Речевая готовность к школьному обучению Волкова Р.М., учитель-логопед МОУ «Центр образования»
Речевая готовность Речевое развитие – ведущий компонент подготовки ребенка к школе. Доказано, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Нарушения письма являются результатом недоразвития устной речи ребенка. Причины данных нарушений, прежде всего, кроются в недостаточном уровне сформированности фонематического слуха и проблемах в развитии лексического и грамматического компонентов языка.
Речевая готовность Несфоромированность речи встречается часто (у 60-80% первоклассников). Как правило, это – нарушение звукопроизношения (ребенок не произносит звук Л(лак-уак, ак, вак); фонематических процессов (заменяет звуки Р-Л (рука-лука), Ш-С (кошка – коска), звонкие на глухие (кожа-коша); трудности звуко-буквенного анализа (пропуски букв ДОМ –ДМ), бедный словарный запас, неумение вести диалог и составить связный рассказ по картинке.
Речевая готовность Ребенок должен усвоить, что предложение состоит из слов. Посчитайте вместе, сколько слов в предложении, какое слово первое, второе, последнее, какие слова можно добавить. Сочиняйте предложения по картинкам и тоже считайте слова. Начните с небольших предложений (например: «Кошка спит. Дети играют. Мама готовит ужин» и пр.)
Речевая готовность Уметь делить слова на слоги Познакомьте ребенка с таким приемом: подставить ладошку под подбородок и произнести слово – ладошка опускается вниз при проговаривании каждого слога. Потренируйтесь в определении количества слогов в словах с помощью хлопков по количеству гласных звуков. Полезным и интересным видом работы, связанным со слогоделением, является проговаривание по слогам считалочек.
Речевая готовность Усвоить, что слова состоят из звуков Со звуками речи можно играть называть слова, начинающиеся на один и тот же звук называть первый и последний звук в словах; превращать одно слово в другое (например, в слове НОС поменять местами первый и последний звуки, в слове муха заменить третий звук на звук к и т.д.); выложить слово фишками (количество фишек равно количеству звуков).
Речевая готовность Следующий вид деятельности – собирание слов из звуков. Вы называете ребёнку слова по звукам, а он Вам – всё слово целиком: «м, а, к», «н, о, с» и т.п. Слова для такой игры должны быть короткими, не включающими букв Е,Ё, Ю, Я («ёлка, заяц, юла» и т.п.). Проще всего на первых порах использовать слова, в которых написание и произношение расходятся минимально. !!! Главное, надо помнить, что называть согласные звуки слов следует коротко, без добавления гласных. Привычные взрослым М- ЭМ, Р-ЭР, Т-ТЭ, Ш -ША – это названия букв в алфавите, а не звуков.
Речевая готовность Правильно строить предложения. (использовать предлоги, союзы, правильно изменять и образовывать новые слова) Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить рассказ по картинке. <номер>
Речевая готовность Подготовка кисти руки к разнообразным движениям, т. е. развитие тонкой моторики. При выполнении любых графических упражнений (раскрашивании, штриховке, копировании) необходимо следить за правильным положением ручки или карандаша, тетради, позой ребенка. <номер>