Проект на тему: «Инклюзивное образование детей в условиях реализации ФГОС»
.
Проект на тему:
«Инклюзивное образование детей с ОВЗ
в условиях реализации ФГОС»
Пояснительная записка.
Термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.
Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер.
Еще одним условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.
Актуальность создания экспериментальной площадки.
В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование. Следует отметить, что число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в нашей стране постоянно возрастает. При изучении статистических данных в отношении детей с ОВЗ, важно отметить, что число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в стране резко возросло (1,3 от общего числа детей). В МАОУ «Староартинская СОШ» число детей,имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 12% от общего состава школьников.
Опираясь на прогнозирование, число школьников с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения при организации и содержании среды, в которой будут находиться школьники.
Краткая аннотация проекта.
Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения. Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения школьников с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду школьного учреждения. В результате реализации проекта педагоги школы освоят технологию создания организации и содержания среды для детей с особыми образовательными потребностями. Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательном дошкольном учреждении по индивидуальной программе обучения, успешной их социализации. Школьники получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности, при правильной организации и содержании окружающей их среды.
Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов школы, в состав которой войдут администрация школы, педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители.
Всего в проекте будут принимать участие 10 педагогов и 19 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Длительность проекта определяется медицинскими показаниями учащихся, индивидуальной траекторией обучения. Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет использовать в других образовательных учреждениях поселка и района.
В будущем это поможет в решении возникшей российской проблеме постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции школьников с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.
Актуальность проекта.
В школе обучается 160 детей в возрасте от 6,5 до 17 лет. Из них 19 – дети с ограниченными возможностями здоровья. 16 человек обучаются интегрировано в классе по программе Воронковой. 1 человек (в 9 классе) обучается по программе 7 вида (лицензия оформлена). Эта девочка одна, поэтому обучается в общеобразовательном классе. Одноклассники ее приняли спокойно, т.к. она учится с ними в одном классе с 1 класса. Еще 2 девятиклассника тоже учатся в общеобразовательном классе, один из них учится в этом классе с 1 класса, другой прибыл в 7 класс, но одноклассники тоже приняли его спокойно, отношения у всех ровные, товарищеские, а к 9 классу стали дружескими. Учителями – предметниками для данных обучающихся составлены индивидуальные рабочие программы.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо в полном объёме создать условия для реализации образовательных потребностей. На начальном этапе создан школьный психолого- педагогический консилиум (ППк) из 10 работающих в этих классах педагогов школы и психолога. Из узких специалистов в школе работает психолог. Специалист находится в штате. Ведутся дневники сопровождения.
50% педколлектива понимают и принимают ситуацию. 50% коллектива не видят перспективы такого образования, в связи с тем, что отсутствует видение результата, возникает вопрос: как дети смогут обучаться, к чему в результате должны прийти, как будут сдавать экзамены. В связи с этим необходима помощь не только в подготовке педагогического коллектива к работе в условиях инклюзии, но и создании условий. Таким образом, в проекте участвуют 10 педагогов, они же члены команды. Обязанности распределены между членами команды. Необходимым остается квалифицированная помощь не только в составлении рабочих программ, но и в качественном ведении консилиума. Ранее консилиум проходил в режиме совещания. К сожалению, существует риск отсутствия помощи родителей, т.к. более 60% родителей обучались по программе 8 вида. 1 родитель имеет образование 3 класса.
Анализ организации и создания условий обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования. Инклюзия школьников с ОВЗ в образовательное пространство школы скажется положительно на формировании толерантного поведения школьников, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы школьникам и педагогам для достижения успеха.
Школа реализует следующие программы обучения: общеобразовательная программа; специальная (коррекционная) программа 7,8 вида (лицензии имеются). В общеобразовательном учреждении обучается 12% больных детей. Все дети с трудностями в обучении (нарушение интеллекта). В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) организована кружковая работа различной направленности: художественной, танцевальной, «Бисероплетение», «Умелые руки», «Вокал», спортивные секции.
В ходе реализации проекта по созданию организации и условий окружающей среды таких школьников планируется:
- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);
- повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки с проведением семинаров и приглашением специалистов отделения коррекционной педагогики СИПКРО;
- распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых семинарах, конференциях, через стажировки.
Цель и задачи Программы.
Целью программы является создание условий для получения образования по полной общеобразовательной, дополнительной с учетом индивидуально- образовательной программы школьниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья).
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
повышение степени реализации принципов доступности и качества образовательных услуг для детей дошкольного возраста с особыми нуждами;
разработка и реализация концептуальных основ развития инклюзивного образования в рамках региональной образовательной системы;
организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках включения их в среду общеобразовательного дошкольного учреждения;
создание специальных условий реализации образовательных потребностей дошкольников с ОВЗ (образовательные программы, технологии их реализации, система управления ИО РОС);
организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников дошкольного образовательного учреждения, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
создание системы мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья, наличия условий для получения ими образования.
Ресурсное обеспечение проекта.
Обеспечение успешности реализации «Модели школы инклюзивного образования» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:
материально-техническая база:
- 2 здания кирпичных, двухэтажных, соединенных теплым переходом, рассчитано на 200 учащихся. Имеются следующие функциональные группы помещений:
- вестибюль;
- помещения:
- общего образования, включающие классные комнаты для учащихся 1-11 классов, которые полностью оборудованы и укомплектованы; имеются кабинеты информатики, химии (с лаборантской), физики (с лаборантской); технологии (для мальчиков и для девочек отдельно);
- физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами). Оборудована спортивная площадка и зона отдыха; есть актовый зал;
- административно – бытовые (кабинет директора, завуча), учительская;
- хозяйственного обслуживания.
Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное освещение учебныхи интерактивных досок.
Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами: по 3 унитаза для мальчиков и девочек, по 1 раковине для мытья рук.
В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение.
Для того чтобы в полной мере реализовать проект, необходимо оборудование:
учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Школа обеспечена в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2017-2018 учебный год.
кадровый состав.
Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%.
Имеют: Высшее образование – 76 %. Среднее специальное – 24 %. Из них: С высшей категорией – 0%. С первой категорией – 67 %. Со второй категорией – 33 %. Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Стратегия достижения поставленной цели.
Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация школы в рамках внутришкольного контроля и инициативная группа.
Отчет о работе заслушивается на педсоветах (два раза в год), заседаниях МО учителей- предметников (два раза в год), заседаниях инициативной группы.
Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:
Первый этап (с 08.05.2017-31.07.2017) - создание инициативной группы учителей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.
Второй этап (с 01.08.2017-30.10.2017) – диагностические мероприятия, создание групп участников с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри школы, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.
Третий этап (с 31.10.2017-28.05.2018) - проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии учителей, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии ребенка. Работа методической службы по созданию условий для процесса инклюзивного обучения и воспитания. Сбор материала для мониторинга результатов обучения школьников данной категории.
План реализации проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве МАОУ
на 2017-2018 учебный год
Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:
1. повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;
2. материально-техническое и организационное обеспечение;
3. создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
4. создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды.
Образовательное учреждение с инклюзивной группой решает следующие задачи:
создание единой психологически комфортной образовательной среды для дошкольников, имеющих разные стартовые возможности;
обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного воспитания и обучения;
организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;
постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья дошкольников;
социально-трудовая адаптация школьников с особыми образовательными потребностями.
