Календарно-тематическое планирование кружка «Реальная математика»
Календарно-тематическое планирование кружка «Реальная математика» для учащихся 5-6 классов (34 часа).
№ занятия |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Планируемые результаты |
Дата проведения |
||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
план |
факт |
||||||
Числовые множества |
||||||||||
1 |
Без карандаша и бумаги. Устные вычисления. |
1 |
Совершенствовать умения устных вычислений во множестве натуральных чисел. |
Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов. |
Формирование стартовой мотивации к изучению нового. |
5.09 |
||||
2 |
Числовые головоломки. |
1 |
Научиться применять свои знания и умения по арифметике для решения заданий нестандартного вида. |
Коммуникативные: развивать у учащихся представления о месте математики в системе наук. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства. |
Формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи. |
12.09 |
||||
3 |
Много ли это? Задачи на большие числа. |
1 |
Расширить представления о единицах измерения длины, времени, массы, о больших числах (миллион, миллиард, триллион, квинтиллион и др.) |
Коммуникативные: поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. |
19.09 |
||||
4 |
Старинные задачи. |
1 |
Расширить представления о старинных мерах измерения, о практическом применении математики в прошлом. |
Коммуникативные: обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений.Регулятивные: формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. |
Формирование устойчивого интереса к обучению. |
26.09 |
||||
5 |
Решение задач с конца. |
1 |
Освоить метод решения задач с конца. |
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текста. |
Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков организации своей деятельности в составе группы. |
3.10 |
||||
6 |
Задачи на переливание. |
1 |
Научиться решать задачи на переливание различными способами. |
Коммуникационные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. Регулятивные: определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план последовательности действий. Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. |
Формирование навыков работы по алгоритму. |
10.10 |
||||
7 |
Знаете ли вы проценты? |
1 |
Познакомиться с понятием процента, научиться решать простейшие задачи на нахождение процентов. |
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий с учётом конечного результата, составлять план. Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи. |
Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения. |
17.10 |
||||
8 |
Задачи на восстановление. Шифры. |
1 |
Познакомиться с понятием шифра в математических примерах, научиться решать и составлять задания на восстановление примеров. |
Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план последовательности действий. Познавательные: формировать умение выделять закономерность. |
Формирование навыков составления алгоритмов для выполнения задания. |
24.10 |
||||
9 |
Арифметическая викторина. |
1 |
Научиться применять полученные знания для решения конкретных задач. |
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач. |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. |
14.11 |
||||
10 |
Рациональные числа. |
1 |
Познакомиться с множеством рациональных чисел, с понятием модуля, противоположного числа, научиться применять свойства действий для упрощения вычислений на множестве рациональных чисел. |
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: выделять общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах. |
Формирование целевых установок учебной деятельности. |
21.11 |
||||
11 |
В мире чисел (системы счисления). |
1 |
Познакомиться с основами теории системы счислений, историей возникновения различных систем счисления, научиться применять полученные знания при решении простейших заданий. |
Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.Регулятивные: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. |
28.11 |
||||
12 |
Арифметическая смесь (разные задачи). |
1 |
Научиться применять полученные знания для решения конкретных задач. |
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: определять последовательности промежуточных действий с учётом конечного результата; составлять план. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
Формирование умения контролировать процесс и результат деятельности. |
5.12 |
||||
Логика |
||||||||||
13 |
Учитесь правильно рассуждать. |
1 |
Познакомиться с различными способами рассуждений и доказательств, расширить представления о развитии математики как науки. |
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме.Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий. Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи. |
Формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности. |
12.12 |
||||
14 |
Логические операции: «не», «и», «или», «следует», «равносильно». |
1 |
Познакомиться с логическими операциями, их обозначениями, таблицей истинности. |
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
Формирование навыков составления алгоритма и работы по алгоритму. |
19.12 |
||||
15 |
Верные и неверные высказывания. |
1 |
Научиться пользоваться полученными выше знаниями для определения истинности высказываний. |
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план. Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов. |
Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний. |
26.12 |
||||
16 |
Необходимые и достаточные условия. Обратная и противоположная теоремы. |
1 |
Научиться различать необходимые и достаточные условия и грамотно их формулировать. |
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. |
Формирование познавательного интереса. |
16.01 |
||||
17 |
Затруднительные положения. |
1 |
Познакомиться с задачами на «затруднительные положения» и способами их решения. |
Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: осуществлять итоговый контроль деятельности ("что сделано") и пошаговый контроль ("как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия"). Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения. |
23.01 |
||||
18 |
Математические софизмы. |
1 |
Познакомиться с понятием софизма, ролью софизмов в истории развития математики, научиться находить ошибки в предложенных рассуждениях. |
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. |
30.01 |
||||
19 |
Где ошибка? |
1 |
Совершенствовать умения по нахождению и исправлению ошибок в различных математических заданиях. |
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. |
Формирование навыков анализа. |
6.02 |
||||
20 |
Задачи на планирование. |
1 |
Познакомиться с новым типом задач и способами их решения. |
Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Регулятивные: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач. |
Формирование познавательного интереса. |
13.02 |
||||
Алгебра |
||||||||||
21 |
Уравнения в помощь. |
1 |
Повторить и систематизировать знания по применению уравнений при решении задач. |
Коммуникативные: уметь точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий. Познавательные: использовать знаково-символьные средства; моделирование. |
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. |
20.02 |
||||
22 |
Задачи на делимость. |
1 |
Познакомиться (вспомнить) с понятием делимости, кратности, с признаками делимости, с применением этих знаний при решении различных задач. |
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. |
Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения. |
27.02 |
||||
23 |
Задачи на восстановление. |
1 |
Научиться выполнять задания на восстановление примеров, равенств, задуманных чисел и др. по некоторым данным. |
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
Формирование мотивации к самосовершенствованию. |
6.03 |
||||
24 |
Неопределённые уравнения. |
1 |
Познакомиться с понятием «неопределённых» уравнений и способами их разрешения. |
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план последовательности действий. Познавательные: использовать знаково-символьные средства; моделирование. |
Формирование познавательного интереса к изучению нового. |
13.03 |
||||
25 |
Алгебраическая смесь. |
1 |
Научиться применять полученные знания для решения конкретных задач. |
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. |
Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения. |
20.03 |
||||
Геометрия |
||||||||||
26 |
Задачи на вычисления. |
1 |
Познакомиться с многообразием геометрических задач на вычисления. |
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. |
Формирование устойчивой мотивации к обучению. |
3.04 |
||||
27 |
Задачи на доказательство. |
1 |
Познакомиться с понятием геометрического доказательства, научиться решать простейшие геометрические задачи на доказательство. |
Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: строить логические цепи рассуждений. |
Формирование мотивации к самосовершенствованию. |
10.04 |
||||
28 |
Простейшие задачи на построение. |
1 |
Познакомиться с простейшими задачами на построение с помощью циркуля и линейки. |
Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Регулятивные: контролировать в форме сравнения способа действий и результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых корректив. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач. |
Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний. |
17.04 |
||||
29 |
Построения с препятствиями и ограничениями. |
1 |
Научиться решать задачи на построение с ограничениями или препятствиями, где не все данные нанесены на чертёж. |
Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий с учётом конечного результата, составлять план. Познавательные: уметь устанавливать аналогии. |
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. |
24.04 |
||||
30 |
Геометрические головоломки. |
1 |
Научиться решать и составлять геометрические задачи со спичками. |
Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. Регулятивные: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач. |
Формирование творческих способностей через активные формы деятельности. |
1.05 |
||||
31 |
Задачи на разрезание. |
1 |
Научиться решать геометрические задачи на разрезание. |
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования. |
8.05 |
||||
32 |
Площади. |
1 |
Повторить и систематизировать знания по теме Площадь для квадрата, прямоугольника, научиться применять эти знания для нахождения площадей других фигур. |
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между учащимися класса для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: составлять план последовательности действий; формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: владеть общим приёмом решения учебных задач. |
Формирование устойчивой мотивации к обучению. |
15.05 |
||||
33 |
Задачи на восстановление. |
1 |
Научиться решать различные геометрические задачи на восстановление фигур, построение фигур по некоторым их элементам. |
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; удерживать цели деятельности до получения её результата. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. |
22.05 |
||||
34 |
Замечательные кривые. |
Познакомиться с «замечательными» кривыми (спираль Архимеда, синусоида, кардиоида, развертка окружности, трактриса, циклоида) и их свойствами. |
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. |
Формирование мотивации к конструированию, творческому самовыражению. |
29.05 |
Изменения по программе, которые внесены в календарно-тематический план (Протокол № ___ от «___» ___________________ 20___ г.) заседания методического объединения ______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие темы программы не изучены_________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________