Реализация учебного проекта «Легенды Батюшки Байкала» с обучающимися с интеллектуальными нарушениями
Реализация учебного проекта «Легенды Батюшки Байкала» с обучающимися с интеллектуальными нарушениями
Авторы:
Данилина Наталья Сергеевна, педагог-психолог,
Мулягина Галина Юрьевна, учитель адаптированного класса,
Лябина Елена Сергеевна, учитель адаптированного класса,
Нетесова Лариса Васильевна, учитель географии,
Андреева Ольга Михайловна, учитель технологии,
Ионов Юрий Дмитриевич, учитель технологии,
Сидорова Инга Васильевна, педагог дополнительного образования,
Легенды и сказания – это, конечно, не документальные повести.
Но сколько в них ценного, особенно если научиться читать между строк!
Олег Рой
Цель проекта: сформировать представление об озере Байкал как уникальном природном водоеме.
Учебный проект «Легенды Батюшки Байкала» разработан для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкая и умеренная умственная отсталость) педагогами ШМО учителей, работающих с детьми с ОВЗ, МКОУ СОШ №2 п.Жигалово. Обучающиеся данной категории практически не покидают место своего постоянного проживания в своем большинстве, имеют кроме специфических отклонений в развитии достаточно узкий кругозор, однако часть ребят проявляют большое желание учиться, увлекаются интересными и яркими формами работы. В то же время специальная коррекционная школа во многих образовательных организациях обеспечена в полном объеме только специальными учебниками, разнообразные наглядные пособия отсутствуют, так как их либо не издано, либо они имеют значительную стоимость. Однообразные формы работы делают образовательный процесс скучным и непривлекательным, поэтому разработка и реализация хотя бы одного яркого события в четверти позволяет заинтересовать ребят не на одно разовое занятие, активизировать некоторые познавательные функции, а значит, становится не только обучающим, но и коррекционно-развивающим действием. Вносит в повседневную жизнь наших детей некую событийность и необходимость продолжать познание и расти дальше.
Учебный проект «Легенды Батюшки Байкала» относится к категории таких ярких событий. Он разработан и реализован в связи с объявленным в нашей стране Годом Байкала, а значит, является тематическим. Проект объединяет обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью, так как в нашей образовательной организации эта категория детей образует единый дружный коллектив во внеурочное время, на переменах. Ребята и педагоги вместе отдыхают, совместно проводят праздники и мероприятия, также сложился единый коллектив родителей и педагогов, работающий в 4 классах с 12 обучающимися.
Ранее подобных проектов в нашей школе не было. Конечно, ребята с ОВЗ активно включены в образовательный процесс школы, являются участниками всех школьных мероприятий, однако специальной программы для них никогда не разрабатывали, они участвовали в школьных событиях на общих основаниях, поэтому и особого учета их индивидуальных особенностей не было. Главным аспектом школьной работы с детьми с ОВЗ является их успешная социализация. Данный проект полностью посвящен ребятам с нарушениями интеллекта.
Проект начинается с видеозанятия, который разработали и записали педагоги адаптированных классов. При этом подготовительный этап работы не обошелся без самих воспитанников, которые в рамках профессионально-трудового обучения и кружковой работы приняли участие в изготовлении реквизита для будущих съемок. В ходе данной работы начинается проговаривание отдельных моментов будущего занятия, погружение в тему проекта, что позже позволит еще раз повторить и закрепить материал, что важно для данной категории детей. Таким образом, подготовка в видеозаписи занятия способствовала изготовлению образного макета озера Байкал, где присутствовали куклы Батюшки Байкала, его красавицы-дочери Ангары, образы Енисея, Иркута, острова Ольхон, гористые берега озера, а также его знаменитые обитатели (омуль и омулевая бочка, рыбка голомянка, нерпа и ее детеныши, рачок эпишура, байкальская губка).
После просмотра видеозанятия ребятам предложено выполнить контрольно-закрепительные задания с учетом организации работы в разновозрастных группах. Старшие ребята разгадывают кроссворд «Байкал», младшие школьники собирают пазлы с эндемиками Байкала и по окончании работы каждой картинке подбирают название, что является первичным закреплением материала. При этом при разгадывании кроссворда старшеклассники встречают некоторые вопросы, ответов на которые на видеозанятии не было, что требует дополнительной работы и поиска информации у педагогов и в библиотеке.
Следующим этапом проекта стало сотрудничество с центральной детской библиотекой поселка (руководитель Климова Надежда Валерьевна), где проведена выездная экскурсия с включением в нее постановки кукольного театра «Омулевая бочка», тематических игр для ребят, например, байкальские ветры соперничают и показывают свою силу при передвижении воздушного шарика. По возвращении в школу мы возвращаемся к нашему макету и просим ребят с помощью имеющегося реквизита проиграть легенду об омулевой бочке, которую нам представили в библиотеке.
Далее вновь обращаемся к макетам обитателей Байкала и еще раз работаем с ними, после чего ребята вновь работают в разновозрастных группах и получают карточки с описанием некоторых отличительных моментов Байкала (нерпа, Ольхон, голомянка). Каждому описанию необходимо найти свой ответ, правильность которого проверяем на обороте карточки по сложившейся фотографии Байкала (заставки нашего видеозанятия).
На следующем этапе предлагаем ребятам более сложный пазл «Достопримечательности Байкала», при этом делаем акцент на то, что материалы содержат лишние элементы. Данными элементами являются достопримечательности нашего края (Шишкинские писаницы, Ботовская пещера). Наличие разнообразных достопримечательностей на берегах озера Байкал привлекает большое количество туристов, что вызывает экологические проблемы озера. Это тема нашего следующего занятия, а лишние детали пазл являются поводом для проведения еще одной встречи по знакомству с достопримечательностями нашего края, которое проводим в форме заочной экскурсии.
Таким образом, данный учебный проект получился не разовым, каждое новое занятие углубляет и закрепляет знания об озере Байкал и нашем крае, а изготовленный реквизит еще долгое время позволит проигрывать с ребятами различные легенды и образы.
Реализация проекта показала, что данный материал можно использовать не только с обучающимися с интеллектуальными нарушениями, но и учащимися начальной школы. Также можем говорить о том, что данный проект объединил всех педагогов ШМО учителей, работающих с детьми с ОВЗ в нашей школе, и показал, что общими усилиями можно реализовать полноценное образовательное мероприятие, превратив его в настоящее Со-Бытие как для детей, так и для педагогов. При этом речь идет о плодотворном педагогическом сотрудничестве, в котором каждый учитель выполнил свою роль (сценариста, постановщика, декоратора, музыкального редактора), а вместе мы все работали над методическим оформлением и разработкой дидактических материалов, помогали и поддерживали друг друга, много общались и советовались.
Учебный проект был представлен в апреле 2021 года на РМО учителей, работающих с детьми с ОВЗ, получил высокую оценку коллег, рекомендован к реализации в образовательных организациях Жигаловского района. Коллегам представлен полный комплект методических материалов, готовых к использованию в работе.
Презентация
PPTX / 1.65 Мб
Пазлы
PDF / 34.3 Кб
Видеозанятие
Пазл "Достопримечательности"
JPG / 1.55 Мб
Карточки с эндемиками Байкала
DOC / 735 Кб