12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Введенская Юлия Сергеевна24
Россия, Мордовия респ., Саранск

Департамент по социальной политике Администрации

г.о.Саранск


Управление образования

МУ «Информационно-методический центр»






Реализация приема

моделирования на уроках в начальной школе




Автор: Введенская Юлия Сергеевна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №10»






г. о. Саранск ,2020 г.





Содержание


Введение _____________________________________________________3

Глава 1. Теоретические основы моделирования __________________6

Моделирование как учебная задача___________________________6

Соотношение наглядности и моделирования в обучении________

Глава 2. Применение моделирования на уроках в начальной школе

2.1 Моделирование на уроках математики

2.2 Применение моделирования на уроках русского языка

2.3 Моделирование на уроках литературного чтения

2.4 Моделирование на уроках окружающего мира

2.5 Моделирование на уроках технологии

Заключение _________________________________

Литература ____________________________________


















Введение

Великая цель образования –

это не знания, а действия.

Герберт Спенсер


С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования меняется стратегия и тактика, техника и логика реализации идей и тенденций организации учебного процесса в школе, обновление его содержания, форм и методов.

Актуальность. Младший школьный возраст является началом формирования учебных действий у детей. В то же время моделирование – это действие, которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития. С помощью моделирования можно свести изучение от простого, незнакомого - к знакомому, то есть сделать объект доступным для тщательного изучения.
Для чего же младшим школьникам необходимо овладеть методом моделирования?
Во – первых, введение в содержание обучения понятий модели и для моделирования существенно меняет отношение учащихся к учебному предмету, делает их учебную деятельность более осмысленной и более продуктивной.
Во- вторых, целенаправленное и систематическое обучение методу моделирования приближает младших школьников к методам научного познания, обеспечивает их интеллектуальное развитие.
Для того чтобы вооружить учащихся моделированием как способом познания, нужно, что бы школьники сами строили модели, сами изучали какие- либо объекты , явления с помощью моделирования.

Что же такое моделирование?

Моделирование – это современная образовательная технология, которая даёт возможность разнообразить формы и методы обучения, повысить активность обучающихся на уроке, активизировать мыслительную деятельность, создать условия для возникновения положительной мотивации. преодолеть механическое усвоение знаний. Исходя из этого, я работаю над темой : «Реализация приема моделирования на уроках в начальной школе».

Исходя из темы, объектом исследования выступает процесс обучения младших школьников овладение приемом моделирования.

Предметом исследования является приём моделирования как эффективное средство развития умения и навыков.

Цель работы - развитие творческих и индивидуальных способностей детей, логического мышления, повышение качества обучения младших школьников по предметам.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

на основе анализа научно-педагогической и методической литературы изучить проблему формирования умения учащихся работать с моделями.

разработать и внедрить различные виды моделей и задания с использованием метода моделирования.

разработать методические рекомендации по проблеме исследования.

В основу исследования положена гипотеза: формирование умения младших школьников при работе с моделями будет проходить наиболее эффективно, если учитель систематически и целенаправленно, наряду с другими условиями, использует приёмы моделирования.

При этом необходимо:

учитывать возрастные психологические особенности учащихся младших классов;

методически грамотно организовывать работу;

использовать различные виды моделей на разных этапах урока .

Новизна исследования состоит в теоретическом и практическом обосновании возможностей формирования умения обучающихся работать с моделями.

Практическая значимость исследования заключается в разработке уровней сформированности у обучающихся 1 класса умения работать с моделями на разных уроках.





























Глава 1. Теоретические основы моделирования


Моделирование как учебная задача

Важнейшей задачей педагогической науки является совершенствование процесса обучения в целом и повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся. Большую роль в этом играет моделирование в предметной, графической и знаковой форме решения учебных задач. Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Таким образом учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа, затем сама может являться особым средством мыслительной деятельности человека.

Моделирование является распространённым приёмом изучения действительности. Модель позволяет продемонстрировать самое существенное в изучаемых объектах, процессах и явлениях.

Моделирование может иметь различные целевые установки:

- моделирование по аналогии с опорой на образец;

-моделирование, обеспечивающее углубленное понимание и дифференциацию смежных категорий;

-моделирование без аналогии с целью повторения и с включением ранее изучаемых грамматических категорий.


1.2 Соотношение наглядности и моделирования

В связи с активным использованием моделирования на уроках в начальных классах особенно остро встаёт вопрос о соотношении наглядности и моделирования в обучении.

Чтобы наиболее полно и ярко показать сходство и различие между наглядностью и моделированием в обучении, проведём сравнительный анализ.

Сущность наглядного обучения:

-образование у детей четкого и ясного представления о предметах и явлениях;

-выявление связей между предметами и явлениями;

-образование определенного обобщения.

Наглядность служит ребёнку способом накопления знаний об окружающем мире и выступает как средство развития способностей и духовных сил ребёнка. Она не является предметом усвоения, а выступает лишь средством усвоения каких- то абстрактных знаний.

Особенность моделирования в сопоставлении с наглядностью состоит в том, что, объект изучается не непосредственно, а путём исследования данного объекта. Модель – это схема какого-нибудь объекта или явления Она используется в качестве его заместителя для выяснения или уточнения каких-либо признаков. Моделирование - это метод познания интересующих нас качеств объекта через модели. Модель создает язык общения, который позволяет выявить сущность объекта.

Предлагаю классификацию моделей, используемых при обучении.


Классификация моделей

t1599402224aa.gift1599402224ab.gif

t1599402224ac.gift1599402224ad.gift1599402224ae.gif

t1599402224af.gift1599402224ag.gift1599402224ah.gift1599402224ai.gift1599402224aj.gif


t1599402224ak.gift1599402224al.gift1599402224am.gift1599402224an.gift1599402224ao.gift1599402224ap.gif






Из представленных в классификации моделей возможно использование в

основном образных и знаковых моделей, т.к. они требуют меньше затрат при

использовании и более понятны младшим школьникам.

В отличие от работы с готовой моделью, моделирование предполагает

совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели

исследуемого объекта или явления.

Задача учителя – научить школьников построению моделей, изучению

объектов и явлений с помощью моделирования.

В теории и практике моделирование выступает как особая целенаправленная

деятельность, активизирующая учебный процесс

Проделанный анализ показывает превосходство моделирования перед наглядностью в процессе перехода от чувственной формы знания к понятийному мышлению, от единичного к общему, от конкретного представления к абстрактно- мыслительному. При современном школьном образовании должно быть усовершенствовано и внедрено моделирование, эвристические возможности которого шире, чем у обычной наглядности.










Глава 2. Применение моделирования в начальной школе


2.1 Применение моделирования на уроках математики


В настоящее время в школе широко используются модели. Моделирование на уроках в начальной школе позволяет свести изучение сложного к простому. Нужно научить школьников самим строить модели при решении математической (сюжетной ) задачи. Решая задачу методом моделирования можно определить подготовительный и основной этапы. На подготовительном этапе происходит формирование операции сопоставления объектов, развитие приёмов логического мышления (анализ, синтез, обобщение), формирование умения соотносить текст, предметные действия и символическую модель.

Чтобы сформировать в 1 классе понятия об арифметическом действии и умении «переводить» реальные ситуации и наоборот, использую такие задания:

а) У Саши три тетради в клетку и две тетради в линейку. Обозначь все тетради треугольниками и покажи, сколько всего тетрадей у Саши.


t1599402224aq.gif

Заменим количество треугольников числами «3» и «2». Что значит сложить?( объединить).

Какой знак поставим между числами. Получим запись: 3 + 2.

Найдём значение: 3 + 2 = 5

t1599402224ar.gifб) Рассмотри запись: 3 + 1 = 4.Нарисуй соответствующий ей схематичный рисунок.

После подготовительного этапа приступаю к целенаправленной работе по обучению моделированию, используя следующий алгоритм:

Соотнесение реальной ситуации с предметными действиями

( « перевод» на конкретную наглядность).

« Перевод» с конкретной наглядности на условный рисунок.

Замена условного рисунка графом.

1. Соотнесение реальной ситуации с предметными действиями.

Например: Задача. На клумбе сидели шесть бабочек. Две бабочки улетели. Сколько бабочек осталось.

-Что было.

-Что изменилось .

-Что стало.

Ответы детей иллюстрируются выставлением предметных картинок на наборном полотне. Затем заменяем предметы и действия математическими знаками. Ученики составляют решение задачи: 6 -2 = 4.

2. « Перевод» с наглядности на условный рисунок.

Например: Задача. В классе было 7 ребят. Вошли ещё двое. Сколько стало в классе ребят.

-Обозначьте квадратиками число ребят, которые были в классе.

Что изменилось. Нарисуйте столько квадратиков, сколько ещё пришло ребят в класс

-Покажите на рисунке, сколько всего стало ребят в классе.

Заменим условный рисунок математическими знаками, запишите решение задачи. 7 + 2 = 9.

3. Замена условного рисунка графом.

t1599402224as.gifЗадача: В вазе стояло 3 синих цветка и 4 жёлтых. Сколько всего цветов было в вазе.

На доске выполняется условный рисунок, соответствующий содержанию задачи ( см. 2-ой этап).

- Для того чтобы не выполнять каждый раз рисунки к задачам, заменим предметы числами.

Нt1599402224at.gif а доске: Закрываем палочки, обозначающие синие цветки кружком, обозначаем числом 3. Аналогично поступаем с изображением жёлтых цветов. Получаем запись:


t1599402224au.gifВ третьем кружке покажем, сколько всего цветов вазе. Нам не сказано сколько их всего вместе, поэтому в третьем кружке ставим вопросительный знак.


-t1599402224av.gif Каким математическим действием покажем, что цветы объединили. Получаем граф:


Записываем решение задачи: 3 + 4 = 7(ц.) Ответ: 7 цветов

В процессе изучения видов задач в пределах известных детям арифметических действий с числами, они знакомятся со следующими опорными моделями:

t1599402224aw.gif



на…… больше в ….. раз больше




на….. меньше в ….. раз меньше

Для построения модели любой сюжетной задачи необходимо выделить в задаче цель, данные величины, зафиксировать все отношения, чтобы с опорой на эту модель можно было продолжить анализ, позволяющий составить план и искать оптимальные пути решения.

t1599402224ax.jpg

Данные модели являются эффективным средством поиска решения задач. Они позволяют сформировать у каждого ученика умение решать задачи не за счёт «натаскивания» на основе решения большого числа задач определённого вида, а за счёт разнообразной творческой деятельности каждого ученика.

Ребёнок должен научиться:

1) по ходу чтения текста задачи изображать на схеме величины и обозначать связи между ними;

2) по схеме составлять математическое выражение или уравнение;

3) устно в словесной форме дать ответ на вопрос, записывая выражение или его числовое значение.

Для развития творческого потенциала каждого ученика использую следующие приёмы работы над задачей

- преобразование текстов, не являющихся задачами в задачи;

- изменение вопроса задачи таким образом, чтобы действий в решении стало больше (меньше);

- внесение в задачу таких изменений, чтобы в ней появились лишний

( недостающие) данные;

- изменение вопроса задачи таким образом, чтобы задача стала не решаемой;

- изменение текста задачи таким образом, чтобы в её решении появилось обратное действие,

- составление задач, обратных данным;

- сравнение задач с одинаковым сюжетом, но различным математическим содержанием;

- сравнение задач с разным сюжетом, но с одинаковым математическим содержанием.

Систематическая работа над формированием у детей умения моделировать текстовые задачи при помощи графов позволяет мне добиваться хороших результатов в обучении.


2.2 Моделирование на уроках русского языка


Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, т.к. с ней связано приобретение орфографического навыка.

Эту задачу поможет решить прием моделирования орфографического понятия. Создание схемы (модели) решает проблему личностно-деятельного подхода в обучении, значительно активизирует учебный процесс. Особое внимание придается усвоению понятий и правил в процессе применения (практикования), исключающего зазубривания.

На своих уроках использую работу со схемами начиная с первого класса.

В период обучения грамоте на уроках мы выбираем предложения и делим их на слова. Обычно для такого анализа используются предложения, состоящие из 2-3 слов. Дети учатся анализировать состав нашей речи, что имеет большое значение для всей дальнейшей работы. На уроках мы не только подсчитываем слова в предложении, но и говорим о смысле, о содержании каждого из них, переходя от анализа отдельных слов к анализу целых предложений и всего рассказа.

