Статья «Мультипликация как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

3
0
Материал опубликован 9 June 2022 в группе

Мультипликация как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.


В настоящее время, отличающееся дефицитом добра и сострадания, преобладанием черствости, культа денег и силы все более актуальным становится развитие гуманистических идей воспитания и образования. Причем суть воспитания сегодня, заключается не в информировании о ценностях, не в их изучении, и не в их навязывании, а в приобщении воспитуемого к нравственным ценностям воспитателя. Процесс приобщения  предполагает включение ребенка, как непосредственного участника, в ценностно-значимую деятельность, что способствует накоплению эмоционального–нравственного опыта, и обеспечивает реальное соблюдение ребенком нравственных норм [2].  

Ребёнок в нравственном поведении ориентируется на поступки и действия ближайшего окружения, то есть идентифицируется с ними. Таким образом, для ребёнка необходимы наглядные образцы, эталоны, обладающие определёнными нравственными ценностями. Безусловно, основными такими эталонами являются родители и учителя, но, как отмечает ряд авторов, таким эталоном, с которым ребёнок себя идентифицирует, может стать мультипликационный герой [4].  

Исследования отечественных педагогов и психологов, таких как Н.Е. Маркова, И.Я. Медведева показывают, что мультфильмы довольно эффективное воспитательное средство: они демонстрируют ребенку самые разные способы общения и взаимодействия с окружающим миром, формируют эталоны хорошего и плохого поведения. Мультфильм как воплощение метафор и аллегорий, способен объяснить ребёнку в доступной форме множество довольно абстрактных нравственных понятий, качеств, причинно-следственных связей, а главное – с помощью образов помочь ребёнку увидеть мир человеческих взаимоотношений, а значит - способствовать его нравственному воспитанию [1].

Педагогический потенциал мультипликационного фильма как средства воспитания нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста заключается в его возможности влиять в процессе просмотра, восприятия, а также создания собственного мультфильма на усвоение ребенком нравственных представлений, норм, отношений, привычек и способов поведения

О.В. Куниченко, изучая особенности влияния мультфильмов на нравственное воспитание старших дошкольников отмечает, что в этом  процессе необходимо обеспечить следующие условия:

– соответствие мультфильмов  возрастным особенностям восприятия дошкольников (умеренная скорость предъявления видеоматериала;  гармония цвета;  понятная ребенку лексика, соответствующая его возрасту и словарному запасу; эмоционально окрашенная речь героев; динамичное, экспрессивное развитие сюжета)

- соответствие мультфильма требованиям к нравственной проблематике фильма (развитие сюжета ставит ребенка перед нравственными проблемами, ситуациями выбора и принятия решения: утверждение абсолютной ценности любого существа, идеи дружбы, взаимопомощи, добра и справедливости; формулировка в явной или скрытой форме  нравственных выводов )

- подготовка дошкольников к активному восприятию и просмотру мультфильма посредством формирования медиаграмотности [3].

Основное, что должен помнить педагог, педагогическое вмешательство  должно быть органически связанным с самим процессом просмотра мультфильма, не нарушать естественный процесс контакта ребёнка с произведением. В ином случае, при стихийном включении педагога восприятие ребёнка нарушится, а само сопровождение превратится в традиционное научение.

Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности и еще более,  чем просто просмотр мультфильмов, обладает  воспитательным потенциалом.

 Уже на этапе придумывания сценария мультфильма ребенок включается в ценностно-значимую деятельность. За основу  мы можем взять известное произведение: сказку, рассказ или стихотворение, главное, чтобы в нем был заложен определенный нравственный смысл. Возможно  вспомнить  историю из опыта, или придумать свою. В этом случае ребенок легко сможет понять  моральные установки фильма и перенести их в дальнейшем на собственное поведение. Большое внимание уделяется образу персонажей мультфильмов. Ребенок, придумывая героев, наделяет их  определенным характером, положительными качествами, продумывает ситуации,  где его персонаж будет демонстрировать полезные привычки и, необходимость выполнения правил и норм поведения. В этом случае для детей наглядно раскрываются содержание нравственных норм и правил, ребенок усваивает, где добро, а где зло; а благородство, отвага, успешность  положительных героев стимулирует желания дошкольника подражать им.

Таким образом,   мультипликация, непосредственно обращается к чувствам ребенка, способствует  накоплению чувственного опыта и помогает педагогу  организовать  ценностно-значимую деятельность по приобщению детей к нравственным ценностям.

                                                                        


                                                           Используемая литература:


  1. Медведева И. Я. Кто соблазнит малых сих: СМИ против детей: статьи разных лет / И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова. – М.: Христианская жизнь, 2006
  2. Коган М.С. Философская теория ценностей//СПб., ТОО ТК «Петрополис»,1997
  3. Корепанова М. В., Куниченко О. В. Система работы педагога по нравственному воспитанию старших дошкольников на основе мультфильмов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015
  4. Кочетов М. Вредные мультики: влияние анимации на детскую психику // журнал «Великая эпоха». – Сентябрь 2015. - № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.epochtimes.ru/vrednye-multiki-vliyanie-animatsii-na-detskuyu-psihiku-98916053/



Комментарии
Комментариев пока нет.