Реальная математика

0
0
Материал опубликован 3 October в группе

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Приморского края‌‌

Арсеньевский городской округ‌

МОБУ «Гимназия № 7»





РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

________________________

Соловьева Л.В.

протокол №1

от «22» августа 2024 г.


СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

________________________

Зуева И.Л.

протокол №1

от «23» августа 2024 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Тулупова Ю.А.

31к

от «26» августа 2024 г.




РЕАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественно - научной направленности


Возраст учащихся: 11-12 лет

Срок реализации программы: 1год


Симбирцева Наталья Юрьевна,

учитель математики высшей квалификационной категории









г. Арсеньев

2024 год

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка


Образовательная политика сегодня находится в поиске определения путей развития и более полного удовлетворения образовательных потребностей, как страны, так и её регионов. С учётом роли, которую выполняет образование, оно признаётся приоритетным направлением при решении социально - экономических и культурных проблем. Возникает необходимость вооружения школьников практическими умениями и навыками, обеспечивающими возможность их применения в современных условиях.

Актуальность этой программы определяется тем, что предметом изучения на уроках математики должна стать не просто математика, а математика по отношению к человеку, природе, окружающему миру. Введение в обучение математике содержания, основанного на реальных фактах и событиях, позволит обучающимся осознать важные в познавательно - воспитательном отношении проблемы математической науки и общественной жизни, а также выступит одним из условий внутренней мотивации в организации учебной деятельности, осознанного восприятия учебного материала.

В экзаменационных материалах ОГЭ и ЕГЭ по математике содержатся задания на использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, умение строить и исследовать простейшие математические модели. Это задания, формулировка которых содержит практический контекст, знакомый учащимся или близкий их жизненному опыту. Это задачи на проценты, представление статистической информации, табличное и графическое представление данных. Эти задачи могут решить и пятиклассники.

В познавательной активности обучающихся имеет место тесная связь логических процессов мышления и чувственных восприятий. Поэтому обращение к примерам из жизни, окружающей обстановки вызывает наибольший интерес у обучающихся.

Систематическое и целенаправленное включение практического материала в программу математического образования в 5 классе:

повышает эффективность учебного процесса;

активизирует познавательную деятельность обучающихся;

стимулирует самостоятельную деятельность обучающихся (поисковая, исследовательская деятельность, самостоятельное составление задач);

реализует принцип индивидуальности;

происходит социальная адаптация школьников;

дети получают интеллектуальное развитие и обучаются практическим умениям. Повышается уровень знаний и познавательной активности учащихся, а также обеспечивается патриотическое воспитание учащихся.

Применение реального компонента в математике имеет особенности:

недостаточное методическое обеспечение введения в математику практического компонента требует от учителя и учеников самостоятельного поиска информации для составления задач;

все факты и данные в задачах и творческих заданиях должны соответствовать реальным событиям. Требуется особый контроль со стороны учителя, особенно если это касается самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся;

Так как в последние годы в заданиях ОГЭ и ЕГЭ появились задачи модуля «Реальная математика», то назрела необходимость элективных занятий по решению задач, связанных с реальными процессами в нашей жизни. Ведь в школьных учебниках таких задач очень мало. Разработанный курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания обучающихся в решении задач по математике на темы: «Фигуры на квадратной решётке» «выбор оптимального варианта», «Комбинаторные задачи», «Диаграммы, таблицы», «Текстовые задачи», «Вычисление по формуле», что позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче экзамена.



1.2 Цель и задачи программы



Цель курса:

Интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем, т. е. развитие функциональной математической грамотности;

Задачи курса:


Воспитательные- развивать такие качества как:

трудолюбие,

настойчивость,

инициатива.

Развивающие:

приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;

повышения уровня математической подготовки учащихся;


Обучающие:

совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;

формирование умений решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов;

расширение материала по определённым темам, включённым в программы ЕГЭ и ОГЭ. Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ и ОГЭ по математике;

Элективному курсу «Реальная математика» отводится 34 часа. Содержание программы составлено в соответствие с кодификаторами и спецификациями контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ 2022





1.3 Содержание программы



Тематическое планирование курса «Реальной математики»

1 час в неделю, всего 34 часа

п/п

Название темы

Количество часов

Форма контроля

1

Комбинаторные задачи

2

зачет

2

Анализ реальных числовых данных, представленных в

таблицах

2

тест

3

Решение задач на выбор оптимального варианта

2

тест

4

Решение задач на округление с избытком

2

тест

5

Решение задач на округление с недостатком

2

тест


Текстовые задачи

16


6

Задачи на встречное движение

2

зачет

7

Задачи на движение в одном направлении

2

зачет

8

Задачи на движение в противоположном направлении

2

зачет

9

Познавательные задачи на движение всех типов

3

зачет

10

Решение задач на движение по реке

2

зачет

11

Решение задач на доли и дроби

2

тест

12

Задачи на уравнивание

3

зачет

13

Диаграммы.

Анализ реальных числовых данных, представленных на диаграммах

2

тест

14

Фигуры на квадратной решетке

2

тест

15

Расчеты по формулам

4

тест


Всего

34




1.4 Планируемые результаты


Личностные результаты:

сформированность у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

сформированность качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

сформированность качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;


Метапредметные результаты:

умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

умение находить в различных источниках информацию, для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решения в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;

умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

Предметные результаты:

умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;

умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.



РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ


2.1 Условия реализации программы

1.Материально-техническое обеспечение:

Мулътимедиапроекция - новая, развивающаяся технология. Использование средств мультимедиа проекции позволит проиллюстрировать математическую задачу, провести автоматизированный контроль знаний по определенной проблеме и по курсу в целом, применить особые формы подачи информации, доступной данному ученику, группе учащихся, выстроить индивидуальную траекторию обучения.

В рамках реализации данного курса большое место должно отводиться электронным пособиям, которые позволяют обеспечить программированное управление процессом обучения математики, конкретизировать учебный материал, систематизировать и закрепить знания и умения учащихся, проконтролировать их усвоение в ходе занятия и по окончании изучения темы, курса




Список используемой литературы и электронных ресурсов:


А. П. Ершова, В. В. Голобородько. Математика. 5 класс. – М: Илекса, 2019.

А. П. Ершова, В. В. Голобородько. Математика. 6 класс. – М: Илекса, 2018.

В. В. Выговская. Сборник практических задач по математике. 6 класс. – М.: ВАКО, 2017.

И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. Задачи на смекалку. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2017.

Математика 5 класс: учебник Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.- М.: Просвещение, 2019.

Математика .Дидактические материалы 5 класс Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова, С. Б. Суварова. - М.: Просвещение, 2019.

Математика 5 класс: учебник в 2 частях/ Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон – М.:Ювента, 2017-2019.

Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ базовый уровень Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. - издание. –М.: Мнемозина, 2023.

Математика 6 класс: учебник в 3 частях/ Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон – М.:Ювента, 2017-2019.

О.В. Узорова, Е.И.Нефедова. Супертренинг. Математика.1-4 классы. – М.: Астрель, 2017.

Образовательные сайты «Фестиваль педагогических идей», «Открытый урок», «Сеть творческих учителей».

Открытый банк заданий по математике. ЕГЭ 2024.

Открытый банк заданий по математике. ОГЭ 2024.

http://mat-game.narod.ru


http://www.zaba.ru


http://www.mccme.ru


http://dondublon.chat.ru/math.htm

http://www.college.ru/mathematics/




2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Оценка знаний


Для проверки степени усвоения материала по каждой теме рекомендуется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную олимпиаду и т. п. Такие проверочные работы должны носить не столько оценивающий, сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы можно ставить условно – например, в баллах по числу, верно, выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы можно проводить в форме игр, викторин, соревнований.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.