Программа дополнительного образования «Знакомство с гитарой»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Знакомство с гитарой»
Срок реализации – 1 месяц (16 часов)
Возраст учащихся – 9 - 17 лет
Лескович Наталья Валерьевна
Педагог дополнительного образования
БОУ ДО г.Омска «ДДТ ОАО»
БОУ г.Омска «Инженерно-технологический лицей № 25»
Направленность программы:
по содержанию: художественная;
по функциональному предназначению: общекультурная;
по форме организации занятий: групповая.
В развитии личности ребенка занятия музыкой имеют важное значение. Они дают возможность приобщиться к мировой и отечественной музыкальной культуре. Особое место в этих занятиях занимает обучение игре на музыкальных инструментах.
Можно с уверенностью сказать, что возможности гитары в качестве сольного и аккомпанирующего инструмента, участника ансамблей различных жанров трудно переоценить. Особенно заметен повышенный интерес к этому инструменту в подростковом возрасте: в кругу своих сверстников пользуются уважением, а иногда и правом лидерства, те, кто умеет играть на гитаре.
Цель программы - приобщение учащихся к обучению игре на гитаре.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
познакомить учащихся с приёмами контроля правильной осанки;
способствовать развитию положительной мотивации к обучению музыке;
познакомить с начальными знаниями по музыкальной грамоте и начальными практическими умениями игры на гитаре.
В учебные группы дети принимаются на общих основаниях. Возраст учащихся 9-17 лет.
В группе одновременно могут заниматься учащиеся разного возраста, но по необходимости учащиеся могут делиться на подгруппы.
Срок реализации образовательной программы 1 месяц. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (16 часов за весь период обучения), количество детей в группе – 8-10 человек.
Основной организационной формой является учебное занятие, которое позволяет использовать различные методы деятельности: наглядный, словесный, практический, творческий.
Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии, — групповые, звеньевые, индивидуальные;
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - объяснительно – иллюстративные, репродуктивные занятия;
по дидактической цели — вводное занятие, практическое занятие, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
по источнику передачи знаний — словесные, наглядные, практические, аудио, видео.
Занятия по данной программе состоят из организационной, теоретической и практической частей. Большее количество времени занимает практическая часть. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы инструментов и материалов. Теоретическая часть занятия при работе максимально компактна и включает в себя необходимую информацию о теме. Практическую часть можно определить как творческую и самостоятельную деятельность учащихся.
Прогнозируемые результаты освоения программы в предметной области:
К концу обучения учащийся знает:
устройство гитары и правила ухода за ней;
правила настройки струн;
начальные понятия нотной записи звуков;
несколько упражнений для развития рук и пальцев;
элементарные сведения по истории появления гитарного искусства;
правила обозначения аккордов;
умеет:
правильно сидеть при игре на инструменте;
использовать 2-3 приёма звукоизвлечения;
исполнять 2 вида арпеджио;
Метапредметные результаты освоения программы:
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
умение применять и преобразовывать знаки и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение применять ИКТ технологии и стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
формирование творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Перечень диагностических процедур
Период обучения | Диагностика | Раздел программы |
Вводная диагностика | Вводное тестирование | 1. Вводное занятие |
Итоговая диагностика | Кроссворд «Знакомство с гитарой» | 2. История гитарного исполнительства |
3. Теория музыки | ||
4. Техника игры на гитаре | ||
5. Приёмы игры на гитаре | ||
6 Жанры гитарного искусства | ||
7. Экскурсии | ||
8. Итоговое занятие |
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Анкетирование, опросные листы, тестирование, собеседование |
2 | История гитарного исполнительства | 3 | 2 | 1 | Реферат, фронтальный опрос, доклад |
3 | Теория музыки | 2 | 1 | 1 | Музыкальная викторина, контрольное задание, командная игра, тестирование, педагогическое наблюдение |
4 | Техника игры на гитаре | 5 | 1 | 4 | Технический зачёт, контрольное задание |
5 | Приёмы игры на гитаре | 1 | 1 | Контрольное задание, педагогическое наблюдение | |
6 | Жанры гитарного искусства | 2 | 1 | 1 | Презентация, сообщение |
7 | Экскурсии | 1 | - | 1 | Опрос, беседа, обсуждение |
8 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Анкетирование, обсуждение, педнаблюдение |
Итого часов: | 16 | 6 | 10 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Вводное занятие.
Задачи и содержание работы по программе. Организация занятий. Правила техники безопасности.
2. История гитарного исполнительства.
Теория.
Появление и развитие гитарного исполнительства в Испании. Распространение гитары в западноевропейских странах. Гитара в России.
Практические занятия.
Прослушивание аудио и видео записей.
3. Теория музыки.
Теория.
Изучения понятий: звук, нота, расположение звуков на нотном стане, длительность нот, ритм, аккорд.
Практические занятия.
Первоначальный навык нотного письма.
4. Техника игры на гитаре.
Теория.
Устройство инструмента, уход за ней, правила установки струн, настройки, диапазон гитары. Посадка гитариста, постановка рук, условные обозначения пальцев. Приёмы звукоизвлечения.
Практические занятия.
Упражнения на открытых струнах для правой руки, упражнения для развития левой руки. Установка и настройка струн.
5. Приёмы игры на гитаре.
Теория.
Изучение различных видов арпеджио; понятия: легато, стаккато.
Практические занятия.
Исполнение упражнений на различные виды арпеджио, с использованием легато, стаккато.
6. Жанры гитарного искусства.
Теория.
Изучение жанров гитарного исполнительства.
Практические занятия.
Прослушивание произведений для гитары.
9. Экскурсии.
Посещение концерта с участием гитаристов; встречи с интересными людьми.
10. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы, поощрение учащихся.
УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы необходимы -
Материально-техническое обеспечение программы:
помещение, оборудованное для занятий /столы, стулья, подставки для игры, пюпитры;
гитары;
струны;
компьютер, колонки.
Методическое обеспечение программы:
Учебные пособия: школы и самоучители игры на гитаре /см. список литературы/.
Фонотека и видеотека: аудио- и видеозаписи произведений для гитары.
Набор плакатов /строение инструмента, основы теории музыки, буквенно-цифровое обозначение аккордов)
Разработки игр, викторин.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
Акимова М. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учебное пособие. – М.: Академия, 2002.
Васильчикова Е. Исследования по вопросу воспитания детей и организации разумного досуга. – М., 2007.
Газарян С. Рассказ о гитаре. – М.: Детская литература, 1988.
Ларичева Г. Музыкальные инструменты – гитара шестиструнная. Программа для ДМШ. – М., 1988.
Мельниченко В., Косарева Т. Современная методика обучения игре на шестиструнной гитаре. – Омск: ГРАН-центр, 2001.
Попов В. Ее величество гитара, воспетая в стихах, песнях и романсах. – Екатеринбург, 2003.
Фридом О. Начальный курс гитары. – М., 2002.
Для учащихся:Бранд В. Песенки гитаринки. – М., 1999.
Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. – М.: Престо, 2002.
Гульянц Е. Детям о музыке. – М.: Аквариум, 1996.
Кленов А. Там, где музыка живет. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.
Кончаловская Н., Синявский П. Уроки музыки. – М.: АСТ, 2000.
Вводное тестирование:
1. Каким образом ты попал на данный курс?
- записался сам по собственной инициативе;
- записался сам по приглашению педагога курса;
- по совету учителя школы;
- по совету родителей.
2. Хорошо ли ты знаком с программой, т.е. содержанием деятельности на курсе?
- хорошо знаком;
- имею общее представление;
- не знаком.
3. Считаешь ли ты, что занятия на курсе могут принести тебе пользу?
- большую;
- небольшую;
- возможно пригодятся в жизни.
4. Когда ты хотел бы достичь результатов на нашем курсе?
- через одно занятие;
- через несколько занятий;
- через месяц, по окончании курса.
5. Чего ты ждешь для себя по окончании курса у нас?
- начальных навыков игры на гитаре;
- знакомства с инструментом и продолжения обучения в будущем на другой программе;
- с пользой проведённого времени на каникулах;
- приобретения новых друзей
- ничего не жду
6. Твой успех на занятиях зависит от:
- тебя самого;
- соратников по группе;
- везения;
- педагога;
- усидчивости, упорства и терпения;
- таланта.
Кроссворд «Знакомство с гитарой»
По вертикали:
1. Резонаторное отверстие, украшенное орнаментами.
2. Какую функцию обычно выполняют 4, 5 и 6 струны гитары.
3. Популярный и универсальный музыкальный инструмент.
4. «Игра перебором» в профессиональной терминологии.
5. Наиболее известная предшественница гитары.
По горизонтали:
6. Червячные механизмы для изменения натяжения струн.
7. Страна, в которой гитарное исполнительство завоевало наибольшую популярность и развитие.
8. Система нотации (записи звуков), распространенная в непрофессиональной среде.
9. Сдвоенная струна.
10. Часть гитары, состоящая из головки, шейки и пятки.
Ответы:
По вертикали: Розетка. Бас. Гитара. Арпеджио. Лютня.
По горизонтали: Колки. Испания. Табулатура. Хорда. Гриф.