Практическое занятие «Решаем конфликты правильно»

6
0
Материал опубликован 3 June 2021

Практическое занятие «Решаем конфликты правильно»


Цель: обучение детей умению распознавать конфликт и благополучно выходить из конфликтных ситуаций.

Задачи:

1. Способствовать формированию у обучающихся представления о конфликте, развитию у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находить способы их разрешения.

2. Развивать индивидуальность и субъективность детей, обогащать жизненный опыт, творческие и коммуникативные способности.

Форма проведения: групповая.

Участники: обучающиеся 5 – 6 классов.

Продолжительность: 45 минут

Ход занятия:

Содержание

Время

Материалы, инструменты, оборудование

1

Введение.

Можно ли обойтись без ссор?

Почему возникают ссоры?

Что же такое конфликт?

Дети выдвигают свои гипотезы.

5 мин.


2

Психологический тест.

- Во время конфликтных ситуаций мы ведем себя по-разному. Выделяют 5 типов поведения в конфликте.

- Как вы думаете, какую позицию занимаете вы во время ссоры чаще всего? Прикрепите “синий квадратик” со своим именем под соответствующим символом.

Дети прикрепляют “синий кружок”.

- А теперь проверим, выполнив тест.

Далее идет обсуждение о совпадение своего выбора и результатов теста.

10 мин.

Иллюстрации с животными и подписями к ним (приложение 1), синие кружочки;

Тест (приложение 2)

3

Обсуждение причин возникновения конфликтов

- Назовите мне, пожалуйста, какие вы знаете причины возникновения конфликтов?

Дети перечисляют причины возникновения конфликтов. На доску закрепляются заготовки «причины возникновения конфликтов».

Основные причины возникновения конфликтов:

- неумение слушать,

- непонимание;

- неумение договориться;

- несдержанность.

5 мин.

Заготовки с причинами конфликтов (приложение 3)

4

Работа в группах по решению конфликтных ситуаций

Каждая группа получает рабочий лист (Инструкция + ситуация).

- Прочитайте предложенную вам ситуацию.

- Предложите разные способы поведения в данной ситуации и выберите лучший.

- Определите тип поведения.

Каждая группа зачитывает свою ситуацию. При определении типа поведения возвращаемся к иллюстрациям с животными.

Лучший способ разрешения данной ситуации выделяется (например, звёздочкой).

10 мин.

Варианты конфликтных ситуаций (приложение 4)

5

Упражнение «Ладошки»

- Лучший способ для решения конфликтных ситуаций необходим, чтобы мы жили дружно. Чтобы жить дружно, мы используем свои лучшие качества.

- Напишите на “ладошке” качество, которое вам помогает дружить.

- Прикрепите свои «ладошки» на доску с продолжение фразы «Мне помогает дружить …». Каждый ребенок называет то качество, которое он написал.

5 мин.

Шаблон ладошек, магнитики

6

Определение правил решения конфликтных ситуаций.

- Когда же конфликт будет разрешен?

- Когда достигнута цель.

- Когда сохранены хорошие отношения (на доске появляются эти фразы).

- Что же надо делать, чтобы разрешить конфликт?

Дети предлагают свои варианты разрешения конфликта.

Правила поведения в конфликте

(записываются детские варианты и вывешиваются на доске):

выслушай другого

старайся понять интересы другого

не используй оскорблений

не повышай голос

доказывай свое мнение

найди то, с чем ты сможешь согласиться в позиции другого

возьми тайм-аут

привлекай авторитетного посредника…

5 мин.


7

Подведение итогов.

Сегодня мы с вами познакомились с понятиями конфликт, определили причины возникновения конфликтов, а также научились их решать мирным путём.

Мы поняли, что в обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

2 мин.


8

Рефлексия занятия.

- Считаете ли вы обсуждение этой темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях? Ребята поднимают кружочки

- Зелёный "ДА"

- Жёлтый "СОМНЕВАЮСЬ"

- Красный "НЕТ"

А вам всем маленький сюрприз - мандарин. Мы делили мандарин, много нас, а он один!

Я желаю вам разделить его без конфликта.

3 мин.

Кружочки зелёного, желтого, красного цвета

Мандарин




Приложение 1

Черепаха

t1622704704aa.jpg

Акула

t1622704704ab.jpg

Медведь

t1622704704ac.jpg

Лиса

t1622704704ad.jpg

Сова

t1622704704ae.jpg

Не общаться









Быть сильным Уступить Ты – мне,
я – тебе
Сотрудничество

Приложение 2

Тест «Кто ты в конфликте?»

