Развёрнутая пояснительная записка к уроку по технологии в 5 классе с технологической картой урока
«Проект урока технологии в 5 классе с использованием игры»
Выполнила:
Велижанская Валентина Викторовна,
учитель технологии Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма
Пояснительная записка
Проект урока по технологии с элементами игры по теме «Моделирование фартука» для 5 класса.
Основная образовательная цель урока – создание условий для обеспечения усвоения первоначальных знаний на основе моделирования фартука. Она соответствует требованиям образовательной программы школы, а также образовательной программы под руководством В.Д. Симоненко, УМК «Технология. Технология ведения дома. 5 класс», в рамках которой у обучающихся формируются универсальные учебные действия: регулятивные, коммуникативные, личностные и познавательные. Используемые игровые, информационно-коммуникационные технологии, коммуникативная методика нацелены на достижение предметных результатов, самореализацию, социализацию обучающихся 5 класса.
Моя задача, организовать деятельность обучающихся на уроке так, чтобы все были заинтересованы получить новые знания и закрепить их на практике. Данный урок разработан для обучающихся разного уровня подготовки и развития. Дети замотивированы к получению новых знаний: умеют самостоятельно работать с источниками информации, любознательны и активны на уроке.
В соответствии с поставленными целями, определён тип урока: изучение нового и первичного закрепления материала по теме «Моделирование фартука». Форма урока: урок с элементами игры.
С целью активизации познавательной деятельности, для разнообразия средств, применяемых на занятии, в течение урока используется мультимедийный проектор, подготовлена презентация в программе Power Point.
Весь материал урока отбирается с учетом поставленных целей, выполнение которых происходит на каждом этапе урока. Цели соответствуют программным требованиям, содержанию материала, возрастным особенностям данной категории обучающихся, необходимому их уровню знаний и умений.
Данный урок изучается в разделе «Технология изготовления швейных изделий из текстильных и поделочных материалов» в теме «Конструирование и моделирование швейных изделий». Для изучения раздела отводится 4 урока, тема «Моделирование фартука» является 3-4 уроком. Планируемые предметные результаты: знакомство учащихся с понятиями «модель», «одежда», «моделирование», деталями фартука, способами и правилами моделирования; развитие способностей в творческой деятельности, в самовыражении, через создание эскиза и описание модели фартука; формирование навыков моделирования; умение работать с источниками информации, организовывать свою деятельность, планировать.
На данном уроке изучается изменение основы чертежа выкройки изделия в процессе моделирования.
Структура урока отвечает дидактическим целям урока. При подготовке данного урока упор делается на игровые технологии (имитационная), т.к. основной деятельностью детей этого возраста является игра, а использование ИКТ позволяет сохранить положительный эмоциональный фон урока даже при выполнении практической работы. Этапы урока логически связаны между собой:
На первом этапе (организационный) для активизации внимания учащихся и создания благоприятной психологической обстановки начинаю урок с приятных слов в адрес ребят. Беседа. Приветствие учащихся, отметить отсутствующих, проверка готовности к уроку, концентрация внимания, настрой на успешную работу.
10-11 лет – возраст, когда зрительно-эмоциональное восприятие преобладает. Исходя из психологической характеристики данного возраста (большее число детей визуалы и меньшее - аудиалы), использование на данном уроке компьютерной презентации считаю наиболее оптимальным и логичным. Во-первых, экономия время, во-вторых, это позволит акцентировать внимание ребят на лучшее восприятие материала и выполнение практических заданий.
На втором этапе (подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний) организую проверку знаний учащихся о правилах снятия мерок и построения основы чертежа фартука. Предоставление слова докладчикам по теме «История фартука». Ученицы, выбравшие на прошлом уроке в качестве индивидуального домашнего задания подготовку сообщений, расскажут об истории фартука.
Задаю вопросы учащимся по пройденной теме, используя слайды презентации. Обучающиеся отвечают на вопросы по слайдам презентации: называют условные обозначения мерок, основные условные линии фигуры человека, перечисляют мерки, необходимые для построения основы чертежа фартука, называют основные детали фартука. В своих ответах учащиеся используют знания, полученные на предыдущем уроке, что считаю, будет направлено на положительные результаты учебной деятельности.
На третьем этапе урока (усвоения и первичного закрепления новых знаний) учащиеся познакомятся с новым видом деятельности при изготовлении швейных изделий. Беседа с элементами рассказа сопровождается презентацией «Моделирование фартука». Начало беседы сопровождается постановкой проблемного вопроса после просмотра модельного ряда фартуков: «Назовите сходства и различия представленных фартуков. Чем отличаются модели друг от друга?», - в результате чего учащиеся должны назвать тему урока и подойти к определению понятия «моделирование» (процесс изменения основы выкройки). В беседе с использованием презентации девочки определяют цель урока (познакомиться с процессом моделирования одежды) и задачи (научиться выполнять моделирование, рассмотрят способы выполнения моделирования). В процессе объяснения нового материала обучающиеся запишут в тетрадь новые термины и понятия, заполнят таблицу сходств и различий моделей (использование частично-поискового метода), выполнят задание на определение соответствия деталей фартука. На примере рассмотрят последовательность выполнения технического моделирования.
Физкультминутка запланирована на четвёртом этапе. Так как для изучения темы предложен большой объем материала, поэтому целесообразным будет организовать физкультминутку, которая будет направлена на снятие физической и эмоциональной усталости (снятие усталости с плечевого пояса, глаз).
На пятом этапе (проверки и первичного закрепления новых знаний) выполнят индивидуальную практическую работу – техническое моделирование (использован практический метод обучения). Моя задача консультировать и контролировать деятельность обучающихся. Данная работа позволит реализовать образовательную цель (каждая ученица выполнит практическую работу в соответствии со своим вариантом).
На шестом этапе (закрепления новых знаний) для закрепления новой в учебном предмете «Технология» темы проводится групповая практическая работа - игра «Ателье». Учащиеся получают задания в соответствии с родом деятельности: художники-модельеры подготавливают эскизы моделей фартуков, а художники-конструкторы выполнят техническое моделирование основы чертежа выкройки фартука по представленным моделям. Представители групп выступят с защитой своих проектов (реализуются развивающие цели). В процессе выполнения практической работы учащиеся раскроют свои творческие способности, проявят интерес, воображение и художественную фантазию. Просмотр презентации способствует развитию наглядно-образного, пространственного и зрительного восприятия, что подтверждается выполнением практического задания (выполнение технического моделирования), а свободное перемещение детей в группе позволит предупредить утомляемость.
Воспитательная направленность урока прослеживается на всех его этапах. Уверена, девочки задумаются над тем, какой вклад в формирование культуры, художественного и эстетического вкуса вкладывают люди, работающие над созданием швейных изделий.
На седьмом этапе (заключительном) удовлетворённые своими творческими успехами ученицы, изъявят желание поработать художниками-модельерами, чтобы приносить радость окружающим (это просматривается в процессе рефлексии).
Самооценка и оценивание работы своих одноклассников на уроке по карте контроля способствуют формированию коммуникативной компетенции.
Домашнее задание носит творческий характер (нарисовать одну или две собственные модели фартука). По тому выбору, который сделают учащиеся, можно диагностировать степень усвоения нового материала, а также эмоциональную предпочтительность творческому заданию.
Рефлексия покажет, как учащиеся справились со всеми заданиями, какие испытывали затруднения при выполнении индивидуального задания, и поможет спланировать коррекционную работу.
Приём самопроверки и самоконтроля, словесная похвала и оценивание ребят успешно решат эту задачу. Во избежание случаев травматизма во время выполнения индивидуальной практической работы проводится текущий инструктаж «О правилах безопасной работы с ножницами».
Оптимальный темп урока соответствует содержанию предложенных заданий, возрастным и психологическим особенностям учащихся. Содержание урока способствует развитию интереса к учению.
Считаю, что спланированный таким образом урок будет положительно работать на дальнейшее формирование интереса к предмету «Технология», овладение учебным материалом, воспитание учащихся.
Для проведения урока используется учебный кабинет школы, технические средства обучения. Это необходимо для создания увлекательной атмосферы учебной игры, диалога между обучающимися и учителем.
Для достижения положительного результата на занятии созданы оптимальные социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические условия, а включение элементов игры позволит:
реализовать на необходимом (оптимальном) уровне цели урока и получить соответствующие им результаты обучения;
избежать перегрузки и переутомления учащихся;
сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, хорошее настроение и самочувствие учащихся;
развивать наглядно-образное, пространственное и зрительное восприятие учащихся;
развивать навыки конструктивного сотрудничества учащихся между собой и с учителем.
Считаю, что все этапы урока будут реализованы. Учащиеся адекватно оценят достигнутые результаты. На следующем уроке самостоятельно смогут выполнить раскрой фартука.
Урок будет проводиться с доминирующей деятельностью обучающихся.
Основная часть
Конспект урока по теме «Моделирование фартука» в 5 классе
Цели урока сформулированы в соответствии с требованиями программы и с учётом возрастных и учебно-познавательных особенностей учащихся:
ознакомление учащихся с понятиями «модель», «одежда», «моделирование», с деталями фартука, способами моделирования; формирование умения моделировать фартук, знакомство с профессией модельера.
развитие самостоятельности мышления, познавательного интереса, интеллектуальных способностей.
воспитание аккуратности, опрятности и эстетического вкуса; формирование коммуникативных способностей при выполнении творческих работ в группе.
Используемые методы и технологии: информационно-коммуникационные, метод проектов, объяснительно-иллюстрированный (беседа, демонстрация слайдов презентации), метод контрольных вопросов, частично-поисковый (перед учащимися ставится проблема, которую решают вместе), практический метод (эскизное проектирование - творческая работа), игровая деятельность, индивидуальные формы организации работы учащихся, здоровьесберегающие технологии.
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные |
знакомство учащихся с понятиями «модель», «одежда», «моделирование», деталями фартука, способами и правилами моделирования; развитие способностей в творческой деятельности, в самовыражении, через создание эскиза и описание модели фартука; формирование навыков моделирования; умение работать с источниками информации, организовывать свою деятельность, планировать. | Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем, связанных с технологией. Коммуникативные УУД: планировать учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; развивать умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; отражать в устной и практической форме результаты своей деятельности; признавать право другого человека на иное мнение; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли. Познавательные УУД: логические - уметь моделировать фартук; анализировать объекты с целью выделения признаков; выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера; ЛичностныеУУД: научатся анализировать, сравнивать, обобщать, использовать фантазию, воображение при выполнении учебных действий; формирование желания выполнять учебные действия; |
Тип урока | урок изучения нового материала и первичного закрепления | |
Форма урока | урок с элементами игры | |
Формы работы | фронтальная, индивидуальная, групповая. | |
Методы и приёмы | словесный, наглядный, практический, имитационная игра, сравнение, целеполагание, самостоятельная работа, самоконтроль. | |
Методы и формы контроля | наблюдение, самооценка, оценка учащихся, рефлексия. | |
Материалы и оборудование | учителю | учащимся |
Методическое пособие «Технология. Технология ведения дома 5 класс», учебник «Технология. Технология ведения дома. 5 класс» Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана–Граф, 2012; мультимедийный проектор, ПК, мультимедийная презентация, экран, доска с необходимыми записями, наглядные пособия, карточки с заданиями для повторения, образцы фартуков. | Учебник «Технология. Технология ведения дома 5 класс» Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана–Граф, 2012; карточки с заданием для индивидуальной практической работы, карта контроля, задание для игры в группах «Ателье», рабочая коробка с инструментами и приспособлениями, цветная бумага, шаблон изделия в М 1:4. | |
Межпредметные связи | Изобразительное искусство, черчение, история, профессиональное самоопределение. | |
Основные понятия, термины | Художественное моделирование, художник – модельер, эскиз, модель. |
Технологическая карта урока
Этапы занятия, цели | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I этап – Организационный (3 мин.) Цель: подготовить к осознанному восприятию темы, активизация внимания и организация работы класса. | Беседа. Приветствие учащихся, отметить отсутствующих, проверка готовности к уроку, концентрация внимания, настрой на успешную работу. | Приветствие учителя, концентрация внимания, настраиваются на работу | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке |
II этап – подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний (10 мин.) Цель: проверка знаний пройденного материала по темам: история фартука, снятие мерок с фигуры человека и конструирование фартука. | Предоставление слова докладчику по теме: «История фартука». | Слушают рассказ учениц об истории происхождения фартука. | Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод. способность к рассуждению Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание |
Фронтальная. Актуализация знаний. Задаёт вопросы учащимся по пройденной теме, используя слайды презентации. | Слушают учителя, отвечают на вопросы по теме прошлого урока. | ||
III этап – усвоения и первичного закрепления новых знаний (25 мин.) Цель: знакомство с процессом изготовления одежды, моделированием, его способах и правилах выполнения, видах, приёмах; знакомство с новыми профессиями; ознакомление с приёмом технического моделирования | Объяснительно-иллюстрированная (беседа с демонстрацией слайдов презентации), фронтальная. Рассказывает о процессе изготовления одежды. Знакомит с профессиями художник-модельер и художник-конструктор. Показывает фартуки разных моделей. Подводит к определению темы урока. | Слушают, называют тему урока, отвечают на вопросы учителя. | Личностные: - построение логических рассуждений; Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения; Регулятивные: - планирование последовательных действий, подготовка к самостоятельному применению на практике. |
Учитель рассказывает о способах изменения моделей одежды, знакомит с определениями: фасон, моделирование, модель. | Определяют цель урока и задачи. | ||
Показывает приёмы технического моделирования фартука. | Отвечают на вопросы учителя, делают запись в тетради. | ||
IV этап – физкультминутка (1 мин.) Цель: снятие физической и эмоциональной усталости | Учитель показывает несколько не сложных физических упражнений. | Учащиеся выполняют упражнения. | Личностные: умение снять или предупредить физическую и эмоциональную усталость. |
V этап – проверки и первичного закрепления новых знаний. Индивидуальная практическая работа «Техническое моделирование фартука» (15 мин.) Цель: выполнение практической работы по вариантам с применением технического моделирования фартука. | Индивидуальная (выполнение практических заданий по вариантам). Проводит текущий инструктаж. Слушает, корректирует индивидуальную работу учащихся. | По карточкам-заданиям выполняют индивидуальную работу «Техническое моделирование фартука». | Личностные: овладение нормами и правилами организации труда; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности Регулятивные: умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления Познавательные: умение ориентироваться в понятиях,. Коммуникативные взаимодействовать с учителем |
VI этап – закрепления новых знаний. Групповая практическая работа – игра «Ателье» (20мин.) Цель: организация игры «Ателье» для закрепления полученных знаний. | Групповая (выполнение заданий в группах). Разбивает учащихся на группы. Раздаёт задания, план работы, проводит инструктаж, во время работы – целевые обходы. | Учащиеся слушают учителя, изучают план работы, дают название ателье, придумывают эскизы фартуков, на чертеже основы выполняют техническое моделирование, защищают свои проекты, оценивают работу конкурентов. | Личностные: - овладение нормами и правилами организации труда; - развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; Регулятивные: - умение применять полученные знания на практике; - осуществлять контроль по результату; - выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; Познавательные: - умение ориентироваться в понятиях моделирования; Коммуникативные: - взаимодействие с группой, учителем. |
VII этап – заключительный . Рефлексия (6 мин.). Цель: подведение итога урока по теме «Моделирование фартука». | Фронтальная. Учитель задаёт вопросы на закрепление полученных на уроке знаний. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Говорят о том, чему научились. | Регулятивные: - умение осуществлять контроль по результату; Коммуникативные: - умение задавать вопросы и отвечать на них; Личностные: - рефлексия; - понимание полученной информации; - фиксация домашнего задания. Познавательные: выводы о проделанной работы |
Учитель оценивает деятельность учащихся на основании карты – контроля (самооценка, оценка учащихся, оценка учителя). | Учащиеся оценивают себя, ставят оценку учащимся. Выставляют итоговую оценку в дневник. | ||
Беседа. Учитель сообщает информацию о домашнем задании. | Учащиеся делают запись в дневник, убирают рабочие места. |
Список источников:
Нормативно - правовые документы:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ.
ФГОС ООО/М-во образования и науки РФ. . – М.: Просвещение, 2010
Примерная программа по предметам «Технология» для учащихся 5-9 классов. – М.: Просвещение, 2010 (стандарты второго поколения);