Роль педагога в реализации ценностного подхода в системе образования
Аннотация
В статье раскрывается роль педагога в реализации ценностного подхода в системе образования, описаны основные цели ценностного подхода, охарактеризованы общечеловеческие ценности.При реализации ценностного подхода к процессу обучения и воспитания важно учитывать особенности взаимодействия субъекта и объекта обучения. Учитель, выступая в роли субъекта обучения, играет ключевую роль в привитии у обучающихся общечеловеческих ценностей [2]. Характеризуя общечеловеческие ценности как принципы или стандарты поведения, следует отметить их значение в жизни обучающихся, поскольку они способствуют повышению их любознательности, всестороннему развитию личности ребенка в ее физическом, умственном, эмоциональном и духовном аспектах, поощрению социальной и естественной интеграции, а также осуществлению выбора между правильным и неправильным. Общечеловеческие ценности можно описать как систему личностных качеств, которые находятся в гармонии с внутренней природой индивида и соответствуют ценностям, одобренным обществом.
Среди основных целей ценностного подхода в системе образования можно выделить следующие:
привитие хороших манер, ответственности и совместной социальной ответственности;
развитие способности принимать и понимать различные религиозные верования;
формирование и развитие чувства уважения к личности и обществу;
принятие морального решения о происхождении здоровых моральных принципов;
воспитание духа любви к нации и ее интеграции; развитие независимого образа мышления и жизни;
оказание помощи в развитии чувства братства независимо от религии, расы, пола, касты и т.д. на государственном, национальном и международном уровнях.
Реализуя ценностный подход в системе образования, педагог должен выстроить процесс обучения таким образом, чтобы сформировать у обучающихся такие базовые ценности, как: светскость; чуткость; аккуратность; пунктуальность; научный подход; достоинство труда; спортивное мастерство; равенство; братство; патриотизм; сотрудничество; терпимость; уважение к старшим; ненасилие; национальная целостность и всеобщее братство и др. [1].
Источниками для обучающихся по усвоению базовых ценностей служат следующие факторы: семья, родственники, друзья, сообщество, религия,традиции, обычаи, книги, окружающая среда, известные личности и др. Ключевую роль в привитии ценностей обучающимся играет педагог, который должен способствовать созданию в учебном заведении атмосферы любви, доверия, сотрудничества и безопасности, благоприятной для развития высоких идеалов и ценностей. Вовлекая обучающихся в дискуссии, диалоги и практические занятия, учитель должен заставить их думать и размышлять о человеческих действиях и событиях на основе знакомства обучающихся с произведениями искусства, литературными произведениями, красотой природы, человеческими отношениями и действиями, имеющими моральную ценность [3].
Поэтому к современному педагогу предъявляются жесткие требования со стороны государства и общества в области духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся. Современный педагог должен выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с самыми высокими стандартами и этикой профессии учителя. У него должна быть четко сформирована позиция по развитию социальных, нравственных, эстетических и духовных сторон личности обучающегося. Используя методы совместного и коллективного обучения в процессе обучения, педагог способствует воспитанию этического развития, в том числе ценностей, установок, и навыков, необходимых обучающимся для жизни в гармонии с собой и с другими, в том числе с природой.
Педагог должен развивать националистические чувства у обучающихся, повышая их осведомленность о проблемах будущего, особенно связанных с продовольствием, водой, энергией, окружающей средой, загрязнением, здоровьем и населением;·придавать равное значение всем обучающимся, независимо от вероисповедания, пола, статуса и денег; прививать обучающимся уважение к другим людям, окружающей среде, растениям и животным и т.д. Прививая ценности обучающимся, педагог стремится воспитать гражданина собственной страны, который достойно относился к своей стране, культуре, традициям, обычаям и приметам наров России.
Таким образом, главная задача современной системы образования заключается в том, как сделать духовно-нравственное воспитание и развитие эффективным и интересным для современных школьников. Включение ценностного подхода в систему образования приведет к привитию у обучающихся таких ценностей, как: самоконтроль, терпимость, бескорыстное служение, гармония, любовь ко всем людям, помощь им в нужде и уважение к ним и т.д. Ключевую роль в этом процессе играет учитель, к которому предъявляются жесткие требования со стороны культурного наследия и экономического развития. При этом современный педагог должен выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с самыми высокими стандартами и этикой профессии учителя.
Карашпай, С. М. Основные подходы к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности / Карашпай С. М. // в сборнике: Сборник статей II-ой Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 29-33.
Реализация ценностного подхода в образовании: коллективная монография / Отв. ред. Л. А. Ибрагимова, О. И. Истрофилова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 153 с.
Шитякова, Н. П. Влияние цифровых образовательных ресурсов на ценностно-смысловую сферу личности / Шитякова Н. П., Верховых И. В., Забродина И. В. // Вестник Южно-Уральского гуманитарно- педагогического университета. – 2020. – № 4 (157). – С. 223-242.