12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мария Куренкова156
Россия, Хабаровский край, Хабаровск
2

Статья «Рекомендации учителю-дефектологу по созданию психологического комфорта на занятиях с детьми с нарушением слуха»

Рекомендации учителю-дефектологу по созданию психологического комфорта на занятиях с детьми с нарушением слуха

 

Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно. Если успехи в учёбе замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка, то они не принесут пользы.

Для психологически комфортного пребывания детей необходимо снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, в которой они чувствуют себя «как дома». Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности ребенка.

Положительное эмоциональное состояние, доброжелательные отношения между учителем и учеником являются источником психологического комфорта. Главная роль в данных отношениях принадлежит учителю.

Основные факторы, которые способствуют благоприятному психологическому климату на занятии:

- знание учителем-дефектологом возрастных психологических особенностей обучающихся;

- педагогическая наблюдательность, внимание к психическому состоянию ребенка во время занятия;

- уважение к личности каждого ребёнка, умение установить контакт с детьми, чуткое отношение к учащимся;

- поощрение, подбадривание, одобрение в адрес ребенка во время совместной работы.

Знание особенностей развития ребенка и реализация следующих принципов: принятие ребенка как ценности, понимание его желаний, чувств, поведения и возможностей, признание личности ребенка, а также мягкость и требовательность лежат в основе коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушением слуха. При проведении занятий учитель-дефектолог должен следовать общим принципам общения с неслышащим ребенком, позволяющим облегчить для него слухо-зрительное восприятие речи. Эти принципы состоят в следующем: обеспечение удобного наблюдения лица говорящего, обращение к письменной речи при затруднениях и краткость формулировок. Учителю-дефектологу в работе с учениками могут помочь такие качества как: такт, сердечность, отзывчивость, отсутствие резкости, открытость, терпимость. Важно привить обучающимся интерес к занятиям, мотивировать на успех, не допускать принуждения.

Для создания атмосферы психологического комфорта в работе с детьми хороший эффект дают игры. В играх подбираются специфические ситуации, которые хорошо понятны ребенку и актуальны для него. Педагогу необходимо прочувствовать состояние и настроение учащегося и использовать ту игру, которая будет соответствовать поставленным целям и задачам. Создание доброжелательной атмосферы на уроке добавляет позитивной энергии в процесс обучения и воспитания.

Комфортное пребывание учащегося в школе зависит от мастерства учителя. Недопустимо появление у детей комплексов, неуверенности в себе. При работе с детьми не должно быть деления на «умных» и «глупых», «хороших» и «плохих». Ребенку необходимо ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолению трудностей.

Применение технологий арт-терапии (музыкотерапия и др.) на учебных и коррекционно-развивающих занятиях оказывает благоприятное воздействие на психоэмоциональные состояния учащихся, дает положительный эмоциональный настрой на работу, способствует умственному развитию детей. Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

 

Рекомендации по организации обучения неслышащих учеников

Рекомендации по организации рабочего места:

место ребенка с нарушенным слухом – близко к педагогу, лучше слышащим ухом к нему (следует указать, каким именно);

обязательно обеспечить возможность видеть лицо учителя-дефектолога (для слухо-зрительного восприятия речи);

разрешить поворачиваться к другим одноклассникам при беседе с классом, ответе других учеников (для участия в полилоге).

Рекомендации по организации коммуникации:

объяснять материал, повернувшись к неслышащему лицом;

перед уроком ярко красить губы;

повторять основную информацию 2–3 раза, по ходу урока или в перерыве, по возможности, теми же словами;

привлекать внимание неслышащего ученика через прикосновение;

познакомиться с учеником за несколько дней до первого урока и поговорить с ним, чтобы дать привыкнуть к своей артикуляции;

при непонимании устно произнесенного – записать.

Рекомендации по организации учебной работы:

использовать технические средства обучения;

разрешить заглядывать в тетрадь слышащего соседа на организационных моментах урока;

проверять до начала выполнения задания, насколько правильно неслышащий ученик понял задание, инструкцию (например, с помощью вопросов «Что будем делать сейчас? «Что будем делать потом? Как будешь делать?»);

предлагать в качестве подсказки выбор из нескольких вариантов ответа;

в случае затруднений восприятия устной речи – записывать, обращаться к ТСО (технические средства общения – расшифровка для переводчика) (презентация, видео, субтитры);

для понимания текста совместно с учеником инсценировать его, либо нарисовать иллюстрации;

полезно прорабатывать каждую новую тему урока заранее (поэтому можно и нужно сообщать ученику, что будет разбираться на следующем уроке);

Рекомендации по здоровьесбережению:

рекомендовать учащемуся выключить слуховые аппараты на перемене, посидеть с закрытыми глазами, особенно, если ученик устал;

напоминать перед началом урока насчет включения слуховых аппаратов, при возникновении писка в аппарате – информировать об этом ученика;

заранее предупреждать ученика о том, что его вызовут, при этом устная форма ответа обязательна; ответ может быть как в присутствии одноклассников, так и индивидуальным;

не допускать переутомления

Для предотвращения наступления утомления во время занятия, используют разнообразные средства смены видов деятельности: чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, средств наглядности и ИКТ.

Важной задачей в работе учителя-дефектолога является способность организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта обучающегося на уроке. При проведении коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать такие особенности детей с нарушением слуха как: менее устойчивая нервная система, повышенная, в сравнении со здоровыми сверстниками, утомляемость, более медленное запоминание, запаздывание в формировании личности, бедный социальный опыт, нарушения развития коммуникативных навыков. При коммуникации с ребенком необходимо использовать наглядно-зрительный материал, опираться на письменную речь в случае затруднений.

Для предотвращения возникновения утомления в ходе занятия следует чередовать умственную и практическую деятельность, преподносить материал небольшими дозами, использовать интересный и красочный дидактический материал и средства наглядности, включать в материал урока игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов. В ходе своей работы учитель-дефектолог должен соблюдать профессиональную этику, не использовать замечания в некорректной форме, не распространять сведения, полученные в результате диагностической и коррекционно-развивающей работы.

Главными критериями психологического комфорта на занятиях являются следующие факторы: положительный эмоциональный настрой ребенка, отсутствие усталости у детей и учителя, удовлетворение от проделанной работы, желание продолжить дальнейшую работу. При создании атмосферы психологического комфорта и благополучия на занятиях повышается качество обучения и воспитания школьников с нарушением слуха. Происходит перенос усвоенных знаний, умений и навыков, сформированных в условиях психоэмоционального комфорта, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и деятельности в реальном мире, способствуя его социализации.

Опубликовано в группе «Дети с ОВЗ в школе. Работа педагога-психолога с особыми детьми.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.