Проект на тему: «Инклюзивное образование детей в условиях реализации ФГОС»

5
0
Материал опубликован 17 June 2018 в группе

.

Проект на тему:

«Инклюзивное образование детей с ОВЗ

в условиях реализации ФГОС»

Пояснительная записка.

Термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.

Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер.

Еще одним условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.

Актуальность создания экспериментальной площадки.

В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование. Следует отметить, что число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в нашей стране постоянно возрастает. При изучении статистических данных в отношении детей с ОВЗ, важно отметить, что число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в стране резко возросло (1,3 от общего числа детей). В МАОУ «Староартинская СОШ» число детей,имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 12% от общего состава школьников.

Опираясь на прогнозирование, число школьников с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения при организации и содержании среды, в которой будут находиться школьники.

Краткая аннотация проекта.

Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения. Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения школьников с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду школьного учреждения. В результате реализации проекта педагоги школы освоят технологию создания организации и содержания среды для детей с особыми образовательными потребностями. Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательном дошкольном учреждении по индивидуальной программе обучения, успешной их социализации. Школьники получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности, при правильной организации и содержании окружающей их среды.

Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов школы, в состав которой войдут администрация школы, педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители.

Всего в проекте будут принимать участие 10 педагогов и 19 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Длительность проекта определяется медицинскими показаниями учащихся, индивидуальной траекторией обучения. Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет использовать в других образовательных учреждениях поселка и района.

В будущем это поможет в решении возникшей российской проблеме постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции школьников с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.

Актуальность проекта.

В школе обучается 160 детей в возрасте от 6,5 до 17 лет. Из них 19 – дети с ограниченными возможностями здоровья. 16 человек обучаются интегрировано в классе по программе Воронковой. 1 человек (в 9 классе) обучается по программе 7 вида (лицензия оформлена). Эта девочка одна, поэтому обучается в общеобразовательном классе. Одноклассники ее приняли спокойно, т.к. она учится с ними в одном классе с 1 класса. Еще 2 девятиклассника тоже учатся в общеобразовательном классе, один из них учится в этом классе с 1 класса, другой прибыл в 7 класс, но одноклассники тоже приняли его спокойно, отношения у всех ровные, товарищеские, а к 9 классу стали дружескими. Учителями – предметниками для данных обучающихся составлены индивидуальные рабочие программы.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо в полном объёме создать условия для реализации образовательных потребностей. На начальном этапе создан школьный психолого- педагогический консилиум (ППк) из 10 работающих в этих классах педагогов школы и психолога. Из узких специалистов в школе работает психолог. Специалист находится в штате. Ведутся дневники сопровождения.

50% педколлектива понимают и принимают ситуацию. 50% коллектива не видят перспективы такого образования, в связи с тем, что отсутствует видение результата, возникает вопрос: как дети смогут обучаться, к чему в результате должны прийти, как будут сдавать экзамены. В связи с этим необходима помощь не только в подготовке педагогического коллектива к работе в условиях инклюзии, но и создании условий. Таким образом, в проекте участвуют 10 педагогов, они же члены команды. Обязанности распределены между членами команды. Необходимым остается квалифицированная помощь не только в составлении рабочих программ, но и в качественном ведении консилиума. Ранее консилиум проходил в режиме совещания. К сожалению, существует риск отсутствия помощи родителей, т.к. более 60% родителей обучались по программе 8 вида. 1 родитель имеет образование 3 класса.

Анализ организации и создания условий обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования. Инклюзия школьников с ОВЗ в образовательное пространство школы скажется положительно на формировании толерантного поведения школьников, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы школьникам и педагогам для достижения успеха.

Школа реализует следующие программы обучения: общеобразовательная программа; специальная (коррекционная) программа 7,8 вида (лицензии имеются). В общеобразовательном учреждении обучается 12% больных детей. Все дети с трудностями в обучении (нарушение интеллекта). В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) организована кружковая работа различной направленности: художественной, танцевальной, «Бисероплетение», «Умелые руки», «Вокал», спортивные секции.