Перед вами бланк ответов. Если вы чаще действуете так, то в бланке ответов напротив номера утверждения ставите знак плюс. (Ведущий зачитывает вопросы теста, дает детям время на обдумывание и ответ, также вопросы можно выводить на экран не только для слухового, но и для зрительного восприятия).

Когда конфликт в классе, я:

1. Прошу ребят остановиться

2. Стараюсь, чтобы отнеслись к конфликту спокойно

3. Помогаю ребятам понять друг друга

4. Пытаюсь растащить ребят

5. Пусть конфликт разрешится сам

6. Нахожу «зачинщика»

7. Ищу причину, из-за которой возник конфликт

8. Ищу компромиссное решение

9. Обращаю все в шутку

10. Говорю: не делайте «шума из ничего»

11. Заставляю прекратить и извиниться

12. Вдохновляю на поиск другого решения

13. Помогаю им решить, от чего стоит отказаться

14. Стараюсь переключить внимание

15. Не мешаю «сражаться», пока кто-нибудь не победит

16. Ссылаюсь на правила поведения

17. Предлагаю несколько вариантов решения на выбор

18. Помогаю всем почувствовать себя комфортнее

19. Отвлекаю от конфликта каким-либо другим делом

20. Говорю, что личные проблемы должны решаться вне школы.

Бланк для ответов

А

Б

В

Г

Д

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

сумма

сумма

сумма

сумма

сумма



Результаты диагностики:

Ведущий: Теперь давайте посчитаем сумму баллов в каждой колонке и выясним, в колонке с какой буквой у вас получилось наибольшее количество баллов (учащиеся подсчитывают баллы). Если количество баллов одинаковое в нескольких колонках, то вы можете действовать по-разному в зависимости от ситуации. Например, дома вы ведете себя как черепаха, а в школе как акула.

(Ведущий оглашает полученные результаты. В зависимости от количества оставшегося времени, описание результатов можно сократить, выбирая самое необходимое и наиболее доступное).

Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке Д, то ваше поведение похоже на поведение черепахи, которая в момент опасности прячется в свои панцирь. Тактический девиз «Черепахи» – «Оставьте мне немножко и не трогайте меня». Ваш способ поведения в конфликте – уход, избегание. Стратегия избегания характеризуется стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной.

Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке Г, то ваше поведение похоже на поведение плюшевого мишки. Такая стратегия называется приспособление.   Человек, придерживающийся данной стратегии, также стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. В отличие от стратегии борьбы в стратегии уступки предпочтение отдается межличностным отношениям.
Основной принцип поведения: «Все, что Вы хотите – только давайте жить дружно». Это установка на доброжелательность за счет собственных потерь. Важно иметь в виду, что стратегия уступки оправданна в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В этом случае она ведет к временному перемирию, является важным этапом на пути положительного разрешения конфликтной ситуации.

Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке В, то ваше поведение похоже на поведение лисы. Стратегия поведения называется компромисс. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.
Стратегия компромисса не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию. «Лиса» действует по принципу: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить».

  Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке А, то ваше поведение похоже на поведение акулы в момент ее нападения. Эта стратегия называется доминирование, борьба, соперничество. Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «прет напролом». 

  Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке Г, то ваша стратегия сотрудничество, похоже на поведение совы. Данная стратегия характеризуется высоким уровнем направленности, как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Являясь одной из самых сложных стратегий, сотрудничество отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю... А Вы?».




Приложение 3


неумение слушать

непонимание

неумение договориться

несдержанность










Приложение 4

Варианты конфликтных ситуаций:

Ситуация № 1.Кто-то из ребят посмеялся над твоим рисунком, сказав.


Ситуация № 2. Учитель предложил выбрать командира в каждой группе. В одной группе голоса разделились, на роль командира претендуют двое.


Ситуация № 3. Твой друг взял у тебя книгу и обещал вернуть завтра – она нужна на уроке, но забыл ее дома.


Ситуация № 4. Подруга (друг) рассказала всему классу секрет, который ты ей доверил.


Ситуация № 5. Вы с другом договорись о встречи, а он не пришёл.


Ситуация № 6. На празднике кто-то занял место рядом с твоим лучшим другом, а вам так хочется сидеть вместе.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.