Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии

4
0
Материал опубликован 24 July в группе



Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии

Аннотация

Сегодня в Донецкой Народной Республике происходят большие изменения, которые касаются и системы образования. В настоящее время введены новые Государственные образовательные стандарты. Методологической основой ГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию [2].

Цель данной статьи: внедрение приёмов, форм и методов системно-деятельностного подхода при обучении химии.

Задачи:

раскрыть сущность, цели и результаты системно-деятельностного подхода при изучении химии;

рассмотреть методы организации получения химических знаний через системно-деятельностный подход обучения на уроках химии.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, учебно-познавательная деятельность, личностное развитие обучающихся, деятельность обучающихся, урок, формы и методы системно-деятельностного подхода.

07 августа 2020 года Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики были утверждены новые Государственные образовательные Стандарты, которые ориентированы на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и Донецкой Народной Республики, формирование содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися образовательных программ. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает готовность к самообразованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей [2].

Перед учителем стоит вопрос: «Чему и как учить детей сегодня?» Современные дети будут работать в мире, который мы не в состоянии детально предсказать, потому что все в мире меняется очень быстро. Будущее с робототехникой, биоинженерией и нейронауками будет качественно отличаться от всего, что мы знаем. Что важнее: эрудиция или умение анализировать и делать выводы, усердие или способность быстро принимать решения, узкая специализация или мобильность и умение учиться новому? Общество выдвигает потребность в компетентной личности, которая на основе самостоятельного критического мышления и ответственности будет готовой и способной не только накапливать знания, но уметь мыслить и применять их при любых обстоятельствах.

Умение учиться всю жизнь особенно актуально для современного школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его таким очень важным в наше время умением как умение учиться. Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте я дам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча говорит, что не надо давать рыбу, а надо научить ее ловить самостоятельно. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью образования становится развитие способности ученика.

Новые образовательные стандарты помогают научить учиться, научиться «ловить рыбу», тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, с помощью которых школа воспитывает человека, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути решения [4].

Одним из новых подходов к обучению, достаточно резко отличающемуся от сложившихся школьных традиций прошлых десятилетий, является системно-деятельностный подход. Деятельностные способности обучающихся формируются в тот момент, когда они не пассивно воспринимают задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Ключевая идея состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «добывают» и «открывают» их сами в процессе исследований; ученики «превращаются» в маленьких ученых с собственными открытиями. Поэтому работа учителя не в том, чтобы объяснить, рассказать, показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую деятельность учеников с целью доведения их до решения проблемы урока и составления алгоритмов действий при возникновении новых задач. Это диктует необходимость овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать требования новых государственных образовательных стандартов.

Таким образом, основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе активной познавательной деятельности. Задача учителя заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях [3].

Приведу примеры заданий, которые можно использовать на разных этапах урока химии, реализуя системно-деятельностный подход.

Основная задача стадии «Вызов» заключается в том, что тему урока я не сообщаю, а пытаемся, используя различные приёмы, добиться от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки проблемы. Существует несколько методик самостоятельного подхода к определению темы урока.

1. Наиболее простым является приём «Отгадай задуманный элемент». 

Ребята! Задумайте любой химический элемент ПСХЭ, найдите его порядковый номер.

После этого необходимо провести следующие вычисления:
1) номер элемента умножить на 2; 
2) к произведению прибавить 5; 
3) сумму умножить на 5. 

Последний результат сообщите.

Объяснение игры: пусть задуман элемент № 13 (алюминий). Проведем с числом 13 соответствующие математические действия: 
13 • 2 = 26; 25 + 5 = 31; 31 • 5 = 155. 
Число 155 сообщается ведущему, который в уме отбрасывает последнюю цифру (получается 15) и отнимает от полученного числа число 2 (получается 13). Это и есть номер задуманного элемента. После этого ведущему остается только назвать этот элемент – алюминий. 

2. «Заморочки из бочки». Необходимо угадать вещество, которое мы будем сегодня изучать. Читаю «заморочки из бочки» (подсказки):

Сложное вещество при диссоциации которого образуются атомы водорода и кислотный остаток

Это вещество было известно алхимикам с Х века

Это тяжелая маслянистая жидкость

Является «хлебом» химической промышленности

Это кислородсодержащее соединение элемента с порядковым номером 16

- Правильно, это серная кислота.

3. Вставьте в текст пропущенные слова.

Задание № 1.

Определите степени окисления элементов в химических реакциях.

BaO + SO3=BaSO4 Ba + H2SO4 = BaSO4 + H2

Сравните степени окисления элементов в исходных веществах и продуктах реакции.

Сделайте вывод и запишите его.

В первой реакции степени окисления элементов …………………, а во второй -……………………..у……………………….и…………………..

О какой классификации химических реакций пойдет речь на уроке. Сформулируйте тему урока?

Тема: Классификация химических реакций по изменению степени окисления

Вторая стадия урока – «Осмысление». Согласно теории развивающего обучения, не всякая деятельность ученика на уроке – учебная. Учебной считается деятельность, связанная с решением учебных задач. Отличительная особенность таких задач – ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приемы) учебной деятельности. Текст задачи содержит указание на способ учебной деятельности, например:

 - классифицируйте и укажите основание для классификации;

 - сравните;

 - обобщите объекты;

 - продолжите ряд, фразу;

 - дополните ряд, определение;

 - определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора;

 - установите соответствие между процессами, явлениями;

 - установите последовательность этапов, процессов, явлений.

Например:

Составление обратного генетического ряда

Для соли Na3PO4 составить формулы соответствующего ей основания и кислоты. Для cоставленных основания и кислоты напишите формулы соответствующих им оксидов, а для них, в свою очередь, формулы соответствующих им металла и неметалла.

t1721831326aa.gifNaOH --- Na2O ---- Na

t1721831326aa.gifNa3PO4

H3PO4 – P2O5 – P

2) Составление интеллект-карт. Следующий интересный метод, который можно использовать как для изучения нового материала, так и для закрепления ранее выученного – это создание интеллект-карт (карты знаний, схемы мышления и т.д.). Впервые термин «интеллект-карты» был предложен Энтони Бьюзеном. В основе метода лежит известный всем принцип функционирования левого и правого полушарий головного мозга. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация начинает восприниматься, анализироваться и запоминаться гораздо быстрее и эффективнее, чем при ее обычном линейном представлении в виде цифр и букв.

3) Метод интеллект-карт уместно применять с интерактивным методом «Синтез мыслей». После составления карты, учащиеся обмениваются своими схемами и проверяют карту другой группы. Дополняют своими ответами, подчеркивают то, с чем не согласны, делают свой вывод и представляют на обсуждение всему классу. Этот метод развивает внимание, умение работать с источником инфрмации и анализировать.

4) «Химический эксперимент»

На своих уроках я создаю проблемные ситуации, для разрешения которых необходимы не только имеющиеся у детей знания, но и новые. Организую лабораторные и практические работы с элементами исследовательской деятельности (работа в минигруппах). Вопросы, связанные с развитием мышления учащихся, стараюсь решать на основе все возрастающей их самостоятельности при выполнении этих работ.

Например, работа в минигруппе при изучении темы «Химические свойства серной кислоты».

Постановка задачи. Учитель: «Перед вами на столах реактивы и приборы. Вам выданы карточки с заданиями. Ваша задача: провести эксперимент в соответствии с заданием, на его основании сделать вывод о результате. Используя ваши знания в химии, составьте уравнения проведённых химических реакций. Оформите и обоснуйте результаты эксперимента».

Карточка № 1. Пояснение: в пробирках №№ 1, 2, 3находятся цинк, железо, медь соответственно. Прилейте в каждую пробирку 2-3 мл серной кислоты.

Эксперимент. Результаты опыта:

- Пробирка №1 ( пробирка №2, пробирка №3)

Формула серной кислоты: ___________________________________________

Уравнение реакции: _________________________________________________

Признак реакции: ___________________________________________________

Тип реакции: _______________________________________________________

Назовите вещества, которые образовались в результате реакции: ____________

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Я подбираю задания,в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. В последнее время структура тестов претерпевает изменения. Большое внимание нужно уделять умению детей работать с разными вариантами тестовых заданий:

- с выбором одного ответа и множественным выбора ответов;

- с развёрнутым ответом;

- на соответствие;

- на заполнение пропусков;

- на установление истинности или ложности.