В ходе реализации проекта по созданию организации и условий окружающей среды таких школьников планируется:

- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);

- повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки с проведением семинаров и приглашением специалистов отделения коррекционной педагогики СИПКРО;

- распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых семинарах, конференциях, через стажировки.

Цель и задачи Программы.

Целью программы является создание условий для получения образования по полной общеобразовательной, дополнительной с учетом индивидуально- образовательной программы школьниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья).

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

повышение степени реализации принципов доступности и качества образовательных услуг для детей дошкольного возраста с особыми нуждами;

разработка и реализация концептуальных основ развития инклюзивного образования в рамках региональной образовательной системы;

организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках включения их в среду общеобразовательного дошкольного учреждения;

создание специальных условий реализации образовательных потребностей дошкольников с ОВЗ (образовательные программы, технологии их реализации, система управления ИО РОС);

организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников дошкольного образовательного учреждения, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

создание системы мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья, наличия условий для получения ими образования.

Ресурсное обеспечение проекта.

Обеспечение успешности реализации «Модели школы инклюзивного образования» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:

материально-техническая база:

- 2 здания кирпичных, двухэтажных, соединенных теплым переходом, рассчитано на 200 учащихся. Имеются следующие функциональные группы помещений:

- вестибюль;

- помещения:

- общего образования, включающие классные комнаты для учащихся 1-11 классов, которые полностью оборудованы и укомплектованы; имеются кабинеты информатики, химии (с лаборантской), физики (с лаборантской); технологии (для мальчиков и для девочек отдельно);

- физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами). Оборудована спортивная площадка и зона отдыха; есть актовый зал;

- административно – бытовые (кабинет директора, завуча), учительская;

- хозяйственного обслуживания.

Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное освещение учебныхи интерактивных досок.

Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами: по 3 унитаза для мальчиков и девочек, по 1 раковине для мытья рук.

 В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение.

Для того чтобы в полной мере реализовать проект, необходимо оборудование:

учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Школа обеспечена в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2017-2018 учебный год.

кадровый состав.

Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%.

Имеют: Высшее образование – 76 %. Среднее специальное – 24 %. Из них: С высшей категорией – 0%. С первой категорией – 67 %. Со второй категорией – 33 %. Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Стратегия достижения поставленной цели.

Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация школы в рамках внутришкольного контроля и инициативная группа.

Отчет о работе заслушивается на педсоветах (два раза в год), заседаниях МО учителей- предметников (два раза в год), заседаниях инициативной группы.

Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:

Первый этап (с 08.05.2017-31.07.2017) - создание инициативной группы учителей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.

Второй этап (с 01.08.2017-30.10.2017) – диагностические мероприятия, создание групп участников с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри школы, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.

Третий этап (с 31.10.2017-28.05.2018) - проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии учителей, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии ребенка. Работа методической службы по созданию условий для процесса инклюзивного обучения и воспитания. Сбор материала для мониторинга результатов обучения школьников данной категории.

План реализации проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве МАОУ

на 2017-2018 учебный год

Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:

1. повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;

2. материально-техническое и организационное обеспечение;

3. создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

4. создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды.

Образовательное учреждение с инклюзивной группой решает следующие задачи:

создание единой психологически комфортной образовательной среды для дошкольников, имеющих разные стартовые возможности;

обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного воспитания и обучения;

организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;

постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья дошкольников;

социально-трудовая адаптация школьников с особыми образовательными потребностями.

Мероприятия

Исполнители

2017/18 уч. год

1.

Внесение изменений в уставы и локальные акты образовательного учреждения

Администрация

Август 2017

2.

Внесение изменений в штатное расписание ОУ

Завуч

Август 2017

3.

Разработка и совершенствование блока «Инклюзивное образование» в программе развития образовательного учреждения

Администрация

Август 2017

4.

Создание компьютерной базы данных школьников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка базы 3 раза в год

Администрация

Сентябрь 2017

5.

Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ОУ

завуч

Сентябрь 2017

6.

Создание сетевого взаимодействия ОУ с Центром детского творчества, разработка планов совместной работы ОУ, заключение договоров

Администрация ОУ

Сентябрь-декабрь 2017

7.

Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития школьников, нуждающихся в инклюзивном образовании

Зам. директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог

2017-2018 уч. год

8.

Создание и организация работы творческой группы по инклюзивному образованию

Администрация, педагогический коллектив

Май - август 2017

9.

Организация и проведения педагогических советов «Система компетенций детей с особыми образовательными потребностями», «Современные возможности организации инклюзивного образования в общеобразовательной школе», мастер-классы по вопросам инклюзивного образования «Особенности работы с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, при организации учебно- воспитательного процесса»

Администрация, учителя- предметники,  педагог-психолог, социальный педагог

Январь - май 2018

10.

Изучение и обобщение опыта работы учителей по системе инклюзивного образования

Администрация, учителя-предметники

2017-2018 уч. год

11.

Проведение заседаний школьных методических советов по вопросам организации и реализации инклюзивного образования в ОУ

Администрация, руководители ШМО

2017-2018 уч. год

12.

Организация досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов (кружковая работа)

Педагоги дополнительного образования, классные руководители

2017-2018 уч. год

13.

Анализ годового плана ОУ с целью корректировки деятельности педагогического коллектива по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами.

Администрация, руководители ШМО, учителя-предметники

Март 2018

14.

Укрепление материально-технической базы школьного образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного образования

Администрация

2017-2018 уч. год

15.

Разработка и принятие ежегодных планов сетевого взаимодействия с учреждениями и организациями

Администрация, педагоги, педагог-психолог

Сентябрь 2017

16.

Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью выверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте

Администрация

2017-2018 уч. год

17.

Участие педагогической и родительской общественности в мероприятиях «Дружба», «Подари улыбку другу», «Вместе весело шагать» в рамках программы инклюзивного образования

Администрация, классные руководители, учитель физической культуры

2017-2018 уч. год

18.

Обеспечение профориентации выпускников, имеющих ограниченные возможности здоровья, в том числе детей- инвалидов

педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники

По плану педагога- психолога

19.

Организация работы совета учреждения, родительской общественности по формированию и развитию толерантного отношения к процессам интеграции и инклюзии

Учителя- предметники, классные руководители

2017-2018 уч. год

20.

Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования

Администрация, классные руководители

В течение года

21.

Организация работы по информированию подростков и их родителей о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

Педагог- психолог, классные руководители, социальный педагог, учителя-предметники

Декабрь- апрель

22.

Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования

Администрация

2017-2018 уч. год

23.

Организация работы школьного психолого- педагогического консилиума с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям

Педагог-психолог, учителя- предметники

2017-2018 уч. год

24.

Разработка тематических образовательных программ, учебно- методических пособий по взаимодействию образовательного учреждения и семьи ребенка с особыми образовательными нуждами

Учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог

В течение года

25.

Участие в конкурсах творчества учащихся на различных уровнях

Заместитель директора по УВР, классные руководители, педагоги дополнительного образования

2017-2018 уч. год

26.

Составление индивидуальных программ сопровождения учеников с особенностями психофизического развития

Педагог-психолог, учителя- предметники, классные руководители, социальный педагог

Август- сентябрь

27

Проведение коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов

Педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог

В течение года

28

Ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-педагогической помощи их детям, индивидуальными программами сопровождения, расписанием коррекционных занятий

Педагог- психолог, социальный педагог

Сентябрь-январь

Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические, педагогические и психологические анкеты по итогам полугодий с целью диагностики и динамики развития обучающихся. В практической деятельности планируется взаимодействие со школами своего района и методистами района.

Практическая значимость результатов проекта.

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения.

2. Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ОВЗ.

3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных.

4. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье.

5. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса.

6. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.