"Репертуар как основа творческого развития обучающихся в ДМШ, ДШИ по классу фортепиано"

2
0
Материал опубликован 21 November

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Убинская детская школа искусств»

Убинского района Новосибирской области









Методическая разработка

ДОКЛАД НА ТЕМУ:





«Репертуар как основа творческого развития обучающихся в ДМШ, ДШИ по классу фортепиано»











                                                                       Пасичник Мария Михайловна

преподаватель по классу фортепиано








Предмет «Фортепиано» является одним из звеньев в комплексе учебных задач, направленных на формирование и приобретение учащимися определенных знаний, умений и навыков игры на фортепиано. Практическое освоение этого инструмента является базовой основой для изучения предметов теоретического цикла, так как на уроках сольфеджио и музыкальной литературы демонстрация музыкального материала проводится на фортепиано.

Данное методическое сообщение – это попытка изложить свой небольшой опыт работы по предмету. Моя задача как преподавателя фортепиано, сформировать у учащихся положительное отношение к обучению, заинтересовать их процессом овладения инструментом, сделать так, чтобы уроки стали импульсом для развития музыкальных способностей. Рояль – это классический, самый интеллектуальный инструмент, на нем можно исполнять всё, что называется музыкой. Поэтому удивить новыми методами обучения на нем очень сложно. В своей работе я придерживаюсь традиционных способов и методов обучения. Добиться это сложно, чем в других видах искусства, например, в рисовании, танцах, где ребенку легче проявить творческое начало, и где он раньше видит конкретные результаты своей работы. Выбор репертуара – это одна из важнейших задач в педагогической деятельности. От педагога зависит создание той музыкальной опоры, на которой будет строиться процесс обучения и воспитания ученика. Тщательно и грамотно подобранный репертуар формирует музыкальный вкус и эстетические представления исполнителя, развивает пианистические навыки и способствует раскрытию творческого потенциала. Поэтому проблема выбора учебного материала всегда актуальна и заслуживает глубокого и детального рассмотрения.

Работа в классе фортепиано имеет свою специфику, а именно: небольшое количество часов в учебном плане и ограниченные возможности домашней работы из-за отсутствия у большинства учащихся музыкального инструмента. Урок по учебному предмету «Фортепиано» проводится 2 раза в неделю по 40 мин. Если ребенок пропустил одно или несколько занятий, то многое из изученного материала он забывает – это создает определенные трудности в работе. Важность правильного выбора репертуара в классе фортепиано общепризнанна. Выбору репертуара предшествует педагогическая диагностика, позволяющая проанализировать музыкальные и технические возможности учащегося. Именно педагогический анализ должен стать главным определяющим фактором в подборе музыкального материала. Педагог должен четко понимать, с какой целью выбирается педагогический репертуар, какие новые знания и навыки приобретет ученик? Развитию, каких сторон личности будет способствовать художественное содержание произведения? Как правило, в школу искусств поступают учащиеся с разными музыкальными способностями, физическими и психологическими особенностями. Подобрать каждому ребенку репертуар, который будет соответствовать и программным требованиям, и индивидуальным способностям крайне важнейшая задача преподавателя. Это и есть дифференцированный подход, нельзя стричь всех под одну гребенку. Выбор учебного материала детям – это музыкальная пища растущего организма. Он должен быть разноплановым и разнообразным. Ученику нужны, как и легко усваиваемые пьесы, так и требующие больших усилий произведения. Музыкальный язык в изучаемых произведениях должен быть образным и доступным для восприятия, ритмы знакомы и понятны для небольшого детского жизненного опыта. Я избегаю безымянных пьес, предпочтение отдаю программной музыке: название изначально несет в себе содержание, дает направление для понимания и развития сюжета, развивает фантазию, помогает в поисках звуковых красок и работе над прикосновением. Очень важно подобрать ключ к каждому ученику, чтобы понять, что ему свойственно, а чего не хватает. Для этого педагог должен быть не только хорошим музыкантом, мастером своего дела, но и психологом. Основу моего учебного материала составляют песни, этюды, танцы, музыка из мультфильмов, марши и ансамбли. Почему именно эти музыкальные жанры? Например, песни сопровождаются словами. Этот музыкальный жанр понятен и близок детям. Большей частью они лирические и мелодичные, имеют композиционную четкость, законченность мысли и фразы. На моих уроках ученики всегда поют. Маршевая музыка тоже очень нравится детям. Они знают ее предназначение. Моя задача расширить эти познания. Мы двигаемся под марш, добиваемся четкости движений, говорим о темповом и динамическом разнообразии, об инструментах, на которых чаще всего исполняются марши.

