Статья на тему «Реализм как литературное направление»

3
0
Материал опубликован 14 January 2018 в группе

Реализм как литературное направление

Реализм в литературе - это направление, главной особенностью которого является истинное изображение жизни и ее типичных ситуаций без каких-либо преувеличений. Данное литературное течение зародилось в 19 веке. Его приверженцы выступали против изощренных форм поэзии и использования в произведениях различных мистических понятий.

Признаки направления

Реализм в литературе 19 века можно отличить по четким признакам:

 - изображение действительности в привычных ситуациях, с которыми он регулярно сталкивается в реальной жизни;

- реальность рассматривается в качестве средства познания человеком окружающего мира и самого себя;

- образ каждого литературного персонажа прорабатывается таким образом, чтобы в нем читатель мог узнать себя, родственника, коллегу либо знакомого;

- даже при трагическом разрешении ситуаций, реализм является искусством жизнеутверждающим;

Реализм, в литературе, пришел на смену романтизму, главной целью которого является нахождение истины. Главные герои в произведениях открывают для себя истину после долгих скитаний, раздумий, анализа самого себя и окружающего мира. Именно эта особенность определила и другие отличительные черты данного периода.

Главным основоположником русского реализма в 19 веке является Александр Сергеевич Пушкин. В своих произведениях «Капитанская дочь», «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Борис Годунов», «Медный всадник» он тонко улавливает и мастерски передает самую суть всех важных событий в жизни русского общества, представленной его талантливым пером во всем многообразии, красочности и противоречивости. Вслед за Пушкиным многие писатели того времени приходят к жанру реализма, углубляя анализ душевных переживаний своих героев и изображая их сложный внутренний мир. Не стоит забывать и про Лермонтова, так как произведение «Герой нашего времени» справедливо названо первым психологическим романом.

Самыми выдающимися реалистами во всём мире являются Бальзак и Гюго, Теккерей и Диккенс, Стендаль и Жорд Санд. Эти писатели показывали реальную жизнь людей, без иллюзий и преувеличений. Также именно они наиболее ярко раскрывают проблему добра и зла, не используя абстрактных понятий.

Реализм не выдерживает юмора и сарказма, а главные герои не являются воплощением мечтаний самого автора. Такая ситуация особо ярко прослеживается в творчестве Гоголя и Чехова.

В России наиболее яркими представителями реализма являются несравненные мастера слова Лев Николаевич Толстой и Фёдор Михайлович Достоевский. Ведь они великолепно передавали характеры героев, возвышая их достоинства, и стыдясь их пороков и недостатков. Душевные терзания персонажей показаны реальными, которые может переживать каждый человек в различные периоды своей жизни.

Иван Александрович Гончаров также стремился к высотам реализма. Образ Обломова, полюбившийся некоторым читателям, от головы до пят представляет собой портрет реального неидеального человека. В результате, в русском языке появилось понятие «обломщина», относящееся ко всем пассивным людям.

Анализ литературного произведения Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Сложно отыскать более удачное произведение, относящееся к периоду реализма. Уже сроки написания романа (1863-1869) говорят о заинтересованности автора в детальном изображении героев, мест, событий.

В выдающемся романе нет ни намёка на кисейных барышень, преувеличенные чувства, наигранные обмороки. События, выбранные писателем, наоборот, настолько реальны и серьезны, что непроизвольно заинтересовывают читателя.

Несомненно, остановиться стоит на главной героини этого произведения – Наташе Ростовой. Только в первые минуты чтения можно подумать, что эта девочка – воплощение идеального образа, мечты писателя, но с каждой прочитанной главной, читатель будет видеть те или иные качества, несвойственные идеальной девушке (просьба к Борису о первом поцелуе, несостоявшийся побег с Анатолем Курагиным). Для читателя начинает открываться истина – главная героиня не совершенна. Она обычный человек, у которого есть недостатки, страхи, слабости. Но от этого восприятие её образа не становится хуже, напротив, кто-то может узнать себя, попытаться что-то исправить. Медленно, неуверенно, проходя много испытаний, Наташа Ростова к концу романа из девчушки превращается во взрослую, уже умудренную опытом, женщину. Даже финал романа можно назвать как счастливым, так и трагичным. Погибает Андрей Болконский, рушатся мечты девушки о «прекрасном принце», счастливой жизни с любимым человеком. Но, совершенно неожиданно, для читателя открываются неизведанные чувства Наташи к Пьеру, до сих пор таившиеся где-то глубоко внутри. И в итоге, воедино сливаются жизни двух, абсолютно разных, казалось бы, несовместимых людей. В их отношениях нет преувеличенной любви до смерти, героических поступков, всё реально.

Именно по этим причинам можно утверждать, что роман «Война и Мир», написанный Львом Николаевичем Толстым является реалистическим. Хотя, без сомненья, продолжать можно еще долго. 

Комментарии
Комментариев пока нет.