«Реализация задач этнокультурного воспитания и сохранения народного творчества через социокультурную деятельность студии театра и костюма «Отражение»

0
0
Материал опубликован 3 March в группе



«Реализация задач этнокультурного воспитания и сохранения народного творчества через социокультурную деятельность студии театра и костюма «Отражение»


Сегодня, когда в мире обостряются национальные конфликты, очень важной является проблема воспитания детей в духе согласия, ненасилия, мира и уважения к национальной культуре, языку, истории своего народа и, как следствие, культуре и истории других народов. Усвоение содержания этнокультуры возможно в ходе специально организованного процесса этнокультурного образования, которое рассматривается как «система приобщения подрастающего поколения к этнокультурному наследию, направленная на развитие национального самосознания, сохранение культурной идентичности и воспитания межкультурной толерантности».

Цель педагогического воздействия этнокультуры — воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности.

Составляющими этнокультурного образования являются три его основные категории: этнокультурное развитие, этнокультурное воспитание, этнокультурное обучение. Этнокультурное развитие личности представляется как процесс духовного формирования личности через усвоение общественно-исторического опыта, через обращение к народным традициям, образцам фольклора. Этнокультурное образование — это система приобщения детей и молодежи к культурному наследию своего народа, направленная на развитие национального самосознания и этнокультурной идентичности. Этнокультурное воспитание — это становление отношения ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и развитие таких качеств, как патриотизм и толерантность.

В Концепции развития дополнительного образования до 2030 года определено, что в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности необходимо: содействовать эстетическому, нравственному, патриотическому, этнокультурному воспитанию детей путем приобщения к искусству, народному творчеству, художественным ремеслам и промыслам, а также сохранению культурного наследия народов Российской Федерации.

Организации дополнительного образования детей являются той базой, где успешно может быть организован процесс этнокультурного развития личности детей через процедуру интеграции народных традиций в образовательный процесс. Деятельность студии театра и костюма «Отражение» направлена на создание условий для развития личности ребёнка в этнокультурной воспитывающей среде. Сегодня этнокультурный компонент становится важным фактором в учебно-воспитательном процессе. Данный процесс педагоги студии выстраивают с учетом следующих принципов: 1) принцип патриотизма; 2) принцип историзма; 3) принцип воспитывающего обучения.

Одной из важных задач для педагогов Студии театра и костюма «Отражение»» становится «пробуждение» интереса к народной культуре, помощь в осмыслении красоты и истинной ценности произведений народного творчества, дошедших к нам через века.

Систему этнокультурного воспитания обучающихся Студии театра и костюма можно разделить на следующие составляющие:

- проектная деятельность;

- проведение мастер-классов для учащихся школ города и родителей;

- участие массовых развлекательных мероприятиях учреждения и города;

- проведение досуговых мероприятий для обучающихся.

Одним из наиболее эффективных методов этнокультурного воспитания является проектная деятельность. Это живой опыт коллективной творческой деятельности, через который проходит каждый педагог, родитель и ребенок. Основной формой проектной деятельности является создание коллекций одежды и аксессуаров.

Главным элементом культуры, который помогает сохранить национальную самобытность и развить духовную связь между поколениями, является традиционный этнический костюм. Связанный звеном с современными процессами мировой моды, он выступает в качестве богатого источника идей для проектирования современных коллекций одежды. Стилизуя традиционные этнические костюмы прежних поколений, дизайнеры создают новые коллекции, которые содержат все богатство этнического образа.

Студия театра и костюма «Отражение» была создана в 1998 году. Первой коллекцией, с которой началась история театра, была коллекция русского стилизованного костюма «Золотая нить России». Традиционный русский костюм всегда являлся источником вдохновения художников-модельеров и дизайнеров.

На протяжении 25 лет своей творческой деятельности педагоги театра многократно обращались к теме национального костюма народов, проживающих на территории России. Именно народное декоративно-прикладное искусство как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволит открыть широкий простор для творчества и развития обучающихся.

На основе народного костюма народов России были созданы коллекции «Шурале», «Шаянкызлар», «Ярославна», «Ярилины потешки», «Барышни», «Домовята».

Изучение этнического костюма различных народов и его особенностей, таких, как богатство красок, художественная выразительность образов, особенности орнаментов является основой для творческой деятельности дизайнера.

В рамках освоения программы Студии большое внимание уделяется изучению костюма и декоративно-прикладного творчества народов других стран. Результатом этого изучения стали коллекции «Принцесса Оригами», «Норвежская сказка», «Кельтское кружево».

Конечно, в образовательном процессе мы говорим не только о традициях, сохраняемых в одежде. В процессе создания коллекций затрагивается целый пласт народной культуры – обычаи, обряды, словесное творчество, этические и моральные принципы. Такой подход к процессу обучения и создания тематических коллекций помогает воспитать в подростках уважение к национальным традициям, художественному народному творчеству; к старшему поколению, сохранившему и передающему знания современной молодёжи. Дети начинают понимать и ценить общепризнанные образцы не только классической, но и народной культуры. Занимаясь творчеством, казалось бы, в одном виде деятельности – модной индустрии – учащиеся постигают общепринятые этические принципы разных сторон современной жизни, уходящие корнями в народные традиции и историю Татарстана, России.

Кроме создания коллекций педагоги театра регулярно проводят мастер-классы для учащихся школ города. Очень часто тема мастер-классов связана с изучением народной культуры. Для детей, интересующихся декоративно-прикладным творчеством предлагаются мастер-классы по изготовлению традиционных кукол-мотанок, аксессуаров в этностиле, изготовление сувениров к традиционным праздникам.

Педагоги-хореографы проводят мастер-классы по обучению детей основам народного танца.

Также обучающиеся студии и педагоги регулярно участвуют в массовых развлекательных мероприятиях студии, учреждения и города. Традиционными праздниками являются Масленица, Сабантуй, Фетиваль цветов.

Совместные работы педагогов и обучающихся Студии театра и костюма «Отражение» по достоинству оцениваются на конкурсах и фестивалях различного уровня. Только с начала этого учебного года завоевано более 25 дипломов. Наиболее значимыми стали победы в XI открытом Международном фестивале-конкурсе «Модный двор 2024» в г. Пенза, в Международном конкурсе-фестивале искусств «Горизонты» в Санкт-Петербурге, Всероссийском конкурсе моды «Подиум. Территория звезд» г. Пермь, Открытом региональном фестивале авторов- модельеров одежды «Мода и стиль» в Набережных Челнах.

Введение этнокультурного компонента в образовательную деятельность позволяет: 1) полно представить богатства национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности; 2) воспитать образованного, творческого человека, готового к осмысленной деятельности в условиях современной цивилизации, гражданина-патриота; 3) интегрировать традиционные учебные предметы; 4) развивать исследовательскую работу школьников. Таким образом, в своей работе мы стараемся создавать условия, обеспечивающие единство познавательного, эмоционального и этнокультурного и нравственного развития воспитанников, что является необходимым для приобщения детей к основным социокультурным нормам. Ведь особенность образовательного процесса заключается в создании пространства многообразных видов деятельности детей, нацеленных на проявление индивидуальности каждого ребёнка, приобретение новых и совершенствование имеющихся у него способностей. Только в ходе действенного комплексного освоения форм и проявлений традиционной культуры возможно эффективное протекание процесса этнокультурного развития личности детей.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации