Метод песочного рисования «Sand-art» в работе учителя-дефектолога с детьми с интеллектуальными нарушениями
Ответьте, пожалуйста, с чем у вас ассоциируется период вашего раннего детства?... Чаще всего с комфортом, защищенностью и играми в песке… И, вырастая, эта ассоциация остается с нами в виде формулы «песок = комфорт + защищенность», это своего рода эмоциональный триггер. Поэтому игры с песком во взрослом возрасте успокаивают нас, стабилизируют эмоциональное состояние, что свидетельствует о том, что песочная терапия эффективна в любом возрасте.
Песочная терапия в нашем учреждении активно используется на протяжение семи лет, сначала в виде стандартной юнгианской песочницы, потом добавились песочные мандалы, кинетический песок, затем был приобретен первый планшет с подсветкой для рисования песком и в сентябре этого учебного года нашему учреждению была выделена целая студия песочного рисования, куда входят шесть детских столов с подсветкой, большой стол для педагога, проектор и настенный экран.
Я думаю все когда-то смотрели видеоролики где с помощью рисования на песке создают целые фильмы, такие песочные фильмы называют песочной анимацией. В современном мире они не просто актуальны, красивы и интересны, но и стали частью моды как составляющая праздников, обычно в качестве подарка, ведь анимация может рассказать за минуты об истории рождения, жизни, любви.
На мой взгляд студия песочного рисования создает на занятиях атмосферу волшебства и сказки, где взрослые и дети могут ощутить себя волшебниками. В темноте горят столешницы, медленно меняя цвета, звучит приятная музыка и все заняты творчеством – это завораживает и дарит минуты спокойствия, расслабления, сенсорного наслаждения. Песок для рисования используется мелкофракционный от этого очень мягкий и приятный на ощупь, а медленно меняющиеся цвета подсветки приятны для зрительного восприятия.
Нельзя не сказать о том, что такая студия требует особого ухода и специальной обработки. Поскольку пластиковая столешница при трении о нее песка, имеет свойство электризоваться, что мешает рисованию, по этой причине перед каждым занятием необходима подготовка. После предварительного очищения столешниц антибактериальными салфетками опрыскиваю их антистатиком, эффекта хватает как раз на одно занятие. Если между занятиями не проделать эту процедуру, то на втором занятии песок начинает липнуть к столешнице и рукам. Сам песок также обрабатывается раз в неделю открытой ультрафиолетовой лампой, раз в месяц опрыскивается спиртовым антисептическим раствором, при одновременном просеивании, раз в квартал весь песок промывается с мылом и ежегодно перед учебным годом производится полная замена песка.
Занятия в нашей студии проводятся с детьми с умеренной степенью умственной отсталости. Длятся 30 - 40 минут, в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей, в это время включается подготовка к рисованию, физ.минутка и завершение. К подготовке относится мытье рук, рассаживание по местам, минутная активизация моторики рук и мозговой активности с помощью техник «пальцевой методики» предложенной ведущим специалистом Японии по дегенеративным заболеваниям, кандидата медицинских наук Ёсия Хасэгава. Через 15-20 минут от начала занятия проводится физ.минутка с использованием кинезиологических упражнений предложенных П.Е. Деннисон, Г.Е. Деннисон в книге «Гимнастика мозга», из них я использую, обычно «Перекаты головы», «Ленивые восьмерки», «Перекрещивание», «Сцепление», «Двойной рисунок» данные упражнения способствуют снятию мышечного напряжения, а также улучшению глазодвигательной координации и точности движений рук. По завершению дети очищают поверхность стола от песка и моют руки.
Непосредственно рисование по теме происходит по показу педагога и вербальной пошаговой инструкции (для занятий могут быть использованы обучающие ролики в сети интернет, но это не исключает вербальной инструкции педагога). Часто дети просят помощи, оказываю её индивидуально, используя прием «рука в рука», а затем прошу ребенка повторить самостоятельно. На занятии использую только положительную мотивацию, замечания, которые касаются эстетики и качества работ не допускаются, так как в песочном рисовании важен не результат, а сам процесс. Особенно важно поддерживать доброжелательную атмосферу принятия каждого ребенка таким, какой он есть.
С помощью рисования песком могут реализовываться различные коррекционно-развивающие цели и задачи, такие как развитие внимания, памяти, мышления, воображения, развитие речи, моторики рук, коррекция психоэмоционального состояния и другие. Важнейшей задачей, на мой взгляд, является коррекция психоэмоционального состояния воспитанников. При этом темы для рисования могут предоставляться любые, на выбор.
Возможности песочного рисования не ограничиваются только психологической работой, этот метод с успехом могут применять в своей работе дефектологи, логопеды и другие педагоги.
Для примера перечислим несколько вариантов игр с помощью песочного рисования, направленные на развитие и коррекцию различных сфер:
Эмоциональная сфера:
«Мой страх» - упражнение используется для коррекционной работы со страхами. Детям предлагается изобразить нечто пугающее, а затем трансформировать картину во что-то веселое, либо просто её стереть.
«Моя эмоция» - позволяет ребенку учиться понимать свои эмоции и эмоции окружающих. Ребенку предлагается изобразить то, что он сейчас чувствует.
Познавательная сфера:
«Запомни и повтори» - Развитие внимания и памяти педагог показывает (рисует на своем столе) серию геометрических фигур (цифр, букв), убирает фигуры и просит нарисовать ребенка их по памяти.
«Фрукты» - игра направленна на развитие мышления, узнавания, обобщения, поиска сходства и отличия. Педагог рисует на своем столе фрукты, просит детей назвать изображаемые фрукты и нарисовать такие же. Во время процесса рисования обсуждается как назвать одним словом изображаемые фигуры, что их объединяет, чем они отличаются от овощей и т.п. Подобное упражнение может быть использовано по различным темам (овощи, деревья, посуда...).
Развитие речи:
Для развития связной речи можно сочетать прослушивание сказок и рисование песком, где ребенку предлагается изобразить героев сказки, а затем пересказать саму сказку. Либо после свободного рисования рассказать историю об изображенном. Также можно предложить ребенку роль педагога песочного рисования, где он расскажет и покажет, как нужно создать то или иное тематическое изображения. Ну и прописывание на экране стола песочных букв будет полезно при изучении письма.
На данный момент в нашем учреждении апробируется дефектологическая коррекционно-развивающая программа, целью которой является развитие познавательных процессов и речи детей с умственной отсталостью умеренной степени. Дети с удовольствием посещают занятия и проявляют на них активность.
Подводя итог, хочется отметить, что метод песочного рисования Sand-Art, на мой взгляд, является универсальным методом коррекционно-развивающего воздействия при работе как с детьми с ОВЗ, так и с нормотипичными детьми, а также может использоваться в работе с коллективом. Этот метод скрывает в себе множество возможностей и требует к себе особого внимания.