На начальном этапе обучения для закрепления нотной грамоты и выработки практических умений, я выбираю легкие одноголосные примеры, По мере развития и усвоения пианистических приемов игры музыкальные примеры постепенно усложняю. При выборе музыкального материала для учащихся 1-2 года обучения считаю нецелесообразным использовать в работе пьесы, где встречаются широкие интервалы или октавы.

Каждый ребенок – это личность со своими индивидуальными особенностями. Все учащиеся имеют абсолютно разные музыкальные, физиологические и личностные особенности. Например, есть в моем классе учащиеся со “скромными” музыкальными, исполнительскими способностями и психофизическими возможностями (слабые моторика, память, реакция, эмоциональность). Для таких детей я выбираю одночастные по объему, но яркие по образу произведения в основном из сборников И. Корольковой «Крохе – музыканту» 1 и 2 часть, О. Геталовой «В музыку с радостью». Н.Тороповой, популярные детские песни. Эти пьесы небольшие и несложные по объёму (от 8 до 16 тактов) с простым ритмическим рисунком, без пунктиров и синкоп, с короткими мотивами (по 2 - 4 ноты), разнообразной динамикой и хорошо запоминающейся мелодией. Для приобретения навыков интонирования, умения исполнять произведения канителенного характера в работе использую следующие пьесы: Д.ЛьвовКомпанеец «Колыбельная», Д.Штейбельт «Адажио», Е.Поплянова «Облака плывут», «Снежная нежность», С.Майкапар «Сказочка», соч.28 №10. и др. Для развития и закрепления пианистических навыков игры в качестве рабочего материала использую произведения Н.Тороповой из сборника «Музыкальные зарисовки». Многие пьесы из этого сборника имеют заголовок. Например: «Полька для медвежонка», «Колыбельная для Нади», «Баба-Яга», «Мы идем и поем». Основу репертуара 3-го года обучения составляют образные и характерные пьесы и этюды Л.Шитте, Г.Беренса соч.№70., Е.Гнесина, А.Гедике, К.Черни. Современная нотная литература знакомит обучающихся с музыкой разных композиторов. В ней есть все необходимое для успешного обучения игре на фортепиано. В основном пианистическая база опирается на классический репертуар. Но воспитание на классических произведениях вырабатывает у учащихся односторонность слуха, внедряя в их сознание слуховой стереотип. Современная музыка с её своеобразным ритмом и необычным звучанием воспринимается как фальшь. Учеников необходимо знакомить с современным звучанием музыки. Для расширения слуховых представлений и воспитания чувства ритма необходимо включать в репертуар произведения современных авторов.

В заключение хочу добавить, что на сегодняшний день мы имеем огромные возможности для выбора нотного репертуара. К ним относятся многочисленные сайты музыкальных издательств, странички педагогических форумов и журналов. В них можно найти много полезной методической литературы и новые произведения. Для работающего преподавателя важным является знание методик и сборников разных композиторов. Только в этом случае он сможет выбрать из всего разнообразия самое лучшее и ценное для ученика.


Список литературы:

1. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.

2. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М.: Советский композитор, 1979.

3.Артоболевская А. Д. «Первая встреча с музыкой». СПб.: Композитор , 1992.

4. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – Москва: Музыка, 1978.






















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации