Реальная математика
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
Арсеньевский городской округ
МОБУ «Гимназия № 7»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ________________________ Соловьева Л.В. протокол №1 от «22» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ________________________ Зуева И.Л. протокол №1 от «23» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Тулупова Ю.А. №31к от «26» августа 2024 г. |
РЕАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественно - научной направленности
Возраст учащихся: 11-12 лет
Срок реализации программы: 1год
Симбирцева Наталья Юрьевна,
учитель математики высшей квалификационной категории
г. Арсеньев
2024 год
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Образовательная политика сегодня находится в поиске определения путей развития и более полного удовлетворения образовательных потребностей, как страны, так и её регионов. С учётом роли, которую выполняет образование, оно признаётся приоритетным направлением при решении социально - экономических и культурных проблем. Возникает необходимость вооружения школьников практическими умениями и навыками, обеспечивающими возможность их применения в современных условиях.
Актуальность этой программы определяется тем, что предметом изучения на уроках математики должна стать не просто математика, а математика по отношению к человеку, природе, окружающему миру. Введение в обучение математике содержания, основанного на реальных фактах и событиях, позволит обучающимся осознать важные в познавательно - воспитательном отношении проблемы математической науки и общественной жизни, а также выступит одним из условий внутренней мотивации в организации учебной деятельности, осознанного восприятия учебного материала.
В экзаменационных материалах ОГЭ и ЕГЭ по математике содержатся задания на использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, умение строить и исследовать простейшие математические модели. Это задания, формулировка которых содержит практический контекст, знакомый учащимся или близкий их жизненному опыту. Это задачи на проценты, представление статистической информации, табличное и графическое представление данных. Эти задачи могут решить и пятиклассники.
В познавательной активности обучающихся имеет место тесная связь логических процессов мышления и чувственных восприятий. Поэтому обращение к примерам из жизни, окружающей обстановки вызывает наибольший интерес у обучающихся.
Систематическое и целенаправленное включение практического материала в программу математического образования в 5 классе:
повышает эффективность учебного процесса;
активизирует познавательную деятельность обучающихся;
стимулирует самостоятельную деятельность обучающихся (поисковая, исследовательская деятельность, самостоятельное составление задач);
реализует принцип индивидуальности;
происходит социальная адаптация школьников;
дети получают интеллектуальное развитие и обучаются практическим умениям. Повышается уровень знаний и познавательной активности учащихся, а также обеспечивается патриотическое воспитание учащихся.
Применение реального компонента в математике имеет особенности:
недостаточное методическое обеспечение введения в математику практического компонента требует от учителя и учеников самостоятельного поиска информации для составления задач;
все факты и данные в задачах и творческих заданиях должны соответствовать реальным событиям. Требуется особый контроль со стороны учителя, особенно если это касается самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся;
Так как в последние годы в заданиях ОГЭ и ЕГЭ появились задачи модуля «Реальная математика», то назрела необходимость элективных занятий по решению задач, связанных с реальными процессами в нашей жизни. Ведь в школьных учебниках таких задач очень мало. Разработанный курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания обучающихся в решении задач по математике на темы: «Фигуры на квадратной решётке» «выбор оптимального варианта», «Комбинаторные задачи», «Диаграммы, таблицы», «Текстовые задачи», «Вычисление по формуле», что позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче экзамена.
1.2 Цель и задачи программы
Цель курса:
Интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем, т. е. развитие функциональной математической грамотности;
Задачи курса:
Воспитательные- развивать такие качества как:
трудолюбие,
настойчивость,
инициатива.
Развивающие:
приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;
повышения уровня математической подготовки учащихся;
Обучающие:
совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
формирование умений решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов;
расширение материала по определённым темам, включённым в программы ЕГЭ и ОГЭ. Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ и ОГЭ по математике;
Элективному курсу «Реальная математика» отводится 34 часа. Содержание программы составлено в соответствие с кодификаторами и спецификациями контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ 2022
1.3 Содержание программы
Тематическое планирование курса «Реальной математики»
1 час в неделю, всего 34 часа
п/п | Название темы | Количество часов | Форма контроля |
1 | Комбинаторные задачи | 2 | зачет |
2 | Анализ реальных числовых данных, представленных в таблицах | 2 | тест |
3 | Решение задач на выбор оптимального варианта | 2 | тест |
4 | Решение задач на округление с избытком | 2 | тест |
5 | Решение задач на округление с недостатком | 2 | тест |
Текстовые задачи | |||
6 | Задачи на встречное движение | 2 | зачет |
7 | Задачи на движение в одном направлении | 2 | зачет |
8 | Задачи на движение в противоположном направлении | 2 | зачет |
9 | Познавательные задачи на движение всех типов | 3 | зачет |
10 | Решение задач на движение по реке | 2 | зачет |
11 | Решение задач на доли и дроби | 2 | тест |
12 | Задачи на уравнивание | 3 | зачет |
13 | Диаграммы. Анализ реальных числовых данных, представленных на диаграммах | 2 | тест |
14 | Фигуры на квадратной решетке | 2 | тест |
15 | Расчеты по формулам | 4 | тест |
Всего | 34 |
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
сформированность у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
сформированность качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
сформированность качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
Метапредметные результаты:
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решения в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
Предметные результаты:
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;
умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1.Материально-техническое обеспечение:
Мулътимедиапроекция - новая, развивающаяся технология. Использование средств мультимедиа проекции позволит проиллюстрировать математическую задачу, провести автоматизированный контроль знаний по определенной проблеме и по курсу в целом, применить особые формы подачи информации, доступной данному ученику, группе учащихся, выстроить индивидуальную траекторию обучения.
В рамках реализации данного курса большое место должно отводиться электронным пособиям, которые позволяют обеспечить программированное управление процессом обучения математики, конкретизировать учебный материал, систематизировать и закрепить знания и умения учащихся, проконтролировать их усвоение в ходе занятия и по окончании изучения темы, курса
Список используемой литературы и электронных ресурсов:
А. П. Ершова, В. В. Голобородько. Математика. 5 класс. – М: Илекса, 2019.
А. П. Ершова, В. В. Голобородько. Математика. 6 класс. – М: Илекса, 2018.
В. В. Выговская. Сборник практических задач по математике. 6 класс. – М.: ВАКО, 2017.
И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. Задачи на смекалку. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2017.
Математика 5 класс: учебник Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.- М.: Просвещение, 2019.
Математика .Дидактические материалы 5 класс Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова, С. Б. Суварова. - М.: Просвещение, 2019.
Математика 5 класс: учебник в 2 частях/ Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон – М.:Ювента, 2017-2019.
Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ базовый уровень Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. - издание. –М.: Мнемозина, 2023.
Математика 6 класс: учебник в 3 частях/ Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон – М.:Ювента, 2017-2019.
О.В. Узорова, Е.И.Нефедова. Супертренинг. Математика.1-4 классы. – М.: Астрель, 2017.
Образовательные сайты «Фестиваль педагогических идей», «Открытый урок», «Сеть творческих учителей».
Открытый банк заданий по математике. ЕГЭ 2024.
Открытый банк заданий по математике. ОГЭ 2024.
http://dondublon.chat.ru/math.htm
http://www.college.ru/mathematics/
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Оценка знаний
Для проверки степени усвоения материала по каждой теме рекомендуется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную олимпиаду и т. п. Такие проверочные работы должны носить не столько оценивающий, сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы можно ставить условно – например, в баллах по числу, верно, выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы можно проводить в форме игр, викторин, соревнований.