Лекторий для педагогов и родителей по теме: «Жестокое обращение с ребенком в семье»
насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье;
ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями;
для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство;
более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.
в 2010 году от жестокого обращения с детьми погибло 2514 детей, искалечено 4330 детей (по данным Совета Федераций, и эта цифра каждый день растет);
около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью;
в 2012 г. зарегистрировано 3557 преступлений предусмотренных ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних).
В 80% случаев дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создает реальную угрозу их жизни и здоровью.
Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.
Виды насилия над детьми в семье:
физическое насилие;
пренебрежение;
сексуальное насилие;
психологическое жестокое обращение.
Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие:
алкоголики, наркоманы;
лица с психическими расстройствами;
юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;
с низким социально-экономическим уровнем жизни;
имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость;
перенесшие жестокое обращение в детстве;
социально изолированные.
Внешние проявления:
утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
нечистоплотность, несвежий запах.
отставание в весе и росте от сверстников;
педикулез, чесотка;
частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;
запущенный кариес;
отсутствие надлежащих прививок;
задержка речевого и психического развития.
постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;
неумение играть;
постоянный поиск внимания/участия;
частые пропуски школьных занятий;
крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
склонность к поджогам, жестокость к животным;
мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.
Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
Внешние проявления:
задержка психического развития;
невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
низкая самооценка;
эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
избыточная потребность во внимании;
депрессия, попытки суицида;
неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное) поведение;
нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).
К психологическому насилию относится:
угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;
оскорбление и унижение его достоинства;
открытое неприятие и постоянная критика;
лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;
предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
Группы риска детей по психологическому насилию:
дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
дети раннего возраста;
дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни;
дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
дети, в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.
Особенности поведения взрослых, совершающих психологическое насилие:
не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
обвиняют его во всех своих неудачах.
Сексуальное насилие над детьми - любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам - до 18 лет) и человеком, который старше его по крайней мере на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется или как вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.
Внешние проявления:
аффективные нарушения (вина, стыд, тревога, подавленность, злоба);
физические нарушения (генитальные повреждения, беременность, заболевания передающиеся половым путем, соматические жалобы, расстройства сна и аппетита);
когнитивные нарушения (расстройства внимания, восприятия, нарушение памяти);
поведенческие симптомы (агрессивное и жестокое поведение, воровство, делинквентность, аддиктивное поведение, избегание, повторение ситуаций, вызывающих сексуальные посягательства).
Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:
патриархально-авторитарный уклад;
плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
конфликтные отношения между родителями;
мать ребенка чрезмерно занята на работе;
ребенок долгое время жил без родного отца;
вместо родного отца - отчим или сожитель матери;
мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
родители (или один из них) имеют психические заболевания;
мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.
Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.
Внешние проявления:
синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
участки облысения, кровоподтеки на голове;
повреждения внутренних органов.
Чаще всего это происходит в семьях, где:
убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
родители (или один из них) имеют психические заболевания;
нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.
Наиболее часто физическому насилию в семье подвергаются дети, имеющие физические или психические отклонения, недоношенные, с малым весом при рождении, так как обычно они более раздражительны, больше плачут, менее привлекательны внешне.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка.
Младший школьный возраст:
стремление скрыть причину повреждений и травм;
одиночество, отсутствие друзей;
боязнь идти домой после школы;
Подростковый возраст:
побеги из дома;
суицидальные попытки;
делинквентное поведение;
употребления алкоголя, наркотиков
Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они избивают детей, являются:
противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
обвинение в травмах самого ребенка;
позднее обращение или не обращение за медицинской помощью;
отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.
Если вы заметили какие-либо признаки насилия над ребенком незамедлительно обратитесь в соответствующие органы.
Законодательная база:
Конвенция о правах ребенка;
Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ).
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Семейный кодекс РФ ст.69 - лишение родительских прав за жестокое обращение с детьми.
Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.
Простые правила непростой жизни...
1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.
2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
7. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.
9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?..
13. Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна
14. Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
15. Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.
16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.
17. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.