Практическое занятие «Решаем конфликты правильно»
Практическое занятие «Решаем конфликты правильно»
Цель: обучение детей умению распознавать конфликт и благополучно выходить из конфликтных ситуаций.
Задачи:
1. Способствовать формированию у обучающихся представления о конфликте, развитию у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находить способы их разрешения.
2. Развивать индивидуальность и субъективность детей, обогащать жизненный опыт, творческие и коммуникативные способности.
Форма проведения: групповая.
Участники: обучающиеся 5 – 6 классов.
Продолжительность: 45 минут
Ход занятия:
№ | Содержание | Время | Материалы, инструменты, оборудование |
1 | Введение. – Можно ли обойтись без ссор? – Почему возникают ссоры? – Что же такое конфликт? Дети выдвигают свои гипотезы. | 5 мин. | |
2 | Психологический тест. - Во время конфликтных ситуаций мы ведем себя по-разному. Выделяют 5 типов поведения в конфликте. - Как вы думаете, какую позицию занимаете вы во время ссоры чаще всего? Прикрепите “синий квадратик” со своим именем под соответствующим символом. Дети прикрепляют “синий кружок”. - А теперь проверим, выполнив тест. Далее идет обсуждение о совпадение своего выбора и результатов теста. | 10 мин. | Иллюстрации с животными и подписями к ним (приложение 1), синие кружочки; Тест (приложение 2) |
3 | Обсуждение причин возникновения конфликтов - Назовите мне, пожалуйста, какие вы знаете причины возникновения конфликтов? Дети перечисляют причины возникновения конфликтов. На доску закрепляются заготовки «причины возникновения конфликтов». Основные причины возникновения конфликтов: - неумение слушать, - непонимание; - неумение договориться; - несдержанность. | 5 мин. | Заготовки с причинами конфликтов (приложение 3) |
4 | Работа в группах по решению конфликтных ситуаций Каждая группа получает рабочий лист (Инструкция + ситуация). - Прочитайте предложенную вам ситуацию. - Предложите разные способы поведения в данной ситуации и выберите лучший. - Определите тип поведения. Каждая группа зачитывает свою ситуацию. При определении типа поведения возвращаемся к иллюстрациям с животными. Лучший способ разрешения данной ситуации выделяется (например, звёздочкой). | 10 мин. | Варианты конфликтных ситуаций (приложение 4) |
5 | Упражнение «Ладошки» - Лучший способ для решения конфликтных ситуаций необходим, чтобы мы жили дружно. Чтобы жить дружно, мы используем свои лучшие качества. - Напишите на “ладошке” качество, которое вам помогает дружить. - Прикрепите свои «ладошки» на доску с продолжение фразы «Мне помогает дружить …». Каждый ребенок называет то качество, которое он написал. | 5 мин. | Шаблон ладошек, магнитики |
6 | Определение правил решения конфликтных ситуаций. - Когда же конфликт будет разрешен? - Когда достигнута цель. - Когда сохранены хорошие отношения (на доске появляются эти фразы). - Что же надо делать, чтобы разрешить конфликт? Дети предлагают свои варианты разрешения конфликта. Правила поведения в конфликте (записываются детские варианты и вывешиваются на доске): – выслушай другого – старайся понять интересы другого – не используй оскорблений – не повышай голос – доказывай свое мнение – найди то, с чем ты сможешь согласиться в позиции другого – возьми тайм-аут – привлекай авторитетного посредника… | 5 мин. | |
7 | Подведение итогов. Сегодня мы с вами познакомились с понятиями конфликт, определили причины возникновения конфликтов, а также научились их решать мирным путём. Мы поняли, что в обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. | 2 мин. | |
8 | Рефлексия занятия. - Считаете ли вы обсуждение этой темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях? Ребята поднимают кружочки - Зелёный "ДА" - Жёлтый "СОМНЕВАЮСЬ" - Красный "НЕТ" А вам всем маленький сюрприз - мандарин. Мы делили мандарин, много нас, а он один! Я желаю вам разделить его без конфликта. | 3 мин. | Кружочки зелёного, желтого, красного цвета Мандарин |
Приложение 1
Черепаха | Акула | Медведь | Лиса | Сова |
Не общаться | Быть сильным | Уступить | Ты – мне, я – тебе | Сотрудничество |
Приложение 2
Тест «Кто ты в конфликте?»
Перед вами бланк ответов. Если вы чаще действуете так, то в бланке ответов напротив номера утверждения ставите знак плюс. (Ведущий зачитывает вопросы теста, дает детям время на обдумывание и ответ, также вопросы можно выводить на экран не только для слухового, но и для зрительного восприятия).
Когда конфликт в классе, я:
1. Прошу ребят остановиться
2. Стараюсь, чтобы отнеслись к конфликту спокойно
3. Помогаю ребятам понять друг друга
4. Пытаюсь растащить ребят
5. Пусть конфликт разрешится сам
6. Нахожу «зачинщика»
7. Ищу причину, из-за которой возник конфликт
8. Ищу компромиссное решение
9. Обращаю все в шутку
10. Говорю: не делайте «шума из ничего»
11. Заставляю прекратить и извиниться
12. Вдохновляю на поиск другого решения
13. Помогаю им решить, от чего стоит отказаться
14. Стараюсь переключить внимание
15. Не мешаю «сражаться», пока кто-нибудь не победит
16. Ссылаюсь на правила поведения
17. Предлагаю несколько вариантов решения на выбор
18. Помогаю всем почувствовать себя комфортнее
19. Отвлекаю от конфликта каким-либо другим делом
20. Говорю, что личные проблемы должны решаться вне школы.
Бланк для ответов
А | Б | В | Г | Д |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
сумма | сумма | сумма | сумма | сумма |
Результаты диагностики:
Ведущий: Теперь давайте посчитаем сумму баллов в каждой колонке и выясним, в колонке с какой буквой у вас получилось наибольшее количество баллов (учащиеся подсчитывают баллы). Если количество баллов одинаковое в нескольких колонках, то вы можете действовать по-разному в зависимости от ситуации. Например, дома вы ведете себя как черепаха, а в школе как акула.
(Ведущий оглашает полученные результаты. В зависимости от количества оставшегося времени, описание результатов можно сократить, выбирая самое необходимое и наиболее доступное).
Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке Д, то ваше поведение похоже на поведение черепахи, которая в момент опасности прячется в свои панцирь. Тактический девиз «Черепахи» – «Оставьте мне немножко и не трогайте меня». Ваш способ поведения в конфликте – уход, избегание. Стратегия избегания характеризуется стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной.
Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке Г, то ваше поведение похоже на поведение плюшевого мишки. Такая стратегия называется приспособление. Человек, придерживающийся данной стратегии, также стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. В отличие от стратегии борьбы в стратегии уступки предпочтение отдается межличностным отношениям.
Основной принцип поведения: «Все, что Вы хотите – только давайте жить дружно». Это установка на доброжелательность за счет собственных потерь. Важно иметь в виду, что стратегия уступки оправданна в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В этом случае она ведет к временному перемирию, является важным этапом на пути положительного разрешения конфликтной ситуации.
Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке В, то ваше поведение похоже на поведение лисы. Стратегия поведения называется компромисс. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.
Стратегия компромисса не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию. «Лиса» действует по принципу: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить».
Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке А, то ваше поведение похоже на поведение акулы в момент ее нападения. Эта стратегия называется доминирование, борьба, соперничество. Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «прет напролом».
Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке Г, то ваша стратегия сотрудничество, похоже на поведение совы. Данная стратегия характеризуется высоким уровнем направленности, как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Являясь одной из самых сложных стратегий, сотрудничество отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю... А Вы?».
Приложение 3
неумение слушать |
непонимание |
неумение договориться |
несдержанность |
Приложение 4
Варианты конфликтных ситуаций:
Ситуация № 1.Кто-то из ребят посмеялся над твоим рисунком, сказав. |
Ситуация № 2. Учитель предложил выбрать командира в каждой группе. В одной группе голоса разделились, на роль командира претендуют двое. |
Ситуация № 3. Твой друг взял у тебя книгу и обещал вернуть завтра – она нужна на уроке, но забыл ее дома. |
Ситуация № 4. Подруга (друг) рассказала всему классу секрет, который ты ей доверил. |
Ситуация № 5. Вы с другом договорись о встречи, а он не пришёл. |
Ситуация № 6. На празднике кто-то занял место рядом с твоим лучшим другом, а вам так хочется сидеть вместе. |