Урок как основное звено педагогического процесса в классе специального фортепиано ДШИ и ДМШ

5
0
Материал опубликован 12 August 2020 в группе
«Урок – как основное звено педагогического процесса в классе специального фортепиано ДШИ и ДМШ»







Преподаватель МБУДО «ДШИ №1

города Рассказово Тамбовской области»

Толстова Ольга Валерьевна







«Музыкальное воспитание - это не

воспитание музыканта, а прежде всего человека».

(В.А. Сухомлинский)

На протяжении всей своей педагогической деятельности, мне как преподавателю специального фортепиано довелось работать с детьми, имеющими разные способности и отношение к предмету.

« В каждом ребенке солнце, только дайте ему светить». ( Сократ)

Каждый ребенок желает чему - то научиться, что – то умеет делать лучше других, но каждый ребенок индивидуален по – своему.

Есть хорошее высказывание И.Гофмана: «Никакое правило или совет, данные одному, не могут подойти никому другому, если не пройдут сквозь сито его собственного ума и не подвергнутся в этом процессе таким изменениям, которые сделают их пригодным для данного случая».

Почему некоторые дети считаются трудными для учителя? Ребенок способен глубоко переживать, осознавать нарушение норм, но он не всегда умеет предвидеть отрицательный результат своих действий. Вывод: в одном коллективе он изгой, среди своих сверстников ему нет поддержки, среди учителей – открытая нелюбовь. И тогда, только в маленьком кабинете, ребенок чувствует себя защищенным наедине с педагогом и музыкой. Задача учителя по специальности – проявить максимальную открытость, дать поверить в себя.

Педагог, у которого в классе обучаются трудные, слабые, не перспек- тивные в области музыкального образования дети, должен обладать особым чувством такта и повышенного внимания к детям, которые не достаточно организованы, не имеют высокого чувства ответственности. Задача такого педагога - суметь заинтересовать ребенка. Для этого предполагается особый педагогический репертуар, уделяется большее внимание свободному музицированию, игре в ансамбле и аккомпанементу. На каждом уроке, даже за самый маленький успех, такой ребенок получает похвалу. Сложным моментом для таких детей является экзамен, а вот выступления перед большой публикой, не всегда, но часто, вселяет веру в свои силы, возможности, даже если это выступление было не совсем удачным. Перед каждым публичным выступлением, стараюсь успокоить своих «трудных» учеников, прошу их играть для меня, говорю, что верю в их силы и возможности.

Один из главных результатов занятий – формирование школьников активного отношения к урокам музыки, к самой музыке. Применение различных форм и методов индивидуализации и дифференциации на уроках музыки способствует достижению цели приобщения учащихся к музыкальной культуре. Эта цель реализуется на основе ряда ведущих задач музыкального обучения.

Первая задача – пробуждение и развитие интереса к музыке, к урокам музыки. Её решению способствует формирование эмоциональной отзывчивости, прежде всего на основе восприятия музыкального образа, а также с помощью живого, увлекательного слова учителя.

Осуществление этой задачи обеспечивается: включением в программу ярких, высокохудожественных, доступных детям произведений (и, соответственно, исключением из нее каких – либо упражнений, лишенных музыкального образа), увлекательных «биографий» этих произведений, помогающих установить непосредственную связь музыки с жизнью, выявляющих ее воспитательное воздействие;

новым методом музыкального обучения – методом эмоциональной драматургии, который способствует организации урока музыки как урока искусства.

Вторая задача, неразрывно связанная с первой – это систематическое развитие осознанного восприятия музыки, художественного мышления школьников. Она реализуется благодаря усвоению тематического содержания программы, основу которого составляют закономерности музыкального искусства.

Эта задача обеспечивается методом музыкальных обобщений.

Третья задача, реализуемая одновременно с первыми двумя и невозможна без них – это развитие разностороннего музыкального слуха учащихся: интонационного, ритмического, тембрового, ладового, гармонического и т.д. Она решается не только в процессе слушания произведений, но и собственного исполнения музыки учащимися – в пении, в игре на музыкальных инструментах, в разного рода музыкальных импровизациях.

Решением третьей задачи включает в себя формирование исполнительских навыков учащихся. Организация детского исполнительства опирается на процесс эмоционального и одновременно осознанного восприятия музыки и предусматривает применение нового метода – проявления знаний в процессе музицирования.

Поэтому на уроках уже с начального периода, наряду с обычной работой, как нам представляется, должно быть отведено время на исполнение (как небольшое выступление). Пусть сначала это время будет очень небольшим, произведения – короткими и легкими, а качество исполнения – недостаточно высоким. Однако нужно стремиться, чтобы с течением времени эта часть урока приобретала все большее значение с тем, чтобы, в конце концов, исполнение на достаточно высоком уровне (и наизусть) стало основным, привычным условием, требованием, предъявленным к ученику.

«Это явится свидетельством созревания исполнительской индивидуаль- ности ученика, - подчеркивает Е.М.Тимакин, - его умения самостоятельно работать; это будет также показателем главного успеха в работе преподавателя».

Л.Н.Толстой сказал: «Люди – как реки: вода во всех одинаковая, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая…».

Нельзя забывать, что наряду с систематической работой по приобретению музыкально-пианистических навыков и разучиванию произведений на уроке, нужно еще просто играть, исполнять уже выученные и сданные произведения. «В таком исполнении (музицировании), - убежден Е.М.Тимакин, - все приемы закрепляются, становятся естественными, и задачи двигательно-технические сливаются с художественно-музыкальными».

