Развивающий курс «Интеллектика»

0
0
Материал опубликован 14 September 2022

I. Пояснительная записка

     Рабочая программа курса «Интеллектика» составлена в соответствии со следующими документами:

1) Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.; 

2) Федеральным государственным стандартом начального общего образования;

3) На основе авторских программ развития познавательных способностей обучающихся младших классов Ш. Ахмадуллина, М. Жуковой.

Общая характеристика развивающего курса «Интеллектика»

Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут для обучающихся 3 класса. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания, и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких обучающихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Учебно-методический комплект

Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

1) Ш. Ахмадуллин книга-тренажер «Нейро-гимнастика»;

2) Ш. Ахмадуллин книга-тренажер «Как тренировать память. Учимся пересказывать»;

3) Ш. Ахмадуллин «Скорочтение»;

4) Ш. Ахмадуллин блокнот-тренажер «Гимнастика для ума»;

5) М.А. Жукова «Тренажер для развития мозга»;

6) Ш. Ахмадуллин книга-тренажер «Как развить у ребенка критического мышление»;

7) Ш. Ахмадуллин «Найди ошибку»;

8) Ш. Ахмадуллин «Скорописание. Как научить ребенка писать быстро и красиво»;

9) Для развития пространственно-временных связей используются следующие игры: квадраты Никитина, игра-викторина «Изучаем время», нейро-тренажеры «Ладошки», геоборды системы Монтессори; «Берегись, Лава!», кубики Никитина «Сложи узор»; шнуровки;

10) Для развития связной речи: настольная игра «Все знают кто я, кроме меня», книги с окошками «Дом как все устроено», «Анатомия», рассказы по картинкам.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

задания на развитие внимания;

задания на развитие памяти;

задания на совершенствование воображения;

задания на развитие логического мышления;

задания на развитие речи.

Цель и задачи развивающего курса «Интеллектика»

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;

6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Ценностные ориентиры содержания обучения

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности ориентированы на второй уровень результатов.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

освоение эвристических приемов рассуждений;

формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии

решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять

простейшие гипотезы;

формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на

занятиях.

Место развивающего курса в учебном плане

 Развивающий курс «Интеллектика» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления и реализуется в рамках внеурочной деятельности.

Авторская программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 3 классов в размере 68 часов и рассчитан на один год обучения (2 часа в неделю).

 

II. Результат освоения курса внеурочной деятельности «Интеллектика»

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога;

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности при помощи педагога;

проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать своё предположение о возможном варианте решения проблемного задания;

учиться оценивать результат, выполненного задания;

учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников;

сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач;

моделировать алгоритм решения задачи и использовать его в ходе самостоятельной работы;

применять изученные способы учебной работы;

анализировать материал.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в рабочей тетради (в оглавлении);

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные объекты;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

читать и пересказывать текст;

грамотно формулировать и оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

совместно договариваться о правилах общения и на занятии;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

включаться в групповую работу;

участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.


III. Содержание занятий

Данная программа разработана для обучающихся 3 класса и направлена на развитие у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля. Все задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельность сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Срок реализации данной программы 1 год. Тематическое планирование кружка составлено на основе методик Шамиля Ахмадуллина: «Скорописание»; «Скорочтение»; «Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка»; «Как тренировать память. Учимся пересказывать»; «Найди ошибку. Интеллектуальная игра»; «Критическое мышление».

Развивающий курс «Интеллектика» включает 5 тем и диагностический блок:

«Развитие способности анализировать»;

«Развитие способности комбинировать»;

«Развитие способности планировать»;

«Развитие способности рассуждать»;

«Развитие графических навыков и каллиграфического почерка».

Развитие восприятия. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика доминирования долговременной и кратковременной памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Обогащение и активизация словаря обучающихся. Обучение детей скоростному и осознанному чтению. Развитие зрительной и слуховой памяти. Улучшение разговорной речи.

Развитие графических навыков и каллиграфического почерка. Освоение каллиграфии. Тренировка мелкой моторики рук. Развитие оптического контроля. Привитие аккуратности. Воспитание усидчивости.


IV. Календарно-тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности

«Интеллектика» в 3 классе (2 часа в неделю, 68 часов в год) ​​​​​​​

План

Факт

Тема занятия

Количество часов

Формируемые результаты

Раздел I. «Скорочтение. Как научить ребенка быстро читать» – 18 часов

1.

05.09.2022


Тестовый замер скорости чтения и понимания

1

1) Развитие памяти и мышления (в любом возрасте);

2) Совершенствование учебного процесса;

3) Экономия времени в повседневной жизни;

4) Способность двигаться вперёд и развиваться;

5) Хорошая концентрация внимания и реакции;

6) Продуктивность в различных видах работы.

2.

07.09.2022


Таблицы Шульте 3x3

1

3.

12.09.2022


Слова для отработки

1

4.

14.09.2022


Слово-фигура-число

1

5.

19.09.2022


Тест Струпа

1

6.

21.09.2022


Потерянный текст

1

7.

26.09.2022


Волшебный квадрат

1

8.

28.09.2022


Алфавит

1

9.

03.10.2022


Лишние буквы

1

10.

05.10.2022


Анаграммы

1

11.

10.10.2022


Рисование двумя руками

1

12.

12.10.2022


Волшебный квадрат

1

13.

17.10.2022


Найди букву

1

14.

19.10.2022


Лабиринты

1

15.

24.10.2022


Переключалка

1

16.

26.10.2022


Клиновидные таблицы

1

17.

07.11.2022


Чтение с пальцом

1

18.

09.11.2022


Тестовый замер скорости чтения и понимания

1

Раздел II. «Нейро-гимнастика» – 6 часов

19.

14.11.2022


«Сможешь сравнить?», «Что тут спрятано?», «Какая разница?»

1

1) Развитие мышления;

2) Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками; 3) Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности;

4) Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

20.

16.11.2022


«Помоги хозяйке», «Мастер на все руки», «Интеллект-карта»

1

21.

21.11.2022


«Через лабиринт», «А есть ли пара?», «Внимание, внимание!», «Только представь…»

1

22.

23.11.2022


Найди ошибку

1

23.

28.11.2022


Найди ошибку

1

24.

30.11.2022


Найди ошибку

1

Раздел III. «Пространственно-временные связи» – 8 часов

25.

05.12.2022


Изучаем время

1

1) Формирование и развитие пространственно-временных представлений;

2) Развитие умения ориентироваться в пространстве листа;

4) Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений; 5) Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

26.

07.12.2022


Изучаем время

1

27.

12.12.2022


Берегись, лава!

1

28.

14.12.2022


Берегись, лава!

1

29.

19.12.2022


Конструирование

1

30.

21.12.2022


Конструирование

1

31.

26.12.2022


Конструирование

1

32.

28.12.2022


Конструирование

1

Раздел IV. «Скорописание» – 7 часов

33.

09.01.2023


«Ковбой», «Упражнение с гантелями»

1

1) Освоение каллиграфии;

2) Тренировка мелкой моторики рук;

3) Развитие оптического контроля;

4) Привитие аккуратности;

5) Воспитание усидчивости.

34.

11.01.2023


«Гонки», «Упражнение с шариками»

1

35.

16.01.2023


«Обезьянки», «Мозаика»

1

36.

18.01.2023


«А–П–Я», «Обведи»

1

37.

23.01.2023


«Письмо в воздухе», «Дорисуй»

1

38.

25.01.2023


«Инструкция», «Графический диктант»

1

39.

30.01.2023


«7 красавцев»

1

Раздел V. «Развитие мышления» – 7 часов

40.

01.02.2023


«Обведи двумя руками», «Перерисуй фигуру», «Найди точную копию», «Куда шагает утка?»

1

1) Развитие мышления;

2) Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками; 3) Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности;

4) Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр

41.

06.02.2023


«Обведи и зачеркни фигуры как в образце», «Сосчитай и запиши», «Повтори движения», «Телескоп или микроскоп»

1

42.

08.02.2023


«Нарисуй с закрытыми глазами», «Повтори движения»

1

43.

13.02.2023


Конструирование

1

44.

15.02.2023


Найди ошибки

1

45.

20.02.2023


Констурирование

1

46.

22.02.2023


Найди ошибки

1

Раздел VI. «Развитие связной речи» – 8 часов

47.

27.02.2023


Рассказы по картинкам

1

1) Обогащение и активизация словаря обучающихся;

2) Обучение детей скоростному и осознанному чтению;

3) Развитие зрительной и слуховой памяти;

4) Улучшение разговорной речи.


48.

01.03.2023


Сочинялки

1

49.

06.03.2023


Рассказы по картинкам

1

50.

13.03.2023


Сочинялки

1

51.

15.03.2023


Дидактическая игра с книгой-окошками «Дом»

1

52.

20.03.2023


Дидактическая игра с книгой-окошками «Дом»

1

53.

22.03.2023


Дидактическая игра с книгой-окошками «Анатомия»

1

54.

03.04.2023


Дидактическая игра с книгой-окошками «Анатомия»

1

Раздел Vİİ. «Развитие критического мышления» – 8 часов

55.

05.04.2023


«Учимся находить суть», «Двусмысленность», «Оценка мотивов и целей источника информации»

1

1) Способность формировать собственное мнение и принимать решения, основываясь на полученной информации;

2) Развитие общеинтеллектуальных умений.

56.

10.04.2023


«Задачи с подвохом», «Задачи на внимательность и смекалку», «Плюсы и минусы»

1

57.

12.04.2023


«Файнворды», «Ошибки на картинке», «С разных сторон»

1

58.

17.04.2023


«Рассуждение и логика», «Верю – не верю»», «Середина сторон»

1

59.

19.04.2023


«Задачи с сыщиками», «Правда или фейк?», «Предложи решение»

1

60.

24.04.2023


«Возможные причины», «Возможные следствия», «Расставь приоритеты»

1

61.

26.04.2023


«Цепочка событий», «Решение проблем», «Последствия»

1

62.

01.05.2023


«Анализы и выводы», «Жизненные ситуации»

1

Раздел VIII. «Тренировка памяти» – 6 часов

63.

03.05.2023


«Представь», «Скажи обратно», «Повтори движение»

1

1) Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. 2) Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.


64.

08.05.2023


«Муха», «Главный образ», «Цепочка»

1

65.

10.05.2023


«Свое тело», «Запоминаем тексты», «Заверни и разверни»

1

66.

15.05.2023


«Читаем по ролям»

1

67.

17.05.2023


«Беглое чтение»

1

68.

22.05.2023


«Читаем по ролям»

1

Всего:




68 часов







15


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.