Реализация учебного творческого проекта «По улицам Омска с гитарой»
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Дом детского творчества Октябрьского административного округа»
Учебный творческий проект
По улицам Омска с гитарой
Автор и руководитель проекта:
педагог дополнительного
образования
Лескович Наталья Валерьевна
Омск
2017
Содержание
Актуальность проекта…………………………………………………………..3
Механизм реализации проекта…………………………………………………6
Сроки реализации проекта……………………………………………………...8
Оценка результативности проекта…………………………………………….10
Список использованной литературы………………………………………….13
Приложения…………………………………………………………………….14
Актуальность проекта.
Одним из способов современного обучения является создание учебных творческих проектов, сочетающих в себе метод самостоятельного исследования, новейшие информационные технологии и художественно-эстетическую деятельность учащихся.
В 2016 году город Омск отмечает особый юбилей. В преддверии празднования 300-летия города актуальной является активизация у подрастающего поколения накопленных знаний об истории родного края, его традициях, культуре, искусстве.
Учащиеся детского объединения Гитар-клуб «Сонет», руководителем которого является автор проекта Лескович Н.В. - это дети от 10 до 18 лет. В основе дополнительной общеобразовательной программы объединения - развитие творческих способностей на основе обучениям навыкам инструментального (гитара) и вокального исполнительства.
Положительный опыт проведения учащимися виртуальных экскурсий в рамках реализации в 2015 году патриотического проекта «По улицам героев», где ребята активно использовали свои вокально-инструментальные навыки, стал отправной точкой в создании идеи данного проекта.
Путешествия по улицам родного города в компании с любимым инструментом помогут подросткам творчески реализоваться, с интересом погрузиться в изучение истории культуры и искусства родного края, создать презентационные медиаматериалы об Омске, через музыкальное творчество вызвать эмоциональный отклик жителей города.
В последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, о чём свидетельствует реализуемая в настоящий период в России государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы". Очень важным является обеспечение российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Возможность самореализации подростков и удовлетворение их социальных ожиданий способствует воспитанию нравственной личности. Изменение гражданско-патриотических принципов, социальных норм, приоритетов поможет воспитать у подростков правильные представления о своей малой Родине и сформировать устойчивую гражданскую позицию.
Работа над созданием видеоматериалов, проведение флешмоба, организация презентационного мероприятия – процесс многогранный, требующий творческого подхода, тесного взаимодействия всех участников проекта. Это нестандартная, нетрадиционная форма учебной деятельности. Она формирует и развивает предметные и метапредметные компетенции учащихся:
Исследовательские умения (самостоятельное генерирование идеи, разработка способов действия, привлечение знаний из различных областей; самостоятельный поиск недостающей информации);
Навыки оценочной деятельности (выполнение задания в соответствии с критериями; осуществление самооценки);
Умения и навыки работы в сотрудничестве (осуществление коллективного планирования; взаимодействие с партнерами; осуществление взаимопомощи в группе);
Управленческие умения (проектирование процесса (продукта); планирование деятельности, времени, ресурсов; принятие решения и прогнозирование их последствия);
Коммуникативные умения (способность вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.; участие в дискуссии; осуществление интервьюирования);
Презентационные умения (использование различных средств наглядности при выступлении; ответ на незапланированные вопросы).
Таким образом, значение проекта «По улицам Омска с гитарой» видится в том, что он является одним из способов (форм) реализации деятельностно-компетентностного подхода к обучению и воспитанию подростков.
Цель проекта: содействие формированию гражданско-патриотических качеств личности участников проекта через проявление позитивного отношения к родному городу-юбиляру.
Задачи проекта:
привлечение внимания детей и взрослых к культурному наследию своего края;
вызов эмоционального отклика учащихся при проведении мероприятий проекта;
повышение социальной активности детей в процессе создании позитивного имиджа родного города;
развитие сотрудничества детей, педагогов, родителей через познавательную деятельность, через проявление творческих способностей участников;
содействие совершенствованию у детей уровня практических навыков: словотворчество, создание медиапродуктов, вокальное, инструментальное исполнительство.
Механизм реализации проекта
В рамках проекта руководителем и учащимися детского объединения Гитар-клуб «Сонет» организуется:
семинар «Презентация проекта «По улицам Омска с гитарой»» для педагогов учреждений дополнительного образования города Омска в рамках работы ГМО педагогов-инструменталистов;
внутриучрежденческий круглый стол для учащихся и родителей «Актуализация идеи проекта «По улицам Омска с гитарой»»;
мероприятия по созданию сюжетных видеороликов, снятых на улицах города Омска с использованием средств музыкального сопровождения;
работа по организации и проведению городской акции - гитарного флешмоба «Подарок городу» на Театральной площади города Омска с привлечением СМИ;
итоговое отчётное мероприятие «По улицам Омска с гитарой» в форме концертной программы, посвящённой 300-летию города Омска с презентацией созданного видеоматериала.
Методико-организационная работа с учащимися
В рамках проекта организуется исследовательская работа по сбору информации для создания видеоматериалов о культурных объектах Омска. Поисковую группу составляют учащиеся детских объединений. На основе найденных материалов, руководитель намечает основные направления выездных экскурсий, а также видеосъёмку выбранных объектов.
С целью управления, планирования работы над проектом, активизации творческих способностей учащихся, делегированию полномочий между учащимися групп создается актив Проекта. В состав Актива входят по одному-два представителя из каждой учебной группы объединения Гитар-клуб «Сонет». Актив проекта планирует всю работу: исследовательскую, экскурсионную, пропагандистскую.
Флешмоб – одна из самых популярных форм самовыражения сегодня. Суть любого флешмоба – внезапность. Но любая случайность на проекте должна быть спланирована и отрепетирована.
Подготовка флешмоба начинается с определения его основной идеи и модели исполнения. Главное во флешмобе – масштабность события и неожиданный сценарий.
Гитарный Флешмоб на Театральной площади Омска организован:
для привлечения внимания к событию предстоящего юбилея города (была исполнена авторская песня «Посвящение Омску» под аккомпанемент около 40 гитар);
для яркого завершения экскурсионных мероприятий и съёмок видеороликов в центральной части города;
для того, чтобы сделать проект еще более запоминающимся и вовлечь в свою идею как можно большее количество участников;
для того, чтобы вызвать эмоциональный отклик омичей – жителей города.
Сроки реализации проекта
Проект «По улицам Омска с гитарой» проводится с января по июнь 2016 года в три этапа:
Подготовительный этап (январь, февраль):
- актуализация идеи проекта,
- постановка цели и задач,
- планирование,
- сбор необходимой информации,
- техническая подготовка;
Этап реализации (март, апрель):
- создание сценариев видеороликов,
- создание сценария гитарного флешмоба,
- распространение информации о флешмобе через социальные сети и СМИ,
- подготовка и разучивание музыкального материала,
- видеосъёмка запланированных сюжетов на улицах города,
- проведение флешмоба,
- подготовка сценария отчётного мероприятия детского объединения Гитар-клуб «Сонет» «По улицам Омска с гитарой», посвящённого 300-летию города Омска;
- представление 25 апреля в паркетном зале Дома творчества отчётного мероприятия «По улицам Омска с гитарой» с приглашением родителей, а также представителей других объединений инструментально-исполнительской направленности;
Итоговый этап (май, июнь):
- анкетирование участников проекта;
- оценка результативности проекта,
- описание проекта;
- представление проекта на конкурсах различного уровня,
- выступление педагога на Педагогическом совете по итогам реализации проекта.
Оценка результативности проекта
Характеристика проекта:
по виду деятельности: информационный и практико-ориентированный;
по предметно-содержательной области: межпредметный;
по характеру координации: с открытой, явной координацией;
по характеру контактов: региональный;
по количеству участников: групповой;
по продолжительности: долгосрочный.
При создании проекта планировалось создание мультимедийной презентации, в которой будут собраны и представлены фото и видеоматериалы (флешмоб, экскурсии по улицам Омска, интервьюирование жителей города), созданные учащимися объединения Гитар-клуб «Сонет» с привлечением педагогов и учащихся детских объединений инструментально-исполнительской направленности учреждений дополнительного образования г. Омска.
Созданный материал представляется на отчётном мероприятии, посвящённом 300-летию города Омска.
Вне плана в проект были внедрены следующие мероприятия:
флешмоб на Театральной площади был внесён в рамки проведения Недели добра в Омске;
для проведения отчётного мероприятия учащимися был создан виртуальный музей культурных объектов города Омска;
в целях активизации знаний о достопримечательностях родного города учащимися была организована игра для родителей «Карта Омска».
По отзывам участников в проект могли быть введены следующие мероприятия:
конкурс видеороликов об Омске для учащихся и педагогов;
монтаж видеоматериалов в единый фильм об экскурсии по культурным объектам города Омска.
После проведения флешмоба было организовано интервьюирование педагогов и участников акции. В адрес организаторов проекта были высказаны самые позитивные отзывы и пожелания. (Приложение 1)
Наиболее ярким из всех событий проекта являлась кульминационная точка в реализации проекта - отчётное мероприятие в форме концерта с презентацией подготовленных видеоматериалов. Мероприятие было организовано, технически подготовлено и проведено в паркетном зале Дома творчества ОАО г.Омска руководителем и учащимися объединения Гитар-клуб «Сонет». (Приложение 2)
Необходимо отметить, что на всех этапах реализации проекта происходило воспитание и формирование личности учащихся, формирование их гражданско-патриотических качеств. Зажигаясь общей идеей познать культуру родного города, происходило сплочение детского коллектива. Проект стимулировал позитивное поведение учащихся, ориентировал их на пропаганду в кругу сверстников эмоционально-ценностного отношения к истории и культуре Омска. Шло постоянное переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в истории родного города. Проект создал условия для творческой самореализации каждого участника.
При оценивании результатов проекта использовались следующие критерии:
Знание, информация о культурном наследии нашего города;
Эмоциональное отношение к проекту;
Деятельность, участие в мероприятиях проекта.
Вопросы анкеты:
Что нового ты узнал в ходе проекта о нашем городе?
Что тебе нравится в нашем городе? Какие места в городе твои самые любимые?
В каких мероприятиях проекта ты поучаствовал? Какие из них были самые интересные?
Анализ анкет и интервью учащихся показал следующее:
Большинство учащихся отметили появление в ходе проекта новых знаний об истории, местонахождении, целевой направленности значимых культурных объектов родного города. А так же учащиеся неоднократно упомянули о новых произведениях, посвящённых Омску, которые появились в их репертуаре.
Из огромного списка любимых мест Омска, описанных учащимися можно выделить следующее:
Из самых интересных мероприятий проекта учащиеся отметили:
-
- Набережная реки Иртыш;
- Парк культуры и отдыха 30-летия ВЛКСМ;
- Дом творчества ОАО;
- Театральная площадь;
- Любинский проспект;
- ТЮЗ.
- флешмоб, т.к. эта акция являлась подарком городу и привлекла внимание многих людей;
- отчётный концерт, т.к. очень увлекательно было смотреть видеоматериалы, снятые на улицах города, а также исполнять музыкальные произведения, посвящённые юбилею Омска.
Список использованной литературы
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: утверждена постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г.
1. Азарова Л.Н., Оленева Н. А. Основные подходы к пониманию сущности понятий «проектная деятельность», «метод учебных проектов», «учебный проект», МГПУ, 2006.
2. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/Под ред. В. В. Рубцова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.
3.Солопова Н. К., Вязова О. В. Критериальная оценка проектной деятельности. Тамбовский ОИПКРО, 2010.
4.Солопова Н. К., Рязанова В. Н. Реализация компетентностного подхода в проектной деятельности. Тамбовский ОИПКРО, 2010.
5. Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Молодой ученый, 2012.
6. http://styleproject.ru/major/fleshmoby/
7. http://www.scienceforum.ru/2013/21/3326
Приложение 1
Сбор участников флешмоба «Подарок городу»
Направляемся к Театральной площади
Появление гитаристов на Театральной площади
Участники флешмоба «Подарок городу»
Приложение 2
Начало сбора гостей мероприятия
Песня об Омске
Выступление организатора мероприятия Лескович Н.В.
Представление проекта «По улицам Омска с гитарой»
Трио «Сонет»
Дует «Мастер и ученик»
Специальный гость мероприятия Шиндин П.Г.
Ансамбль юных гитаристов «Сонет»
Старший ансамбль «Сонет»
Песня об осеннем городе
В ансамбле с педагогом
Представляем отчёт о флешмобе
Финальная песня, посвящённая Омску
Слова благодарности от гостей и участников проекта «По улицам Омска с гитарой»