Важная задача исполнителя – выявление самых существенных черт художественного образа. Они должны быть раскрыты особенно рельефно, выпукло, заостренно. И притом настолько естественно, в такой художественно убедительной форме, чтобы слушателю не казалось, что они ему навязываются.

«Учить пьесу нужно с помощью рентгена, но не фотоаппарата, - с характерным ему живым своеобразием»,- считал Н.Е.Перельман. Вслушивание в музыкальный язык сочинения – это процесс поиска смысла художественного повествования, раскрытия его эстетической ценности.

Музыка – искусство, развертывающееся во времени. Поэтому вопросы развития приобретают в ней особое значение.

«При выявлении развития надо учитывать все элементы выразительности в их взаимодействии и в то же время, - рекомендует А.Д.Алексеев, - осознать относительное значение с тем, чтобы приучить ученика в первую очередь сосредотачивать внимание на самом существенном».

Уже первое прочтение текста не должно быть бессмысленным чтением по слогам, как не может оно быть и равнодушным: надо вникать в связи и сопряжения музыкально-выразительных средств, вслушиваться в интонационный и гармонический строй произведения – творить в своем воображении художественный образ.

«Слышание наперед» и немедленной проверки слухом – вот чего Голубовская добивалась от своих учеников. Она использовала следующую аналогию: «Читая литературный текст, мы сразу улавливаем не только значение слов, но их соотношения, рождающие идею и эмоциональный смысл. Музыкальный язык не состоит из известных готовых слов. Но закономерности лада, интонации и ритма создают понятный нам круг звукосочетаний – понятный тем больше, чем больше музыки мы знаем. Все музыкальные произведения так или иначе связаны между собой – кругом интонаций, гармоническими закономерностями, ритмическим складом и т.д. Но каждое неповторимо в ряду схожих, родственных. Чем больше таких рядов нам знакомо, тем легче доходит до нас идейная и эмоциональная значимость языка каждого нового произведения, тем ярче выявляются его индивидуальные особенности».

Б.Е.Милич признает: «Ученик младших классов самостоятельно может обнаружить «трудное место» в произведение, реже – определить в чем его сложность, и еще реже – найти пути ее преодоления. Все эти три компонента методико-психологической установки («где», «почему», «как»),- уверен Борис Евсеевич, - должны быть всегда в распоряжении педагога в период выработки учеником самостоятельных навыков».

«Чем тщательнее вникнем в содержание музыкального произведения с точки зрения интонации, ритма, гармонии, регистровки и педали, - говорила Н.И.Голубовская, - тем ближе мы подойдем к пониманию формы произведения: нам даже ее искать не придется, она откроется нам сама».

Триединство музыкального искусства: сочинение – исполнение – восприятие – должно познаваться учащимися практически.

С самого начала педагогу следует развивать и совершенствовать в своих учениках внутреннее ощущение музыки. Важно интенсивно «погружать» ученика в музыку, «заражать» ею, приучать слышать произведения, говорить с ними о них. Со временем на смену навыкам слушания, умению почувствовать настроение небольшой пьесы приходят более сложные навыки: узнавание повторяющихся музыкальных тем-образов, различение контрастных тем, осознание структурных элементов и т.д..

Лучшие педагоги всех времен и народов стремились создать такую школу, которая позволила бы ребенку раскрыться во всем своем своеобразии, во всей полноте его неповторимых задатков и способностей.

Комплексное музыкальное воспитание, творческие методы обучения начинающего пианиста применимы к любому ребенку. Разница лишь в том, что музыкантом-профессионалом может стать высокоодаренный ученик, в то время как подавляющее большинство учащихся становятся музыкантами-любителями.

К сожалению, слишком часто ещё в стенах ДШИ у детей гаснет первоначальный импульс заинтересованности в музыке и желание музицировать; возникают противоречия между ограниченным набором педагогического репертуара и приёмов и актуальными повседневными музыкальными потребностями и интересами современного школьника.

Все проходящее, только музыка вечна… Эта фраза может быть и вызывает у кого-то сомнения или снисходительную улыбку, но если возвести понятие «музыка» на пьедестал общечеловеческих ценностей, то мало кто будет оспаривать утверждение, что там ей и место. Значение музыки в жизни человека столь велико, что абсолютно бесспорно. Те средства, которыми владеет учитель музыки, позволяют не всем детям, но хотя бы тем, кто восприимчив к музыке, создать условия на уроках и вне урока для того, чтобы любой подросток оценил и выбрал для себя нравственный вариант жизни. В этих условиях резко возрастает роль творческой активности педагога, его репертуарных и методических поисков.

Принципы и методы современной творческой педагогики должны способствовать решению многообразных задач воспитания музыканта в процессе обучения игре на фортепиано: стимулирования активного, заинтересованного отношения к музыке, желания музицировать и творчески самовыражаться с помощью фортепиано, исполнительски овладевать всем разнообразием исторических и современных пластов фортепианной литературы, развивать художественный вкус и эрудицию во всем разнообразии жанров и стилей музыки народной, академической и популярной.

В заключение своего выступления хотелось бы отметить, что в моей практике были дети, которые воспитывались в условиях учреждения интернатного типа. Это очень интересные и талантливые ребята. Характер не простой, но мне удавалось расположить их к себе не только для занятий, но прежде всего для открытого общения. Они охотно участвовали в мероприятиях внутри данного учреждения, а также активно принимали участие в фестивалях-конкурсах регионального уровня и занимали призовые места.

Педагог должен быть авторитетом для своих учеников. Очень грамотно организовывать творческую работу с ребёнком. Ведь «педагог – это человек, который умеет слушать другого человека и понимать каждый характер» (Ф. Вигдорова).



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации