«Рефлексивный подход на уроках английского языка»
«Рефлексивный подход на уроках английского языка»
Блохина Юлия Валерьевна
Учитель английского языка,
КБОУ «Школа дистанционного образования»
В современной школе учитель играет на уроке роли наставника, помощника. Он не должен занимать авторитарную позицию.
Рефлексия – неотъемлемая часть современного урока. Она направлена на осмысление своих действий, переосмысления знаний, полученных на уроке.
Рефлексия основана на осознанности своих действий. Она базируется на навыках наблюдения, анализе опыта и проработке опыта. Благодаря этому ученик приобретает уверенность, понимание того, что он делает на уроке.
Главная задача рефлексии – интеграция опыта, который был получен на уроке.
Ребенку можно задать вопрос: «Что ты делаешь сейчас?»
Один ученик ответит: «Упражнение 3 на странице 87», второй скажет: «Я читаю» и только третий ответит: «Я читаю текст с целью поиска необходимой информации». На этом примере видно, кто из учеников анализирует свою деятельность.
Рефлексирующий ученик
осознает, что он делает;
осознает, почему он это делает;
осознает, как он это делает;
осознает, почему именно этот способ выполнение заданий эффективен.
Нынешнее поколение детей называют поколение Z – дети, которые с раннего возраста имеют дело с цифровыми устройствами, это поколение сложно чем-то увлечь, заинтересовать, у них есть навык работы с информацией, навык отбора информации, но они не успевают погрузиться в нее. Все очень поверхностно и так как информация очень быстро мелькает, они не удерживают внимание. Отсюда возникает тревожна тенденция – у детей низкая концентрация внимания, проблемы с памятью, они не умеют ориентироваться в информации. Из –за того, что нет глубины знаний – отсутствует критическое мышление. Детям нужно развивать аналитику иначе для них все поверхностно.
Задачи учителя:
Научить самоорганизации;
Учить интуитивному тайм-менеджменту;
Создавать условия для развития обучающегося, осозновать потребности, формировать эмоциональное впечатление и желание действовать;
Давать возможность преодолевать трудности и анализировать их;
Учить анализировать неудачи;
Выбирать практикоориентированные методы и материалы;
Давать формирующую обратную связь;
Развивать мягкие навыки (критическое мышление, ЭИ, коммуникативные навыки);
Организовывать и направлять, а не занимать авторитарную позицию.
Для поведения рефлексии на уроке необходимо большое количество времени. И без этого этапа ученики не увидят цель обучения.
Существует много видов рефлексии, их можно все использовать на уроке, после каждого этапа урока, но урок всего 40 минут, на рефлексию будет уходить много времени. Для себя я выбрала более удобную и полезную форму проведения рефлексии.
В начале изучения темы мы с учениками составляем план темы – что должны изучить, сделать, составить.
План может быть в разной форме. Обговариваем вопросы для устного обсуждения – которые потом входят в задания промежуточной аттестации. На каждом уроке в плане отмечает, что сделали.
По итогу изучен я темы, учащиеся видят, что и для чего мы сделали.
Рефлективная деятельность на уроке должна быть не только у учеников, но и у учителя.
Для этого я испольую простые способы – быстрые и удобные – светофор – на уроках после заданий, на физминутке – How do you feel now? Смайлики
Рефлексия – обязательное условия развития ученика и учителя.
Рефлексия - это творчество. Придумывайте новые методы, используйте карточки, оценочные листы, графики и рисунки. Все это позволит вам добиваться лучших результатов. Необычный формат рефлексии зачастую вызывает неподдельный интерес у учащихся