Схемы использую с целью включения каждого ученика в активную деятельность, доведение материала по изученной теме до полного понимания.

Я приучаю детей, ещё не умеющих писать, изображать предложения в виде схемы. Вот одна из самых первых схем – схема предложения (1 класс).

- Слова в предложении пишутся раздельно.

Мальчик ловит рыбу.

________ ____ ____ .

- Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

|________ _____ ____ .

- Конец предложения обозначается точкой, вопросительным знаком или восклицательным знаком.

|________ _____ ____ .

|________ _____ ____ !

|________ _____ ____

Так постепенно происходит психологическое слияние слова произнесенного и слова написанного, но написанного ещё без букв.

Ребёнок учится считать слова в предложении не только на слух, но и по схеме, где каждая чёрточка обозначает слово. Кроме того он видит интервалы между чёрточками и убеждается в том, что в предложении между словами делаются небольшие остановки – паузы.

Усвоив существенные связи между схемой и звучащим предложением, первоклассники успешно справляются с обратным заданием – с составлением предложений по заданным схемам.

Для улучшения усвоения понятия «слог» я прибегаю не только к слуховому восприятию его, но и к зрительному восприятию.

t1599402224ay.gift1599402224ay.gift1599402224ay.gif

t1599402224az.gift1599402224ba.gift1599402224bb.gift1599402224bc.gift1599402224bd.gift1599402224be.gif

1 слог 2 слога 3 слога

Схема становится своего рода наглядным алгоритмом его рассуждений и доказательств, опорой его мысли, практической деятельности, связующим звеном между ним и учителем. Схемы по темам дают возможность проводить многократное повторение, облегчают выполнение самостоятельных заданий.

Можно выделить три этапа работы со схемой:

Первый этап – это перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы, составление схемы.

Второй этап – углубление понятий и обобщение материала. Сознательное ориентирование учащихся в схеме, владение доказательствами с использованием схем, дополнение схемы, исправление ошибок в схеме, разнообразные виды работ со схемами, самостоятельное выполнение заданий по теме в школе и дома.

Третий этап – это работа на основе приобретенных знаний и умений, схемы уходят, формируется навык беглого действия. «Считывая» формулировку правила с краткой схемы, ребенок развивает память, воображение, речь, мышление.

Овладевая умением моделировать орфограмму, учащиеся приходят к умению выстраивать схемы-алгоритмы.


На следующем этапе обучения моделирующей деятельности с целью актуализации приёмов логического мышления вводятся упражнения с элементами сравнения, обобщения и классификации.


Продумывая ход работы, раскладываем схему на отдельные смысловые блоки.



t1599402224bf.gift1599402224bg.gift1599402224bh.gift1599402224bi.gift1599402224bj.gift1599402224bk.gif

t1599402224bl.gif

t1599402224bm.gift1599402224bn.gift1599402224bo.gif

Ь

крат. прил.

могуч

колюч

t1599402224bp.gift1599402224bq.gift1599402224br.gift1599402224bs.gift1599402224bt.gift1599402224bu.gif





Полученные элементы модели при изучении объекта выстраиваются постепенно и поэтапно в процессе логических рассуждений и размышлений учащихся. Такая работа носит исследовательский характер.

Чтобы сделать разнообразной работу с готовой схемой или по её созданию использую различные приёмы, например:

-привести примеры объектов, которые соответствуют данной схеме:

- «расшифровать схему»:

-найти ошибку в расположении схематических карточек;

-придумать символ, обозначающий один из элементов модели;

-расставить карточки-схемы правильно:

-выбрать соответствующую данному объекту модель из нескольких представленных схем;

-дополнить моделируемый ряд;

-составить схему по ходу рассказа учителя (творческая работа).

При изучении и закреплении нового материала проводится основная работа по созданию схем с различной степенью самостоятельности учащихся

- учитель строит схему – учащиеся наблюдают;

- учитель начинает моделирование – учащиеся продолжают и завершают работу;

- учащиеся самостоятельно создают схему;

- при повторении ранее изученного, при проверке и закреплении знаний (использовали готовые схемы и воспроизводили их).

t1599402224bv.jpg

Очень важное условие в работе со схемами – то, что они должны непременно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.

Таким образом, схемы – опоры включают в процесс запоминания зрительную память, развивают образное мышление, позволяют разнообразить работу на уроке, активизируют познавательную деятельность учащихся, повышают «плотность» урока, дают возможность применять необычные формы контроля.



2.3     Моделирование на уроках литературного чтения

    К концу обучения ребёнок младшего школьного возраста должен отличаться от своих сверстников конца XX века отношением к той деятельности, которой он занимается в школе. Актуальность этой проблемы состоит в том, что в настоящее время отмечается снижение интереса к урокам чтения.

Основными причинами снижения познавательного интереса к урокам литературного чтения являются:

- низкий уровень сформированности общеучебных умений и навыков;

-низкий уровень чтения

- на уроках обучения грамоте отрабатывается навык чтения, а слушание и работа с детской книгой отодвигаются на второй план.

   УМК «Школа России» позволяет актуализировать развитие познавательных интересов учащихся к чтению, способствует формированию необходимых читательских знаний и умений, а также способов деятельности.

     Среди многообразия форм работы наиболее необычной является моделирование. Это связано с тем, что моделирование учитывает возрастные особенности и обеспечивает смену деятельности в течение урока, позволяет каждому ученику работать в соответствии со своими возможностями, создаёт игровую ситуацию при овладении читательскими умениями

    Моделирование на уроках литературного чтения – это введение системы заместителей (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов и моделей обложек книг. Модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги, т.е. слушание и говорение сочетаются с практической деятельностью первоклассников. Это позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно для юного слушателя, также даёт возможность включить каждого ребёнка в активный процесс и в формирование специальных читательских умений (умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения). Заместители вводятся постепенно по мере знакомства с разными жанрами.

     Предлагаю работу с моделями по формированию специальных читательских умений. Я даю ученикам следующие задания:

1) дополни модель обложки названием произведения и фамилией автора;

2) дополни модель названием произведения;

3) рассмотри заместители жанров и назови любой рассказ, любое стихотворение, любую сказку.


  t1599402224bw.jpg

При моделировании происходит развитие таких психических процессов, как внимание, память, логическое, абстрактное мышление, восприятие.


    

2.4 Моделирование на уроках окружающего мира


Работая над темой: «Реализация приема «Моделирования» на уроках в начальной школе» считаю, что одним из приоритетных видов деятельности курса является моделирование объектов и явлений окружающего мира. Ученик прочно усваивает то, что познается через его самостоятельную деятельность, то, что требует познавательных и практических усилий. Сами обучающиеся под руководством учителя создают различные модели: чертят план местности, строят простейшие графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, чертят схемы всевозможных связей, изготавливают различные модели из глины, песка, пластилина, картона, бумаги и т.д.

Объясняю детям, что модель – это предмет, уменьшенная копия настоящего объекта природы (если он недоступен для исследования, например, имеет большие размеры). Затем дети описывают объект под руководством учителя, т.е. выделяют его существенные признаки. (Земля имеет форму шара, большая часть планеты занята водой, меньшая – сушей.)

На следующем этапе обучения моделированию упражняемся в сравнении, обобщении объектов одного класса. Например, сравниваем деревья и выделяем лиственные и хвойные, учимся распознавать признаки сходства и различия, выделять главные, по которым несколько объектов можно объединить в одну группу.

После того, как ученики смогут выделить общие признаки объекта, (например, части у растений, перья у птиц, чешуя у рыб), учимся изображать его символом или схемой. Такая работа носит исследовательский характер. Работа проходит в группах, парах, индивидуально. Некоторые полученные модели дети оформляют в тетрадях (индивидуально), а дома рассказывают о пройденной теме (показать). В последующих классах много внимания уделяется моделированию простейших пищевых связей между организмами, особенностей взаимодействия человека и природы. Это составление схем цепей питания, экосистем природных сообществ, круговорота воды и веществ в природе, смена дня и ночи и т.д.

t1599402224bx.jpgt1599402224by.jpg

Вводится алгоритм работы с моделью, например:

1) Назовите части растений.

2) Соотнеси символ и часть растения.

3) На карточке пропущена одна часть растения.

Задание: Рассмотрите модель. Все ли верно? Что будет, если убрать одну из частей растения?


2.5   Моделирование на уроках технологии


Значительное место в учебном процессе занимает техническое моделирование и конструирование, которые призваны расширить знания учащихся об окружающей действительности, машинах, механизмах, их использовании в хозяйстве. Создавая те или другие изделия, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для профессиональной ориентации.

В процессе работы младшие школьники создают различные по сложности, но доступные для выполнения конструкции из легкообрабатываемых материалов, пользуясь различными инструментами и приспособлениями. У детей отрабатываются навыки и умения, расширяется политехнический кругозор. Получая от учителя теоретические сведения, учащиеся узнают много новых слов, за счет технической терминологии происходит расширение словарного запаса.

t1599402224bz.png

Важно обратить внимание на методическую сторону использования детских изделий, их практическую направленность. Они могут служить наглядными пособиями, выставочными экспонатами, подарками. Из макетов различных сооружений можно построить макет улицы, на которой находится школа, модели машин можно использовать при изучении Правил дорожного движения.














Заключение

Одной из задач курса обучения детей в школе является овладение детьми действием моделирования. Модели и связанные с ними представления являются продуктами сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего, мыслительную переработку исходного чувственного материала, отбрасывание случайных моментов. Модели выступают как продукты и как средство осуществления этой деятельности.

Поэтому одной из задач курса обучения детей является овладение детьми действием моделирования. Учебные предметы, развертывающийся как система понятий, требует логики движения в его познании от всеобщих свойств к конкретным, выделение и исследование оснований, определяющих данную систему, что невозможно без языка моделирования. Моделирование в обучении должно быть усвоено учащимися и как способ познания, которым они должны овладеть, и как важнейшее учебное действие, являющееся составным элементом учебной деятельности.

Если моделирование – это метод и средство познания, то тогда система упражнений это один из «полигонов», где отрабатывается действие моделирования, умение решать задачи, выстраивать модели предложений выступает как один из критериев сформированности действия моделирования.

Таким образом, если ученик, используя прием моделирования, решает любые поставленные перед ним задачи, то можно говорить об успешном усвоении учебного по любому учебному предмету.

Результаты исследования позволяют сформулировать следующие выводы: экспериментальные занятия по всем учебным предметам в 1 «Б» классе СОШ №10 были достаточно продуктивны. Нам удалось достичь основной цели данного исследования – выработать систему упражнений и заданий с использованием приема моделирования, позволяющую научить детей решать поставленные перед ними задачи, а, следовательно, повысить качество успешного усвоения учебного материала младшими школьниками.

Вследствие того, что выдвинутая нами гипотеза в процессе исследования подтвердилась, были составлены следующие методические рекомендации:

- для успешного результата выполнения заданий учить школьников приемам моделирования;

- приемы моделирования использовать на этапе первичного анализа как его итог;

- использовать модели на этапе поиска информации;

- обязательно использовать приём моделирования при введении нового материала.

Заинтересованы организацией учебного процесса и родители класса. У родителей класса сформировано положительное отношение к школе.
















Литература

1.Бородкина Г.В. Учиться будет легче, если... // Начальная школа: плюс–минус. – 2012. - № 4.

2. Бугрименко Е.А., Что значит – научить учиться// Начальная школа – 2019 –№ 3.

4. Гайсина Р.С. Моделируя – познаем мир // Начальная школа.

2066. – № 9. – С.67 – 71

5. Ивашова О.А. Использование графического моделирования при обучении младших школьников вычислительным приемам // Начальная школа. – 2010. – № 12. – С. 23 – 24

6.Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. // Начальная школа. – 2000. - №8.

7.Козырева Л.М. Опыт проведения интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности».

8. Кропочева Т.Б. Естественнонаучная подготовка младших школьников в системе начального общего образования. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА,

2017.-С. 255 – 274

9. Прохорова Л.Н. Развитие орфографической зоркости на основе моделирования // Начальная школа. – 2019. - № 3. – С. 43 – 45

10.Поливанова Н.И., Ермакова И.В., Ривина И.В. Психологические особенности организации взаимодействия учителя и учащихся в условиях ФГОС . 2018 .

11. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Педагогика, 2018. – 175 с.

12. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.



24


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.