№ |
Мероприятия |
Исполнители |
2017/18 уч. год |
1. |
Внесение изменений в уставы и локальные акты образовательного учреждения |
Администрация |
Август 2017 |
2. |
Внесение изменений в штатное расписание ОУ |
Завуч |
Август 2017 |
3. |
Разработка и совершенствование блока «Инклюзивное образование» в программе развития образовательного учреждения |
Администрация |
Август 2017 |
4. |
Создание компьютерной базы данных школьников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка базы 3 раза в год |
Администрация |
Сентябрь 2017 |
5. |
Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ОУ |
завуч |
Сентябрь 2017 |
6. |
Создание сетевого взаимодействия ОУ с Центром детского творчества, разработка планов совместной работы ОУ, заключение договоров |
Администрация ОУ |
Сентябрь-декабрь 2017 |
7. |
Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития школьников, нуждающихся в инклюзивном образовании |
Зам. директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог |
2017-2018 уч. год |
8. |
Создание и организация работы творческой группы по инклюзивному образованию |
Администрация, педагогический коллектив |
Май - август 2017 |
9. |
Организация и проведения педагогических советов «Система компетенций детей с особыми образовательными потребностями», «Современные возможности организации инклюзивного образования в общеобразовательной школе», мастер-классы по вопросам инклюзивного образования «Особенности работы с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, при организации учебно- воспитательного процесса» |
Администрация, учителя- предметники, педагог-психолог, социальный педагог |
Январь - май 2018 |
10. |
Изучение и обобщение опыта работы учителей по системе инклюзивного образования |
Администрация, учителя-предметники |
2017-2018 уч. год |
11. |
Проведение заседаний школьных методических советов по вопросам организации и реализации инклюзивного образования в ОУ |
Администрация, руководители ШМО |
2017-2018 уч. год |
12. |
Организация досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов (кружковая работа) |
Педагоги дополнительного образования, классные руководители |
2017-2018 уч. год |
13. |
Анализ годового плана ОУ с целью корректировки деятельности педагогического коллектива по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами. |
Администрация, руководители ШМО, учителя-предметники |
Март 2018 |
14. |
Укрепление материально-технической базы школьного образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного образования |
Администрация |
2017-2018 уч. год |
15. |
Разработка и принятие ежегодных планов сетевого взаимодействия с учреждениями и организациями |
Администрация, педагоги, педагог-психолог |
Сентябрь 2017 |
16. |
Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью выверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте |
Администрация |
2017-2018 уч. год |
17. |
Участие педагогической и родительской общественности в мероприятиях «Дружба», «Подари улыбку другу», «Вместе весело шагать» в рамках программы инклюзивного образования |
Администрация, классные руководители, учитель физической культуры |
2017-2018 уч. год |
18. |
Обеспечение профориентации выпускников, имеющих ограниченные возможности здоровья, в том числе детей- инвалидов |
педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники |
По плану педагога- психолога |
19. |
Организация работы совета учреждения, родительской общественности по формированию и развитию толерантного отношения к процессам интеграции и инклюзии |
Учителя- предметники, классные руководители |
2017-2018 уч. год |
20. |
Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования |
Администрация, классные руководители |
В течение года |
21. |
Организация работы по информированию подростков и их родителей о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами |
Педагог- психолог, классные руководители, социальный педагог, учителя-предметники |
Декабрь- апрель |
22. |
Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования |
Администрация |
2017-2018 уч. год |
23. |
Организация работы школьного психолого- педагогического консилиума с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям |
Педагог-психолог, учителя- предметники |
2017-2018 уч. год |
24. |
Разработка тематических образовательных программ, учебно- методических пособий по взаимодействию образовательного учреждения и семьи ребенка с особыми образовательными нуждами |
Учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог |
В течение года |
25. |
Участие в конкурсах творчества учащихся на различных уровнях |
Заместитель директора по УВР, классные руководители, педагоги дополнительного образования |
2017-2018 уч. год |
26. |
Составление индивидуальных программ сопровождения учеников с особенностями психофизического развития |
Педагог-психолог, учителя- предметники, классные руководители, социальный педагог |
Август- сентябрь |
27 |
Проведение коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов |
Педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог |
В течение года |
28 |
Ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-педагогической помощи их детям, индивидуальными программами сопровождения, расписанием коррекционных занятий |
Педагог- психолог, социальный педагог |
Сентябрь-январь |
Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические, педагогические и психологические анкеты по итогам полугодий с целью диагностики и динамики развития обучающихся. В практической деятельности планируется взаимодействие со школами своего района и методистами района.
Практическая значимость результатов проекта.
1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения.
2. Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ОВЗ.
3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных.
4. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье.
5. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса.
6. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.