12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сапарова Таисия Николаевна26
Россия, Красноярский край, Усть-Пит
3

Речь устная и письменная




Выход на тему урока
MP4 / 12.33 Мб

/data/files/p1664342224.mp4 (Выход на тему урока)Речь устная и письменная

ЦЕЛИ: - познакомить учащихся с разновидностями устной и письменной речи; дать определение понятиям «диалог» и «монолог», помочь учащимся уяснить разницу между ними; объяснить способы оформления диалогической и монологической речи на письме, совершенствовать умения и навыки учащихся в постановке знаков препинания при оформлении на письме диалогической и монологической речи;

Планируемые результаты:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха.

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки 

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные: научить учащихся пользоваться в речи диалогом и монологом, таким образом формируя в них коммуникативные навыки.



Ребята, здравствуйте. На прошлом уроке вы проходили речевое общение, и сегодняшняя наша тема будет с ним связана. А чтобы её определить, давайте посмотрим видеофрагмент.

Как вы думаете, как он связан с темой? Какие два вида речи в нём присутствуют? (письменная и устная)

Открываем тетради и запишем число, классная работа, и тему урока: «Речь устная и письменная»


Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?

(Повторить, что такое устная и письменная речь, их особенности, виды; потренироваться в их различении и воссоздании).


Как вы уже поняли, речь может быть как устной, так и письменной и у каждого вида есть свои правила и особенности.


Обратимся к устной речи. Что вы можете сказать о ней исходя из видео? (Речь произносится человеком в устной форме)


Давайте запишем некоторые особенности устной речи:

- Устная речь является звучащей речью, которая связана непосредственно с органами произношения.

- Она богата интонационными возможностями.

- Для передачи мыслей и чувств говорящими широко используется разнообразная ее мелодика, степень громкости, темп, паузы.

- Устная речь обычно сопровождается особой мимикой, жестами, взглядами, которые в ряде случаев красноречивее передают отношение говорящего к чему-либо, чем слова и фразы.

- Как правило, устной речи свойственна краткость предложений, отсутствие сложных конструкций, в частности причастных и деепричастных оборотов. Вместо этих оборотов обычно используются придаточные предложения.

- Для устной речи характерны также разговорные слова и выражения;

- Может быть подготовленной и неподготовленной.

А чем письменная речь отличается от устной?

Письменная речь вторична по отношению к устной и была создана прежде всего для фиксации последней. Но постепенно она стала самостоятельной коммуникативной системой, выполняющей определенные дополнительные функции. Письменная речь дает возможность фиксировать накопленный опыт людей и передавать его следующим поколениям.

Письменная речь – это речь без непосредственного собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются пишущим. В отличие от устной речи, которая в основном спонтанна, скоротечна и необратима, и поэтому не всегда поддается контролю со стороны говорящего, письменная речь развертывается в статическом пространстве, обычно не ограниченном временными рамками, что дает возможность пишущему долго обдумывать фразу; возвращаться к написанному, перечитывать его и при необходимости вносить правку.


(самостоятельно определяют различия устной и письменной речи исходя из прослушанного)

t1664341337aa.png

Обратите внимание на слайд.


— Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!


— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть.

Чем отличаются два представленных текста? (форма; в первом тексте два человека разговаривают друг с другом, во втором одно действующее лицо, повествующее о себе).

Как называется общение двух людей? (диалог) Одного? (монолог)

(А узнали, откуда взяты эти фрагменты?)


В зависимости от количества активно участвующих в речевом общении различают такие формы (типы) речи как монолог, диалог, полилог (как разновидность диалога)


Правила оформления диалога

Слово учителя: учитель должен объяснить учащимся структуру диалога и способы его оформления на примере отрывка из сказки К.И.Чуковского: (заранее оформить на доске)

У меня зазвонил телефон:

- Кто говорит?

-Слон.

-Откуда?

-От верблюда.

-Что вам надо?

-Шоколада.

-Для кого?

-Для сына моего.


Результат: учащиеся должны уяснить, что диалог состоит из реплик – слов, обращенных к слушателю. Реплики разных лиц пишутся с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире. Слова автора оформляются так же, как и при прямой речи.

(записывают в тетрадь)

Молодцы, ещё раз правила оформления вы можете посмотреть на слайде.

t1664341337ab.jpg

Беседа:

- Трудно ли вести диалог?

- От чего зависит, состоится диалог или нет?

- Какие правила общения во время ведения диалога нужно соблюдать?


Тренировочное упражнение(работа у доски).

Задание: записать шуточные диалоги из русского фольклора, соблюдая

правила постановки знаков препинания.


Цель: совершенствование навыка оформления диалога на письме.

Где ты, брат Иван?

-В горнице. – отвечали ему зычным басом.

-А что делаешь?

-Помогаю Петру.

-А Петр что делает?

-Да на печи лежит.


Ты пирог съел?

-Нет, не я.

-А еще хочешь?

-Хочу.


Лень, отвори дверь, сгоришь!

-Хоть сгорю, да не отворю.


Задание №2. На месте пропуска поставьте знак препинания.

t1664341337ac.gif  Господин прапорщик! t1664341337ac.gif сказал я как можно строже. t1664341337ac.gif Разве вы не видите, что я к вам пришел?
t1664341337ac.gif Ах, здравствуйте, Максим Максимыч! Не хотите ли трубку? t1664341337ac.gif отвечал он, не приподнимаясь.
t1664341337ac.gif Извините! Я не Максим Максимыч: я штабс-капитан.
t1664341337ac.gif Все равно. Не хотите ли чаю? Если б вы знали, какая мучит меня забота!

(М. Ю. Лермонтов)


Упражнение 16. из учебника (1 часть).

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Укажите признаки моно­логической речи в нём и признаки «диалогизирования» монолога.


1. Где, по вашему мнению, возможна постановка знаков препинания дополнительно? 2. Какова тема этого отрывка и его главная мысль? Что автор доказывает и каковы его аргументы?


I. Я царствую. Какой волшебный блеск!

Послушна мне, сильна моя держава;

В ней счастие, в ней честь моя и слава!

Я царствую. но кто вослед за мной

Приимет власть над нею? Мой наследник!

Безумец, расточитель молодой,

Развратников разгульных собеседник!

Едва умру, он, он! Сойдет сюда

Под эти мирные, немые своды

С толпой ласкателей придворных жадных.

Украв ключи у трупа моего,

Он сундуки со смехом отопрет.

И потекут сокровища мои

В атласные дырявые карманы.

Он разобьет священные сосуды,

Он грязь елеем царским напоит — Он расточит.

А по какому праву? Мне разве даром это все досталось,

Или шутя, как игроку, который

Гремит костьми да груды загребает?

Кто знает, сколько горьких воздержаний,

Обузданных страстей, тяжелых дум,

Дневных забот, ночей бессонных мне

Все это стоило?

(А. Пушкин. «Скупой рыцарь»)


Признаки монологической речи:

1) пространная речь одного лица, обращенная к самому себе,

2) развернутость, широкий охват тематического содержания,

3) использование распространенных синтаксических конструкций,

4) строгое построение конструкций,

5) хорошо продуманная логическая структура, композиция. Признаки «диалогизации»:

1) риторическое вопросы,

2) расчет на ответную реакцию. Расточит.


Задание 3. Составьте диалоги, обращаясь к собеседнику с просьбой, советом, предложением, учитывая данные ответы.

A)

-...

Конечно, помогу! О чем разговор?


Б)

-...

Спасибо, мамочка! Обязательно посмотрю этот фильм.


B)

-...

- Сначала сделаю уроки, а потом погуляю с собакой.


Обобщение:

Что объединяет устную и письменную речь?

Чем они различаются?

Каковы признаки устной и письменной речи?

По какому основанию выделяются виды речи?

Как ставить знаки препинания при диалоге?


Молодцы, теперь давайте запишем домашнее задание:

Составить и записать в тетрадь, соблюдая правила постановки знаков препинания, диалог на тему (на выбор):

Встреча друзей

Собеседование при приёме на работу

Выход на тему урока
MP4 / 12.33 Мб
Опубликовано


Комментарии (1)

Сапарова Таисия Николаевна, 28.09.22 в 08:19 0Ответить Пожаловаться
Урок русского языка в 10 классе. "Речь устная и письменная"
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.