Поэтому в своей работе для проверки усвоенных знаний использую различные тесты. С учащимися мы пытаемся находить заведомо неправильные ответы (т.е. если ученик не уверен в правильности своего ответа, он должен проанализировать, какие из ответов не подходят точно). Это облегчает выбор верного ответа. Регулярное проведение тестирования снижает негативное отношение к контролю, тем более, что результат можно узнать сразу, а пробелы восполнить, вернувшись к нему на следующем уроке. Тестирование актуально как в 8-9 классах, так и в 10-11 классах. Результаты Государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования признаются в качестве результатов вступительных испытаний в образовательные организации высшего профессионального образования. Оптимальным долгосрочным вариантом подготовки учащихся в рамках урока к итоговой аттестации является как частичное включение заданий из открытого банка заданий, размещенного на сайте www.resobrnadzor.dnr, так и решение составленных мной заданий.

Например, представляю разные типы тестовых заданий при изучении темы «Алканы»:

1. Какой тип гибридизации атомных орбиталей атомов углерода в молекуле 2-метилпентана:

а) sp б) sp2 в) sp3 г) sp, sp2 и sp3

2. Метан вступает в реакцию с:

а) раствором бромной воды

б) водой

в) хлором при освещении

г) хлороводородом

3. Какие из суждений о предельных углеводородах и их свойствах верны:

1) Реакция нитрования алканов протекает по ионному механизму;

2) Для алканов основным типом реакций являются реакции присоединения

3) Реакция нитрования алканов протекает по ионному механизму;

4) Алканы имеют молекулярное строение и молекулярную кристаллическую решетку

5) Нефть и природный газ – основные природные источники предельных углеводородов

6) Для предельных углеводородов характерна структурная изомерия углеродного скелета

7) Для алканов наиболее характерны реакции присоединения

8) Алканы плохо растворимы в воде

9)Для алканов наиболее характерны реакции замещения

10)Реакция нитрования алканов протекает по радикальному механизму.

4. Дана цепочка превращений Al4C3 X HC CH.

Вещество Х – это:

а) метан б) этан в) пропан г) н-бутан

Завершает урок «Рефлексия». Формирование у школьников критического мышления включает формирование способности определить свою степень усвоения новых знаний. Рефлексия помогает мне контролировать класс, уже в конце урока видеть, что ребятам было понятно, а где остались вопросы и нужно «доработать». Рефлексия позволяет совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на каждого учащегося.

Формы проведения рефлексии могут быть различными, например:

Рефлексивный прием «Незаконченное предложение»:

Учащимся нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного списка на доске:

-Научился…………

-Мне показалось важным…….

-Я понял, что………..

-Я почувствовал, что…….

Своей работой на уроке я…

-Доволен…..

-Не совсем доволен….

-Я не доволен потому, что…..

-Было интересно …

-Я узнал, что…

- Было сложно…

2. «Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового материала»

3. «Тест «Я знаю (умею) / Я не знаю (не умею)»

4. Упражнение «Верно/ неверно» (выбрать один вариант ответа):

Серная кислота:

а) Реагирует с кислотами

б) Реагирует с основаниями

в) Реагирует с солями

г) Реагирует с кислотными оксидами

д) Реагирует с основными оксидами

е) Реагирует со всеми металлами

ж) Сильная кислота

4. Составление кластера

Таким образом, применяя системно–деятельностный подход на уроках химии создаются необходимые условия для развития умений учащихся самостоятельно думать, подвергать анализу, отбирать материал, разбираться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач.

Для успешной реализации системно-деятельностного подхода на уроках химии необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Проектирование современного урока должно строиться на основе и принципах системно-деятельностного подхода, нацеленного на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основных образовательных программ с использованием в образовательном процессе современных приёмов, методов и технологий обучения[1].

Систематическое и методически правильное применение системно-деятельностного подхода и приемов работы по развитию общеучебных умений развивают не только учебную деятельность учащихся, но и повышают качество знаний, так как характерной чертой технологии этого метода обучения в образовательном процессе является способность учащегося проектировать будущую деятельность, быть ее субъектом.





Список использованной литературы

Аксенова, Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф.г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г. – СПб.: Реноме, 2012. – с. 140-142.

Государственный образовательный стандарт основного общего образования ДНР/ Утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. N 120-НП

Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2014. – 174 с.

Родионова, Н.И., Ершов, О.В. Проектирование современного урока химии на основе системно-деятельностного подхода // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-2. – С. 234-237








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации