12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Контарева Инна Сергеевна40
1

Доклад на тему «Реализация школьного проекта "Мой выбор" в системе профориентационной работы»

Реализация школьного проекта «Мой выбор» в системе профориентационной работы.

Получение профессионального образования является одним из основных условий успешной социализации детей с умственной отсталостью, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Важнейшим направлением в подготовке детей с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной трудовой деятельности является формирование профессионального самоопределения, адекватного трудовым возможностям обучающихся.

В КГБОУ Школа 3 выстроена система ранней профессиональной ориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями, предусматривающая формирование профессиональных компетенций на всех этапах обучения и развития, с последующим получением рабочей специальности, соответствующей потребностям и перспективам рынка труда Хабаровского края.

Система ранней профессиональной ориентации обучающихся в нашей школе реализуется через программу профориентационной работы «Билет в будущее», проекты «Мой выбор», «Успех каждого ребенка».

Реализуя проект «Мой выбор», при организации профориентционного сопровождения мы работаем непосредственно с самим ребёнком и его семьёй, выстраиваем систему взаимодействия с социальными партнерами, предприятиями и организациями города Комсомольска-на-Амуре. Актуализации профессионального самоопределения обучающихся способствует психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Комплексная деятельность педагогов-психологов, логопедов, социального педагога, дефектолога, а также педагогов школы направлена на выявление особых образовательных потребностей обучающихся, помощь в социальной адаптации, разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, оказание родителям обучающихся консультативной и методической помощи по вопросам профориентации, дальнейшего профессионального обучения, трудоустройства, социализации воспитанников и взаимодействия с государственными и социальными учреждениями.

Задачи профессиональной ориентации каждого ребенка решаются как в урочной, так и во внеурочной, коррекционно-развивающей и внешкольной деятельности. Педагоги школы проводят с детьми беседы, просмотры кинофильмов о труде и другие мероприятия, интегрируют элементы знаний о мире труда в свои занятия. Важную роль в профориентации играют экскурсии в профессиональные образовательные учреждения и предприятия города: мебельные фабрики и центры, ателье по пошиву одежды и ремонту обуви, парикмахерские, строительную базу «Арбет», оранжерею, магазин строительных материалов, ЖЭУ и многие другие потенциально пригодные для дальнейшего трудоустройства объекты.

В течение учебного года реализуются образовательные программы коррекционных курсов «Профориентация», «Профадаптация», «Социализация», посвященные планированию обучающимися с умственной отсталостью своих профессиональных и жизненных перспектив. Занятия проводятся в форме тренингов, мини-лекций, практикумов, деловых игр, в ходе которых у обучающихся формируются адекватные представления о мире профессий, умения соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями будущей профессиональной деятельности.

Развитие профессиональных компетенций обучающихся осуществляется и в системе внеурочной деятельности. Социализация и профориентация в рамках внеурочного направления и дополнительного образования организуется для всех обучающихся в форме внеклассных мероприятий, занятий во второй половине дня. За период пребывания в учреждении каждый обучающийся имеет возможность попробовать свои силы в разнообразных кружках декоративного творчества, прикладного и художественного труда: «Бисероплетение», резьба по дереву «Пилка», «Художественное вышивание», «Рукодельница» и пр. Обучающиеся в занимательной и игровой форме овладевают основами профессии, приобщаются к ручному творчеству и труду, развивают образное и пространственное мышление, фантазию, моторику, эстетический вкус.

С сентября 2020 г. в школе реализуется адаптированная программа технической направленности «LABмоделимания», которая представляет собой экспериментальную программу для детей с ОВЗ в компетенции «Художественное конструирование и моделирование из картона, бумаги и различных декоративных материалов». Программа «LABмоделимания» разработана для активной практической деятельности обучающихся, способствует формированию трудовых навыков и готовит к дальнейшему профессиональному самоопределению.

Еще одним нововведением этого года является внедрение программ естественнонаучной направленности «Лаборатория Ромашки» и «На Земле жить – хозяином быть». Актуальность и новизна этих программ обусловлены их практической значимостью. Важнейшей задачей программ является вооружение обучающихся с ОВЗ минимальным объемом знаний и умений по растениеводству с целью их социальной защищенности в будущем, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации. Теоретические и практические занятия по растениеводству, садоводству, комнатному и приусадебному цветоводству ориентируют обучающихся на осознанный выбор сельскохозяйственных профессий. Одну из таких профессий («Рабочий зеленого хозяйства») учащиеся могут освоить на базе нашей школы. Приоритетными методами работы на данных кружках является практическая и исследовательская деятельность, сельскохозяйственные опыты, реализация проектов.

Также большая роль в системе профориентации отводится развитию профессиональных компетенций обучающихся через участие в международном конкурсном движении профмастерства «Абилимпикс» по компетенциям «Бисероплетение», «Резьба по дереву», «Художественное вышивание», «Флористика», «Облицовка плиткой», «Малярное дело», в том числе в рамках новых компетенций «Брошюровка и переплётное дело», «Клининг», «Роспись по шелку». Эти конкурсы обеспечивают эффективную профориентацию и мотивацию к получению профессионального образования, содействуют социокультурной инклюзии, позволяют объективно оценить уровень трудовых умений.​

Таким образом, наша комплексная система работы при реализации проекта позволяет ученикам познакомиться с востребованными и перспективными профессиями на рынке труда Хабаровского края. Проект «Мой выбор» - это долгосрочный проект и к концу его реализации мы предполагаем достигнуть следующих результатов, а именно:

100% - ый охват выпускников профессиональными пробами;

оснащение оборудованием для нового образовательного пространства «Станочный парк»;

участие обучающихся в мероприятиях Всероссийской Интерактивной цифровой платформы профориентации школьников «Проектория», а также в проекте по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.