Буклет «Психологическая готовность к школьному обучению»
Психологическая готовность к школьному обучению
Поступление в школу – очень важный момент в жизни ребенка. Общеизвестно, что все дети хотят стать учениками, однако не все хорошо подготовлены к выполнению новых обязанностей. Можно утверждать, что адаптация ребенка к школьным условиям пройдет быстро, если он психологически подготовлен к школе.
Очень часто звучит вопрос: «А готов ли мой ребенок к школе?». Особенно остро он возникает, когда родители колеблется: с 6 лет отдавать ребенка в школу или с 7? Приходиться подробно разъяснять понятие «психологическая готовность к школе». Это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебном программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Если говорить другим языком – необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попала в «зону ближайшего развития ребенка». А «зона ближайшего развития» определяется тем, что ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым.
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя: интеллектуальную, волевую, личностную и коммуникативную готовность.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие зрительного восприятия (способность зрительно расчленять фигуру на заданные элементы, развитие пространственных представлений), внимания (устойчивость, концентрация, переключаемость), мышления, памяти и сформированность мыслительных операций анализа, синтеза и обобщения.
К 6-7 годам ребенок должен знать: свой адрес и название города (села), в котором он живёт; имена и отчества своих родителей информацию о местах их работы; времена года, их последовательность и основные признаки; название месяце и дней недели; основные виды деревьев и цветов; ему следует различать домашних и диких животных; понимать, что бабушка – это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка: умение осуществлять планирование, прогнозирование, контроль и коррекцию своей деятельности (принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности). А также умение длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Коммуникативная готовность предполагает умение определять временную последовательность событий, объединять последовательные действия в единый сюжет, пересказывать прослушанный текст; подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе; способность включаться в детское сообщество, действовать совместно с другими детьми, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Личностная готовность подразумевает понимание ребёнком причин своего успеха/неуспеха в деятельности; наличие у ребенка желание принять новую социальную роль – роль школьника; предполагает ориентацию ребенка на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.
С этой целью родителям необходимо: объяснять своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку; следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Уважаемые родители, чтобы ребенок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постройтесь поменьше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.
Покажите, как правильно укладывать в портфель книжки и тетрадки. Проверьте, умеет ли ваш ребенок самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм, складывать аккуратно вещи. Поддерживайте вашего первоклассника во всем. Хвалите за дело, говорите, как здорово у него получается выводить буквы (считать, рисовать) – это придаст ему уверенности в себе.
Удачи и терпения вам, уважаемые родители, в подготовке детей к школе!
Педагог-психолог
СП ДС «Теремок» ГБОУ СОШ №2 ж.-д. ст. Шентала