Статья «Реализация технологического профиля в процессе воспитания будущих профессиональных военных в кадетской школе»

4
0
Материал опубликован 2 March 2021

Реализация технологического профиля в процессе воспитания будущих профессиональных военных в кадетской школе

Осяк С.А.

канд.пед наук

учитель физики МАОУ "КШ", МО г-к Анапа

Казарцева А.В.

учитель русского языка и литературы

МАОУ «КШ» », МО г-к Анапа


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа имени Героя Советского Союза Старшинова Николая Васильевича» (МАОУ «КШ») является образовательным учреждением, реализующим программы основного общего и среднего общего образования. Содержание образовательных программ основного общего и среднего общего образования ориентировано на обеспечение базового, предпрофильного, профильного образования и спецификой учебно-воспитательной деятельности МАОУ КШ как образовательного учреждения военно-патриотической направленности, обеспечивающего успешную социализацию выпускников, ориентированных на профессиональное служение Отечеству.

Статистика двадцати лет деятельности школы говорит о том, что 80% выпускников нашей школы после окончания одиннадцати классов поступают в высшие военные учреждения от Калининграда до Владивостока, включая самые известные высшие военные училища и институты Москвы и Санкт-Петербурга.

По результатам выпускников школы судят об эффективности всей системы школьного образования, именно старшая школа во многом определяет качество профессиональной деятельности молодых людей. Этим обусловлена высокая актуальность процесса профилизации старшей ступени общего образования, получившего свое начало с принятием «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (утверждена Распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001г.) и «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (утверждена Приказом Минобразования России № 2783 от 18.07.2002г.).

В приложении к Приказу Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» даны определения профильного обучения, поставлены основные цели профильного обучения, описана модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени, выделены несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения; указано, что необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки [7].

Профильное обучение рассматривается как многостороннее комплексное средство повышения качества, эффективности и доступности общего образования. Оно позволяет за счет изменений в структуре, содержании, организации образовательного процесса и дифференциации в большей мере учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать возможности для ориентации образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Теоретическая разработка современного подхода к профильному обучению обладает преемственностью по отношению к педагогическим исследованиям предшествующего периода, посвященных вопросам индивидуализации и дифференциации обучения [1, с.4]. В 1990-х - 2000-х гг. в работах российских педагогов описываются особенности построения содержания образования в профильно-дифференцированных классах и обучения в них, определяются теоретико-методологические и методические положения современной концепции профильного обучения, раскрываются проблемы управления введением профильного обучения в системе общего образования на федеральном, муниципальном и школьном уровнях, рассматриваются вопросы реализации профильного обучения на основе сетевых моделей, выявляются условия для профессионального самоопределения учащихся средствами профильного обучения и предпрофильной подготовки[1, 2,4,8,9,10].

В МАОУ «КШ» профильное обучение (технологический профиль с физико-математической направленностью) реализуется с 2018 года. Профиль и направленность выбирались образовательным учреждением исходя из анализа набора вступительных испытаний необходимых выпускнику для поступления в высшие военные учреждения России. Как правило, такими вступительными экзаменами, кроме русского языка, являются математика профильного уровня, физика.

В ходе первых лет реализации профильного обучения выявились общие проблемы перехода на профильное обучение: затруднения при реализации ресурсоемких индивидуализированных моделей профильного обучения; стереотип подмены профильного обучения углубленным; трудности при определении минимального уровня подготовки школьников в условиях профильного обучения; проблема одностороннего развития способностей школьников из-за снижения их интереса к непрофильным предметам; неподготовленность педагогических кадров к осуществлению профильного обучения.

Переходя к профильному обучению администрация и педагоги МАОУ «КШ» ставили следующие основные цели:

- обеспечить углубленное изучение предметов программы среднего общего образования, позволяющих поступить военно-учебные заведения Минобороны России, МЧС, МВД, ФСБ России;

- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями как к гуманитарным, так и к естественным наукам, так как в армии нужны как профессионалы гуманитарного, так и естественнонаучного, технического направления.

Модель МАОУ «КШ» с профильным обучением на старшей ступени включает в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский язык и литература, английский язык, физическая культура, история, география, обществознание, физика, химия, биология, астрономия, ОБЖ.

Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность технологического профиля обучения: математика, физика, информатика и ИКТ.

Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них "поддерживают" изучение основных профильных предметов. Например, элективный курс " Уравнения, неравенства и их системы " поддерживает изучение профильного предмета математика. Другие элективные курсы служат для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы " Политология ", " Экономика " позволяют успешно подготовиться к экзамену по обществознанию, который многие военные вузы ставят в программу испытаний.

Можно констатировать, что в МАОУ «КШ» реализуется модель внутришкольной профилизации [7].

Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Под профессиональным самоопределением учащегося следует понимать процесс формирования его личного отношения к той или иной профессиональной деятельности, проявляющийся во внутренней самореализации личности ученика с учетом социально-профессиональных и личностных потребностей[5, с.35].

Вместе с тем учащиеся многих школ оказываются не готовы к осознанному выбору: у них отсутствуют необходимые знания о содержательных аспектах различных сфер профессиональной деятельности и связанных с ними умениях и навыках; не сформированы учебно-профессиональные мотивы; не полностью развиты личностные качества и личностная позиция, определяющие самостоятельность профессионального самоопределения. Поэтому, как указывают Л. В. Байбородова и Е. В Новикова, важнейшим средством профессионального самоопределения учащихся является предпрофильная подготовка в виде системы педагогических, психолого-педагогических, информационных и организационный мероприятий, которая помогает им выбрать путь продолжения своего образования [3, с. 26, 27].

Учащиеся среднего звена (5-7 классов) изучают ряд предметов из образовательных областей «Обществознание» и «Технология», содержание которых в некоторой степени направлено на профориентацию учащихся. «Обществознание» изучает такие вопросы, как «Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Государственная политика в области занятости. Профсоюзы». «Технология» - ознакомление с профессиями в различных областях человеческой деятельности», нацелена на достижение целей воспитания трудолюбия, целеустремленности, творчества, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда. На этапе 8-9 классов роль профориентационной работы с учащимися и их родителями резко возрастает. На первое место выходят специально организованные внеклассные мероприятия профориентационного характера. Тематика классных часов может быть разнообразна: «Военные профессии моего региона», «Где работают мои родители - военные», «Преемственность поколений», «Встреча с интересным человеком» и др.

Алгоритм организации профориентационной работы в 8-9 классах включает в себя следующие шаги: 1) организация элементов профориентационной работы, включенной в учебный процесс; 2) организация профориентационной работы совместно с родителями, педагогами; 3) ознакомление с деятельностью военных учреждений и организаций.

Изучение показателей профессиональной готовности учеников 8-х классов подтверждает вывод, что одним из направлений профориентационной работы должно быть развитие у обучающихся понимания необходимости соотносить свои умения и навыки с теми типами профессий, где эти навыки обеспечивают наибольшую эффективность личности в деятельности. Кроме того, необходимо развивать более широкие представления учащихся о разных типах профессий, чтобы расширить «поле» профессиональных выборов, которые пока в большей степени ограничивается профессиями типов «Человек - Человек» и «Человек - Техника» [2, с.5].

К концу обучения в 9 классе в МАОУ «КШ» каждый учащийся проходит психологическую диагностику с целью определения сферы его будущей профессиональной деятельности. Для этого применяются тесты профориентации.

Необходимо отметить, что специфика организации учебно-воспитательного процесса кадетской школы помогает обучающимся в самоопределении. В частности, перед поступлением в 5 класс абитуриенты проходят курс молодого бойца: показывают свои знания, спортивную подготовку, готовность нести уставную службу. При поступлении все ребята одевают форму, становятся воспитанниками, а по истечении года принимают присягу и становятся кадетами.

Каждый День в школе начинается с построения на плацу, сдачи рапорта старшине школы, краткой информации от администрации школы и исполнения гимна РФ. Наша школа носит имя Героя СССР Старшинова Николая Васильевича, и каждый кадет обязан знать о его боевом пути.

Особое значение уделяется самоуправлению в школе. Главный помощник классного руководителя – зам. комвзвода, он отвечает за дисциплину в классе и исполняет свои обязанности, прописанные в положении о кадетах. У него есть заместители, в подчинении у которых находятся кадеты и воспитанники класса. Еженедельно директор школы собирает командиров класса для решения текущих вопросов и отчета работы за неделю.

Следует отметить, что каждый год в рамках празднования Дня Защитника Отечества и ко Дню Победы на торжественной линейке особо отличившимся в спорте, науке или учебной деятельности кадетам вручают очередные кадетские звания.

Военно-патриотическая работа в нашей школе проводится на протяжении всего учебного года. Это и школьные, и городские, и региональные мероприятия.

Обязательно воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил: мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины, Пост №1, проведение походов по местам боевой славы, экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, с ветеранами локальных войн. Частыми гостями становятся выпускники нашей школы, которые окончили высшие военные заведения и вернулись к кадетам, чтобы поделиться знанием и опытом. Проведение конкурсов строевого смотра, военно-патриотической песни, посещение воинских частей Анапского и Новороссийского района, тесное сотрудничество с Институтом береговой охраны г. Анапа, учреждениями профессионального образования (ГБОУ РО НШИ с ПЛП- Неклиновская школа –интернат), военно-патриотическим обществом «Ратмир», сообществом ветеранов Афганистана и локальных конфликтов «ИВА», участие в Днях открытых дверей военных учебных заведений Краснодарского края – все это формирует у кадет нашей школы чувство долга, любовь к Родине, знание истории своей страны, стремление поступить в военные ВУЗы и связать дальнейшую судьбу именно с профессией военного

Поддержание военно-патриотической направленности учебно-воспитательного процесса в школе реализуется и в рамках внеурочной деятельности такими курсами, как «Стрельба», «Основы воинской профессии».

Закон гарантирует гражданам право получения образования уровня основного среднего образования, что, однако, не есть синоним права получения его в конкретном общеобразовательном учреждении. В связи с этим наряду с итоговой аттестацией выпускников основной школы нами предусмотрена определенная рейтинговая форма, позволяющая объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по технологическому профилю. Важную роль в рейтинге играет введение накопительной оценки (портфолио - "портфель достижений"), которая учитывает различные достижения учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты на конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и т.п. С психологической точки зрения формирование портфолио в процессе предпрофильной подготовки не только позволяет судить об интересах и склонностях подростка, является показателем ориентированности ученика на выбранное направление, но и, что немаловажно, является предметом для глубокого самоанализа, самооценки, понимания своего внутреннего мира, способствуя, таким образом, осознанному выбору дальнейшего жизненного и профессионального пути[5, с.36].

Основную роль в оказании помощи ученику на этапе предпрофильной подготовки оказывает, несомненно, классный руководитель:он информирует ученика и его родителей о возможных вариантах трудоустройства в будущем, организует наполняемость ученических портфолио, организует встречи с представителями организаций по профориентации, тематические классные часы и т. п.

Безусловна роль учителей-предметников, совершенствующих методику обучения по базовым и профильным элективным курсам, ежедневно взаимодействуя с учащимися, формируя их отношение к предмету и сопряженным с ним специальностям.

Первостепенное значение в выборе профиля имеет деятельность педагога-психолога. Педагог-психолог является организатором поддержки школьников в процессе профилизации, координируя и направляя воздействие остальных служб. Психолог участвует в реализации психолого-педагогической экспертизы программ профильных элективных курсов, творческих проектов, разрабатываемых учителями. Он проводит психодиагностику способностей, индивидуальных особенностей личности, ее направленности; изучает профессиональные интересы учащихся. В обязанности педагога-психолога входит консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам выбора профиля обучения и предпрофессиональной подготовки. Важным направлением деятельности психолога является также организация встреч учащихся с профконсультантами - специалистами центров занятости населения, кадровых агентств, сотрудниками различных предприятий и организаций. Кроме того, специалист- психолог организует и проводит с учащимися разных возрастов тренинги развития общих способностей, личностного роста, а с девятиклассниками - тренинги профессионального самоопределения.

В МАОУ «КШ» реализуется образовательная деятельность, направленная на формирование и развитие личности воспитанников, базирующаяся на духовных и исторических традициях и этике патриотического служения Отечеству. одновременно и в процессе получения среднего общего, профильного образования.


Список литературы

Алекссева Г.И. Организационно-педагогические основы реализации профильного обучении в северных регионах России: автореферат дисс. докт. пед наук. - М.,2010, -58 с.

Арендачук И. В. Особенности профессионального самоопределения учащихся на этапе подготовки к профильному обучению // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 3 (27). С. 204-211

Бердюгина О.Н. Изучение предметов естественнонаучного цикла с использованием исторического подхода / О.Н. Бердюгина, Е.В. Ермакова // The First International Conference on Eurasian scientific development. - Vienna, Austria, 2014. - С. 106-111.

Исмагилов Р. Д. Место и роль предпрофильной подготовки и профильного обучения в процессе профессионального самоопределения школьников // КПЖ. 2016. №4 (117). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-predprofilnoy-podgotovki-i-profilnogo-obucheniya-v-protsesse-professionalnogo-samoopredeleniya-shkolnikov (дата обращения: 11.05.2020).

Концепция кадетского образования в Российской Федерации (базовые основы) "[Электронный ресурс]. –URL: https://cronao.ru/images/docs/LBK/Kontseptsia_kadetskogo_obrazovania_v_Rossiyskoy_Federatsii.pdf

Мамонтова Татьяна Сергеевна, Ермакова Елена Владимировна, Кашлач Ирина Федоровна Организация предпрофильной и профильной подготовки старшеклассников // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-predprofilnoy-i-profilnoy-podgotovki-starsheklassnikov (дата обращения: 11.05.2020).

Приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 N 2783"Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования"[Электронный ресурс]. –URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=308747#00993374864078993

Салихова Инна Альбертовна Особенности организации предпрофильной подготовки в современной школе // КПЖ. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-predprofilnoy-podgotovki-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 11.05.2020).

Тихонова Людмила Михайловна Организация профильного обучения // Концепт. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-profilnogo-obucheniya (дата обращения: 11.05.2020).

Шепило А. Г. Реализация модели технологического профиля обучения через сетевое взаимодействие учреждений общего и профессионального образования // Вестник НовГУ. 2007. №40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-modeli-tehnologicheskogo-profilya-obucheniya-cherez-setevoe-vzaimodeystvie-uchrezhdeniy-obschego-i-professionalnogo (дата обращения: 11.05.2020).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.