочь учащимся определить собственные достижения и выявить нерешенные проблемы;
- обсудить с учащимися перспективы продолжения работы над данным проектом.
С учетом возрастных особенностей обучающихся в своей работе выделяю два этапа формирования исследовательских навыков: 5-7 класс и 8-9 класс.
В 5 -7 классах на уроках истории организуется работа учащихся с различными источниками информации: текст учебника, исторические тексты, карты, картосхемы, графики, таблицы, иллюстрации и учебные картины, аудио и видеоинформация, их анализ, характеристика, сопоставление и сравнение. Составление плана текста развивает такие умения как выделение логических частей текста и определение главного. Происходит обучение учащихся приемам рационального чтения, «маркированного чтения» др.
Не забыт один из старых, но эффективный прием педагогической деятельности - работа по памяткам характеристики событий, исторических деятелей, государства, которая развивает умения и навыки работать по образцу или по плану или по алгоритму.
Чтение и составление хронологических, сравнительных и обобщающих таблиц, диаграмм, схем и графиков развивают аналитические способности. Систематическая работа с понятиями (от заучивания к самостоятельной формулировке, сравнению, определению степени обобщенности) формирует навык работы с определениями и терминами, который необходим для исследовательской деятельности. Творческие способности и навыки письменной речи проявляются и развиваются при составлении описания событий от имени исторического персонажа. Проблемное обучение развивает умение выдвигать гипотезу, подбирать аргументы и делать выводы, формулировать собственную точку зрения на проблему, представление которой развивает речь ученика. Умение самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы позволит ученику от умений формулировать личное суждение-ответ перейти к умению выбрать альтернативу на основе имеющейся информации и логически освоить практику принятия рациональных решений.
Межпредметные и внутрипредметные связи на уроках истории являются необходимым условием для формирования целостной картины мира и исторического развития. Младшие подростки способны подбирать дополнительный материал по теме, опираясь на сформулированные учителем вопросы. Ведется работа по привитию навыков работы со справочной литературой (энциклопедиями, справочниками), школьники учатся делать выписки.
Внеурочная деятельность на этом этапе обучения в первую очередь призвана закрепить интерес к предмету, поэтому использую сответствующие возрасту учащихся формы работы - конкурсы, викторины, игры. Например, составление родословных таблиц, написание семейных хроник. Семья для младшего подростка неоспоримая ценность. Изучение истории своей семьи, составление родословных таблиц под руководством педагога, позволяет не только формировать информационную компетенцию, но, как правило, и благотворно влияет на семейный микроклимат. А возможность продемонстрировать результат во время конкурса или игры создаёт ситуацию успеха и социального признания результатов труда. Формирование чувства сопричастности к истории, следуя от частного к общему: от любви к своей семье, от физической привязанности к месту своего рождения, месту жительства до любви к Родине.
На уроках и во внеурочной работе уделяется серьёзное внимание знакомству с историей города Инта, Республики Коми.
5-7-классникам вполне по силам провести и проанализировать данные социологического мини-исследования. Например, на обобщающих уроках учащиеся выясняют уровень знаний сверстников по какому-либо историческому периоду и используют полученный результат при организации внеурочного мероприятия.
У обучающихся 8-9 классов на уроках истории продолжается работа по развитию мыслительных умений и навыков, умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; умений и навыков, связанные с культурой устной и письменной речи. Особое внимание уделяется работе с разнообразными историческими источниками (уроки – практикумы, лабораторные занятия). Осваиваются новые формы учебной деятельности: дискуссии, диспуты, семинары. Подростки способны не только получать информацию с помощью таблиц, схем, графиков, диаграмм, но и составлять их самостоятельно на основе текста или других таблиц, схем, графиков, диаграмм, а также на основе аудио- видеоматериалов, вещественных источников. Подобная деятельность развивает умения анализировать, классифицировать, сравнивать, выявлять общее и частное. Умея работать по алгоритму, 8-9-классники учатся самостоятельному составлению учебных памяток, планов ответов, алгоритмов учебной деятельности.
Творческие задания усложняются: помимо составления описания событий от имени исторического персонажа, составляются газетные публикации, интервью, мемуары, листовки, прокламации, проводятся пресс-конференции. Учащиеся выступают в роли исследователей, самостоятельно добывающих знания, использующих разнообразные источники и материалы.
Проблемное обучение дает возможность научить устанавливать причинно-следственные связи событий и явлений, что является необходимым умением для исследовательской деятельности. Приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом является одним из наиболее мощных методов построения представлений об окружающем мире и оценки достоверности этих представлений. Дополнительный материал по теме подбирается самостоятельно, ученик сам определяет круг вопросов, который надо осветить и источники. Представление собранного материала может сопровождаться демонстрацией иллюстраций, карт, схем, таблиц, мультимедийных презентаций.
Важным условием развития исследовательских умений и навыков остается внеурочная деятельность. 8-9-классники не только участвуют в различных мероприятиях школьного и муниципального уровня, (например, участие в юбилейном марафоне, посвященном 65 – летию города Инта), но и способны самостоятельно проводить и даже разрабатывать формы и задания конкурсов, игр и викторин по истории для учеников младших и сверстников (например, участие в Декаде гуманитарных наук. Горожане ШАГа, члены клуба «Архивариус» - учащиеся 8-9 классов учатся выступать в роли экскурсоводов и составлять экскурсии по экспозициям школьного Музея.
В 8-9 классах учащиеся начинают приобщаться к написанию исследовательских работ. Наиболее благоприятные условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления создаются при изучении истории города Инта, Республики Коми. Например, в 2018 году исследовательская работа учащихся 9 класса Огородовой Елены и Теребило Александры «Храм Святой Троицы в городе Инта» занимает II место на школьной научно-практической конференции, учащиеся 8 класса Махмудова Анжелика и Шарыпов Даниил представили на школьной научно-практической конференции исследовательскую работу «Проблема сохранения исторического наследия города Инта», которая заняла почетное III место. При этом учащиеся действуют в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимают творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е. самостоятельно ставят цели своей деятельности. На каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, - иначе исследование может постепенно превратиться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов.
В результате освоения умений и навыков исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности к окончанию основной школы у обучающихся происходит
• усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется кругозор учащихся в предметных областях;
• овладение универсальными способами учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке;
• формирование разнообразных умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
• формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, культурой оппонирования и ведения дискуссий, публичных выступлений;
• формирование социального опыта учащихся в труде и общении, повышении социального статуса;
• возможность профессионального самоопределения, опираясь на тот социальный опыт, что приобретен во время исследовательской работы в школе.
Исследовательская деятельность обучающихся важна в не меньшей степени и для педагога, т.к. он получает стимул для профессионального самосовершенствования, самообразования и признания. В заключение нужно отметить, что формирование навыков исследовательской деятельности в преподавании истории является залогом высокого уровня знаний учащихся по предмету.
Технологическая карта исследовательского метода:
Технология развития критического мышления.
Также на уроках истории и обществознания использую технологию развития критического мышления, которая позволяет сформировать у учащегося умение анализировать исторические факты, т.е. из всего многообразия фактов выбирать необходимые для освещения данного конкретного вопроса, аргументированно, логично и ярко строить свой ответ, формулировать выводы. Главное - активизируется познавательная деятельность ребят, им хочется узнавать больше и подробнее.
Например, урок в 7-м классе «Крестьянская война под предводительством С. Разина». Урок условно делится на три этапа: «Знаю». «Узнал». «Хочу знать». В начале урока учитель заостряет внимание учащихся на понятии «крестьянская война». «Что мы знаем о крестьянской войне?». Ребята могут дать определение крестьянской войны, пояснить, чем крестьянская война отличается от крестьянского бунта, восстания, привести примеры ранее изученных крестьянских войн и восстаний (из курса истории средних веков). Далее учитель нацеливает учащихся на изучение поставленной темы урока: «Что нам необходимо узнать о крестьянской войне под предводительством Степана Разина?». Варианты предложений учащихся самые разнообразные, но с помощью учителя они сводятся к плану характеристики войн, восстаний (даты, территория, причины, личность Разина, задачи, участники, методы постижения цели, ход войны, результаты, причины поражения, значение).
Учащиеся получают задание по группам - подготовить ответ на один из поставленных вопросов. Для поиска информации ребята используют не только учебник, но и дополнительную литературу, предложенную учителем. Учащиеся сначала прорабатывают информацию в группах, выбирают главное, необходимое, а потом знакомят с полученным результатом всех остальных. Важен момент устного озвучивания, воспроизведения полученных знаний. Учащиеся учатся говорить - выслушивать мнение основного докладчика, в случае необходимости - дополнять его, задавать уточняющие вопросы. Основные выводы ребята кратко фиксируют в тетради.
Большое внимание на уроке уделяется воспитательному моменту, обращается внимание на жестокость, бесчеловечность войны со стороны всех ее участников. Учитель предлагает обсудить два вопроса:
1. Война - это единственный способ решения конфликта?
2. Почему в XVII веке невозможен был мирный способ решения спорных вопросов?
Таким образом, учащиеся учатся изучать конкретное историческое событие в контексте с другими, учатся находить и выявлять причинно-следственные связи. В конце урока учитель предлагает вопрос: «Что еще хотелось бы узнать о крестьянской войне Степана Разина?». Это и становится основой домашнего задания: подготовить сообщение на темы, предложенные самими учащимися. Например, «Последствия крестьянской войны Степана Разина», «Образ Стеньки Разина в народном творчестве» и т.п.
«Дебаты» на уроках истории и обществознания.
Одним из интереснейших современных приемов преподавания гуманитарных дисциплин является технология «Дебаты». Проведение дебатов является эффективным средством обучения. Дебаты – это форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется регламентированный обмен информацией, отражающий противоположные точки зрения по одной и той же проблеме.
Цели Дебатов:
Развитие и стимулирование познавательных интересов учащихся
Обобщение и систематизация знаний по истории и обществознанию
Развитие творческого мышления учащихся
Формирование навыков планирования и прогнозирования результатов
Формирование навыков интенсивной интеллектуальной деятельности в условиях ограниченного времени
Создание ситуации, способствующей наиболее полной реализации личностных качеств (умение работать в команде, убеждать, аргументировано защищать свою точку зрения)
Создание благоприятных условий для межличностного общения.
Для того, чтобы учащиеся смогли в полном объеме реализовать свои учебные, интеллектуальные, творческие, организаторские возможности, необходимо неукоснительно соблюдать правила проведения дебатов. Это:
Строгое соблюдение временного лимита
Четкое соответствие ролевым предписаниям
Наличие разнообразных о объективных критериев оценки команд
Соблюдение запрета на нерегламентированные высказывания
Использование возможности высказать точку зрения только один раз
Результативность дебатов во многом зависит от правильно выбранной темы, которая формулируется в форме повествовательного предложения. Требования к выбору темы следующие:
чёткость и конкретность формулировки
однозначность понимания
перспективность обсуждения
значимость для воспитанников
Любой урок или внеурочное мероприятие, проводимое в форме дебатов, требует от учащихся и учителя большой предварительной подготовки. Это сбор возможной информации по заявленной теме, причем источники информации могут быть самые разнообразные (энциклопедические, монографические, публицистические, Интернет); отбор наиболее весомых и значимых аргументов в защиту своей позиции; подготовка возможных вопросов стороне оппонентов. На этапе подготовки предоставляю учащимся максимальную свободу учебной деятельности, выполняя при этом роль консультанта.
На этапе проведения дебатов учитель, должен играть активную роль, выступая в качестве арбитра, наблюдая за выполнением правил всеми участниками дискуссии.
Очень важным является этап обсуждения проведенного мероприятия, рефлексии итогов, полученных результатов. Именно во время обсуждения итогов учащиеся окончательно находят определенную истину в поставленной проблеме, а также имеют возможность убедиться в правильности или ошибочности сделанных ими выводов.
Технологию дебатов можно успешно использовать как в урочной, так и внеурочной деятельности. В качестве примера использования данного метода обучения в учебной деятельности можно привести урок по истории России в 8 классе по теме «Петр I. Значение его реформ».
На первом этапе урока, этапе вызова, погружения в проблему, на котором происходит актуализация материала, пробуждения интереса у учащихся, активизация их деятельности, ребята вспоминают основные факты биографии Петра I, его личностные, человеческие качества. Это может быть викторина или сообщение ребят на основе дополнительной литературы. Далее заостряется внимание ребят на величии образа Петра I, интереса к нему современников и потомков. Ребятам предлагается для размышления проблема в виде повествовательного предложения: «Преобразования Петра I имели положительное влияние на развитие России».
Второй этап урока - осмысление. Учитывая различный уровень обученности учащихся в классе, ребятам заранее даются различные задания. Группе ребят с более высоким уровнем обученности предлагается найти аргументы, подтверждающие спорность, проблематичность данного утверждения. Упор был сделан не на лозунговость высказываний, а на доказательность, логичность, разносторонность, научность. «Сторонники» и «Противники» реформ Петра I должны были не переубеждать друг друга, а привести соответствующие доказательства своей точки зрения.
Ребята с несколько низким уровнем обученности должны выслушать мнения выступающих, зафиксировать их в тетради, обдумать, сделать свой собственный вывод о значимости преобразований Петра I для России.
Третий этап урока - выражение решения. С учащимися проводится беседа, где они делятся своим мнением, своей точкой зрения на поставленную проблему. Очень важно, чтобы ребята проговаривали свой ответ.
Заключительный этап урока - реализация полученного результата. На основе различных, порой противоречивых высказываний, ребята формулируют вывод о значимости преобразования Петра I для России, который фиксируется в тетради. Ребята также подводятся к важной исторической закономерности: на великие преобразования способны только выдающиеся личности. Именно они могут объединить людей, направить их энергию на созидание. Но такие преобразования требуют усилий всего народа. Более подробное изучение данной закономерности будет проведено в старших классах.
Примером использования дебатов во внеурочной деятельности может служить деловая игра, которая была проведена между командами учащихся старших 9-11 классов в рамках Декады правовых знаний в 2019 году. Для обсуждения были предложены несколько тем:
Средства массовой информации должны находиться под жестким контролем государства.
От твоего голоса на выборах зависит будущее твое, твоих родных и твоей страны.
Патриотизм у молодежи необходимо специально воспитывать.
Ребята выбрали тему «Молодежь должна участвовать в выборах». При подготовке к игре ребята привлекли знания, полученные ими на уроках истории и обществознания, в качестве дополнительной информации были использованы материалы, предоставленные Территориальной избирательной комиссией, куда учащиеся обратились за консультацией.
Деловая игра прошла очень насыщенно, интересно. Школьники получили не только новые знания по обсуждаемому вопросы, но и практические навыки, которые им пригодятся в дальнейшем. Не нужно забывать, что сегодняшние школьники – это будущие избиратели.
В разное время на уроках в старших классах были организованы обсуждения в форме дебатов по следующим темам:
Человеку на Земле в равной степени нужны и кибернетика, и Пушкин.
Науки юношей питают.
Лучше быть умным, чем богатым.
«Любая круча в юности легка» (Д.Байрон).
Популяризация Интернета ведет к снижению личных (живых) коммуникаций.
Опыт моей педагогической деятельности показал, что использование технологий проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий позволяет учащимся развить навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростками в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития. Ребята свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету, формирует их историческое сознание.