Решаем проектную задачу по математике

3
0
Материал опубликован 18 May 2022

«Иван-царевич и Леший»

Пошел было Иван-царевич куда глаза глядят искать Василису Прекрасную. Навстречу ему Леший.

Знаю, – говорит, я дорогу в Кощеево царство, случалось, ходил туда. Всего, что было, – не помню, но шел я четыре дня и четыре ночи. Первый день и ночь – прямой дорогой на север до царства водяного. Так прошел я треть всего пути. Потом повернул на восток, продирался сутки лесом и прошел в двое меньше, чем в первые сутки. И третьи сутки шел лесом, уже на юг и прошел столько же сколько и во вторые сутки. Вышел на ровную дорогу, ведущую на запад. Прошагал по ней сутки сто верст и попал в Кощеево царство. Ты ходок такой же резвый, как и я, иди, Иван-царевич. Глядишь, на пятый день будешь в гостях у Кощея.

Нет, – ответил Иван-царевич, – если все так, как ты говоришь, то уже завтра я увижу мою Василису Прекрасную.

Прав ли Иван-царевич?

Описание проектной задачи

Друзья! Вам предстоит проверить утверждение Ивана-царевича из этой сказки, что Василису Прекрасную он может уже увидеть завтра, после разговора с Лешим и обосновать правильность сказанного царевичем. Для проверки вам следует сделать соответствующие расчеты и нарисовать карту передвижения Лешего и Ивана-царевича.

Вы располагаете следующими материалами:

- информация № 1 познакомит вас с характеристиками героев нашей задачи;

- информация № 2 для перевода старорусских мер длины в современные метрические.

Информация № 1

Василиса Прекрасная (Премудрая)

Этот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. Само имя «Василиса» можно перевести с греческого как «царственная» (поэтому иногда она Царь-девица). Эта девушка показывает читателю, что представляет собой главный герой, а именно – испытывает его. По мнению исследователя русского фольклора Владимира Проппа, ее действия отражают переход власти от тестя к зятю через женщину (дочь). Так, борьба за престол между молодым парнем и старым царем есть явление историческое. Вот почему в сказках так мало говорится о характере невесты.

Иван-царевич

Это мифологизированный образ главного героя русских народных сказок. Его деяния — образец достижения наивысшего успеха. По повелению или по собственному долгу Иван Царевич призван выполнять некую опасную и сложную задачу, связанную с риском и геройством, и при этом он проходит через такие испытания, которые и делают его достойным статуса «царевича». Упоминание о нем как о сказочном персонаже зафиксировано в литературе в конце XVIII—начале XIX века.

Леший

В общих чертах – могущественный лесной дух. Однако целостный образ собрать сложно. То он предстает в виде живого дерева, то оборачивается зверем, а то и вовсе, неопределенным антропоморфным существом. Согласно легендам, леший умеет менять свой рост, голос и внешний облик. Кроме того, он может становиться невидимым и обладает большой физической силой. Почти всегда его появление сопровождается ветром. Отношение к данному персонажу всегда было двойственным. С одной стороны, его причисляли к нечистой силе, а с другой – называли хозяином леса, который всегда поступает справедливо.

Кощей-Бессмертный

Могущественный чародей, что позволяет назвать его прототипом жрецов. Всегда злой и богатый, чахнущий над златом с goldadvert.com. Кощей (от слова «кость») – фактически живой скелет, который почти невозможно убить. Так, его смерть спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах.



Информация № 2

Русская мера

Метрическая мера

Пядь

17,78 см

Вершок

4,445 см

Аршин

0,7112 м

Локоть

45 см

Сажень

2,134 м

Верста

1066,8 м



t1636724515aa.png

ЗАДАНИЯ

Задания № 1 Леший, Иван-царевич, Василиса Прекрасная, Кощей Бессмертный – это герои русских народных сказок.

Используя любые источники информации:

а) определите в данном перечне имена тех героев сказок, которые относятся к русским народным: Кикимора, Пиноккио, Водяной, царь Берендей, Дюймовочка, Русалка, Котигорошко, Ходжа Насреддин, Шахерезада.

б) дайте определение одного из выбранных вами героя, расскажите, чем он известен.



Задания № 2 Изучите таблицу старорусских мер длины и сделайте следующие задания.

а) Выбери среди старинных мер единицы длины:


А) ведро; Б) аршин; В) пуд; Г) перст.


б) Выбери самую большую длину:


А) «Как аршин проглотил»;

Б) «Косая сажень в плечах»;

В) «Не отдать ни пяди земли».


в) Определите рост и длину ушей Конька-горбунка.


По исходе же трех дней,

Двух рожу тебе коней –

Да таких, каких поныне

Не бывало и в помине,

Да еще рожу конька,

Ростом только в три вершка

На спине с двумя горбами,

Да с аршинными ушами


П.П. Ершов, «Конек – горбунок»


г) Измерьте рост членов свой группы, выразите рост в вершках (за вершок возьмите 4,5см), заполните таблицу.



Задания № 3 Сколько верст прошел Леший? Прочитайте внимательно задачу. Вычислите какое расстояние прошел Леший. Нарисуйте его путь на карте. Переведите данное расстояние в километры.

Задание № 4 Выполнив задание № 3, обоснуйте, прав ли Иван-царевич, что на завтра он может увидеть Василису Прекрасную. Просчитайте, сколько верст намерен пройти Иван. Добавьте на карте путь царевича и переведите это расстояние в километры.

t1636724515ab.png

Команда ___

Лист планирования и решения заданий


Проблема _________________________________________________________________

Цель _____________________________________________________________________

Распределение обязанностей:

Название должности

ФИ ответственного

Отметка о выполнении (+/ – )

Руководитель проекта



Специалист по чтению вслух



Специалист по решению математических задач



Художник-оформитель



Картограф



Специалист по защите проекта










Задание № 1. а)

б)







Задание № 2 а)

б)

в)

г)

ФИ

Вершок, см

Рост в см

Рост в вершках




4,5 см





















Задание № 3 а) карта

б) расчёты













Задание № 4 а) карта

б) расчёты








в) Вывод:





Рефлексия. Заполните таблицу.


+









Интересно




«+» — все, что понравилось на уроке

«-» — все, что показалось бесполезным, скучным и не увлекательным

«Интересно» — что привлекло, заставило задуматься и вызвало новые вопросы






Протокол проведения школьного конкурса


Эксперт (ФИО) __________________________________________________________________________


Оценка во время работы

Критерий


Балл

1

Цель

0 баллов – уточнение цели и выбор формы представления в команде не обсуждается

1 балл – в команде принял решение лидер без обсуждения с членами группы

2 балла – команда обсудила форму представления проекта совместно и поставила цель


2

Планирование

0 баллов - план работ в группе не обсуждается или полностью отсутствует

1 балл – планирование нечеткое, интуитивное или составлено лидером команды

2 балла – есть план работы, обсужденный всей командой


3

Распределение обязанностей

0 баллов - Распределения функций не было, каждый действовал «сам по себе»

1 балл – Часть учеников оказались вне общего дела, часть – выполняла свою часть работы

2 балла – У каждого ученика было свое задание, свои обязанности


Оценка при защите проектных задач:

Критерий


Балл

1

Форма представления

2 б. – проект представлен креативно, логично, выступление полное, аргументированы ответы. Видно участие каждого члена команды.

1 б. – проект представлен креативно, но выступление не полностью отражает сделанную работу.

0 б. – проект представлен скромно и не отражает сделанную работу


2

Задание № 1

2 б. – задание выполнено верно, так же представлена дополнительная информация

1 б. – задание выполнено с 1-2 ошибками или дополнительная информация не представлена

0 б. – задание выполнено с большим количеством ошибок или не выполнено вообще


3.

Задание № 2

4 б. – тестовая часть выполнена верно, расчеты в таблице выполнены верно, использована дополнительная информация.

3б. – тестовая часть выполнена верно, в расчетах ошибка или есть ошибки в тестовой части, а расчеты верны.

2б. – только выполнена тестовая часть.

1 б – выполнено один или два пункта в тестовой части, расчеты неверны или не сделаны.

0 б. – задание выполнено неверно или не выполнено вообще


4.

Задание № 3

3 б. – Математическое решение задачи верное, с привлечением дополнительной информации и аргументированным решением. Карта заполнена верно.

2 б. – информация представлена, но нет обоснования правильности решения. Карта заполнена верно.

1 б. – решение не предоставлено, только устное обоснование, карта заполнена с ошибками.

0 б. – информация представлена скудно и нет обоснования правильности решения, карта заполнена неверно.


5.

Задание № 4

2 б. - карта заполнена верно, решение верное.

1 б. – решение частично верно, карта заполнена с незначительными ошибками

0 б. – неверное решение, карта не заполнена.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.