Статья «Культурологический подход на уроках английского языка»

0
0
Материал опубликован 28 November 2022

Филиппова Юлия Юрьевна

Учитель английского языка

МБОУ «Многопрофильная гимназия №12»

Забайкальский край г.Чита

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


Аннотация. Для реализации культурологического подхода к обучению современный педагог должен обладать культурологической компетентностью. В данной статье представлены составляющие культурологической компетентности и примеры реализации культурологического подхода на уроках английского языка.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, культурологическая компетентность, культурологический подход в образовании.

Жизнь в современном обществе XXI в. требует от людей быть образованными, предприимчивыми и нравственными, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, уметь сотрудничать, отличаться динамизмом, мобильностью, конструктивностью, быть готовыми к межкультурному взаимодействию, иметь чувство ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание [1]. Становится важным воспитать «человека культуры» через усвоение обучающимися мира посредством интериоризации духовных смыслов культуры. Вот почему образование следует нацелить на то, чтобы включить человека в прошлое, настоящее и будущее культуры, установить отношения между культурой как связью вещей. В основу такого образования должны стать способы мышления и деятельности, а не учебные предметы. Воплотить это в реальность поможет компетентностный подход.

Данный подход способствует формированию умения разрешать проблемы в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и профессиональной. По мнению Б.Д. Эльконина, компетентностный подход подразумевает «ситуации включения» [6]. Слово «включение», употребляемое ученым, означает оценку ситуации, проектирование действий и отношений, которое требует тех или иных решений. Таким образом, помимо основного процесса передачи и усвоения знаний, умений, навыков, должна быть сформирована система личностных качеств.

Компетентность предполагает определенную связь двух деятельностей: настоящей образовательной и будущей практической, реализуемой через моделирование одной деятельности внутри другой [2]. Исходя из такого понимания, компетентность можно рассматривать как личностную и профессиональную характеристики.

Существуют различные виды компетентности: коммуникативная, психолого-педагогическая, информационная, социальная, профессиональная и др. Важное место в этом списке занимает культурологическая компетентность. В ее основе - достаточно молодой в педагогике подход - культурологический. Причины внедрения данного подхода, его необходимость связаны с целью и задачами образования на сoвременном этапе исторического развития страны, потребностью изменения типа мышления сoвременных россиян (у большинства из них он продолжает оставаться «советским», что естественным образом передается и на подрастающее поколение). Следовательно, педагогическая деятельность должна быть нацелена на трансформацию типа мышления и особенностей сознания членов общества.

Переход от просветительской парадигмы к человекоцентрическому образованию связан с разработкой философско-педагогической модели «человека культуры», обновлением структуры образования, его содержания, создания новых методик обучения. Психолого-педагогический аспект этой проблемы находится в обучении учащихся разным способам речевой и мыслительной деятельности, в формировании коммуникативных способностей, рефлектирующего сознания, эмпатии и культуры чувств.


Таким образом, становится целесообразным углубление культурологической подготовки педагогических кадров. Необходимость этого вызвана рядом причин: рост социальной роли культуры в современном мире и важность культурологического знания, которое направлено на раскрытие сущностных сил человека, его внутреннего богатства.

Для реализации культурологического подхода к обучению современный педагог должен обладать культурологической компетентностью. Под ней понимается уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции [4]. Другими словами, это комплекс универсальных знаний, отличающихся широким уровнем обобщения и необходимых для социально-продуктивной деятельности любого современного человека [2]; это базовые, универсальные компетентности широкого спектра (радиуса) использования. Составляющими культурологической компетентности являются [ 3]:

Деятельностно-коммуникативная компетенция - это способность и готовность вступать в письменную и устную коммуникацию с целью быть понятым. Как правило, такая компетенция позволяет проявлять элементарные умения общения с помощью различных знаковых систем (в том числе языков), сотрудничать, идти на компромисс, а также совместно выполнять групповые задания.

Социальная компетенция - это общая способность и готовность индивида брать на себя ответственность, быть активным в принятии решений, в общественной жизни, урегулировании конфликтов без применения насилия, функционировании и развитии демократических институтов общества. Данный вид компетенции включает в себя следующие способности и готовности:

а) гражданско-общественную: понимать современный мир как духовную, культурную, интеллектуальную и экологическую целостность; обладать экологической, экономической и правовой культурой;

б) социально-трудовую: действовать в социуме с позиции других людей, позитивно взаимодействовать и сотрудничать с коллегами; осознавать себя и свое место в современном обществе;

в) личностного самосовершенствования: самопознание, самоконтроль, самооценка, эмоциональная саморегуляция, самоподдержка и саморазвитие (физическое, духовное, интеллектуальное);

г) ценностно-смысловую: видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и собственное предназначение; выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; принимать решения.

Информационно-методологическая компетенция - это общая способность индивида к самостоятельной познавательной деятельности, в т.ч.:

а) учебно-управленческая: внимательно слушать, активно воспринимать учебную информацию; организовывать взаимосвязь знаний и систематизировать их, организовывать собственные приемы обучения;

б) учебно-информационная: самостоятельно организовывать научно-исследовательскую деятельность, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; использовать современные информационные технологии и новые технологии усвоения информации;

в) учебно-логическая: осмысливать и анализировать информацию, выделять главное и логически запоминать материал; критически относиться к аспектам развития общества, занимать позицию в дискуссиях и выковывать собственное мнение.


Что касается английского языка, необходимо отметить, что современная модель обучения ему в школе ориентирована на культурологический контекст. Это хорошо просматривается в линейке УМК “Forward” М.В.Вербицкой. Помимо основного содержания учебников, которое предполагает наличие аутентичных художественных, публицистических и научных текстов, включающих сведения о стране изучаемого языка, есть дополнительный раздел “Dialogue of cultures” (Диалог культур), в котором предложены тексты об образе жизни и общественном укладе, культуре и быте, тексты-высказывания носителей языка о культуре, об отдельных фактах культуры и отношения к ним, демонстрирующие менталитет народа. Обучающиеся с большим интересом узнают новое о культуре других народов, сравнивают с родной культурой, разрушают стереотипы и т.д. Занимаясь проектной деятельностью, ребята получают возможность погрузиться в мир фестивалей, народных праздников, национальной кухни и моды англо-говорящих стран. Для приобщения школьников к ценностям иноязычной культуры ежегодно проводятся недели иностранного языка, которые обычно включают в себя викторины, олимпиады, конкурсы, просмотр кинофильмов на английском языке. Обучающиеся с удовольствием принимают участие в языковых конференциях, международных, всероссийских языковых конкурсах и показывают достойные результаты. Подобные мероприятия как нельзя лучше способствуют реализации культурологического подхода в школе.






Список литературы:

Доклад Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» // Образование. URL : http://www.eduvluki.ru/metod/detail. php?puЫ_id=83&puЫ_catid=174&puЫ_type=3(дата обращения: 27.04.2013).

Зеер Э.Ф., Глуханюк Н.С., Шахматова О.Н. [и др.]. Психология становления педагога профессиональной школы. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996.

Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентност-ный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 22-30.

Лукина О.А. Формирование культурологической компетенции старшеклассников лицея в процессе изучения иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2000.

Чапаев Н.К., Верещагина И.П. Философия и история образования. М. : Академия, 2013.

Эльконин Б.Д. Психология развития. М. : Академия, 2007.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации