Конспект урока русского языка на тему «Речь устная и письменная» (10 класс)
Речь устная и письменная
— Скажи-ка, дядя, ведь недаром — Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! — Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть.
Речь Устная Письменная монолог диалог полилог
У меня зазвонил телефон: - Кто говорит? -Слон. -Откуда? -От верблюда. -Что вам надо? -Шоколада. -Для кого? -Для сына моего.
Правила оформления диалога Диалог состоит из реплик – слов, обращенных к слушателю. Реплики разных лиц пишутся с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире. Если слова автора идут перед репликой – ставим двоеточие; после – тире.
Задание 1. Работа у доски
Задание №2. На месте многоточий поставьте знак препинания. … Господин прапорщик! … сказал я как можно строже. … Разве вы не видите, что я к вам пришел? … Ах, здравствуйте, Максим Максимыч! Не хотите ли трубку? … отвечал он, не приподнимаясь.
Диалогичность – это свойство текста, отражающее взаимодействие общающихся и соотношение нескольких смысловых позиций. Диалогизация монолога - намеренное использование диалогических средств и приемов, целенаправленное достижение диалогичности.) Приемы диалогизации: вопросно-ответный ход риторический вопрос указание на автора/адресата побуждение адресата обращение).
Упражнение 16, часть 1 Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Укажите признаки монологической речи в нём и признаки «диалогизирования» монолога. Какова тема этого отрывка и его главная мысль? Что автор доказывает и каковы его аргументы?
I. Я царств..ю!.. Какой в..лшебный блеск! I. Я царств..ю!.. Какой в..лшебный блеск! Послушна мне, сильна моя д..ржава; В ней счастие, в ней честь моя и слава! Я царств..ю... но кто вослед за мной Приим..т власть над нею? Мой наследник! Безум..ц, ра..точитель молодой, Развратн..ков ра..гульных с..беседник! Едва умру, он, он! Сойдёт сюда Под эти мирные, немые своды С толпой ласкат..лей пр..дворных жадных. Украв ключи у трупа моего, Он сундуки (со)смехом отопрёт. И потекут сокров..ща мои В атласные дырявые к..рманы. Он разоб(?)ёт св..щен(?)ые с..суды, Он грязь еле..м царским напоит — Он ра..точит... А по какому праву? Мне разве даром это всё достал..сь, Или шутя, как игроку, который Гремит кос(?)т(?)ми да груды загр..бает? Кто зна..т, сколько горьких во..держаний, Обуздан(?)ых страстей, тяж..лых дум, Дневных забот, ночей бе(?)сонных мне Всё это стоило?
Задание 3. Составьте диалоги, обращаясь к собеседнику с просьбой, советом, предложением, учитывая данные ответы. A) -... Конечно, помогу! О чем разговор? Б) -... Спасибо, мамочка! Обязательно посмотрю этот фильм. B) -... - Сначала сделаю уроки, а потом погуляю с собакой.
Задание 4: составить и записать в тетрадь, соблюдая правила постановки знаков препинания, сценарий какой-либо детской телепередачи, основанный на диалогической речи.
Сапарова Таисия Николаевна