Решаем проектную задачу по математике
«Иван-царевич и Леший»
Пошел было Иван-царевич куда глаза глядят искать Василису Прекрасную. Навстречу ему Леший.
– Знаю, – говорит, я дорогу в Кощеево царство, случалось, ходил туда. Всего, что было, – не помню, но шел я четыре дня и четыре ночи. Первый день и ночь – прямой дорогой на север до царства водяного. Так прошел я треть всего пути. Потом повернул на восток, продирался сутки лесом и прошел в двое меньше, чем в первые сутки. И третьи сутки шел лесом, уже на юг и прошел столько же сколько и во вторые сутки. Вышел на ровную дорогу, ведущую на запад. Прошагал по ней сутки сто верст и попал в Кощеево царство. Ты ходок такой же резвый, как и я, иди, Иван-царевич. Глядишь, на пятый день будешь в гостях у Кощея.
– Нет, – ответил Иван-царевич, – если все так, как ты говоришь, то уже завтра я увижу мою Василису Прекрасную.
Прав ли Иван-царевич?
Описание проектной задачи
Друзья! Вам предстоит проверить утверждение Ивана-царевича из этой сказки, что Василису Прекрасную он может уже увидеть завтра, после разговора с Лешим и обосновать правильность сказанного царевичем. Для проверки вам следует сделать соответствующие расчеты и нарисовать карту передвижения Лешего и Ивана-царевича.
Вы располагаете следующими материалами:
- информация № 1 познакомит вас с характеристиками героев нашей задачи;
- информация № 2 для перевода старорусских мер длины в современные метрические.
Информация № 1
Василиса Прекрасная (Премудрая)
Этот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. Само имя «Василиса» можно перевести с греческого как «царственная» (поэтому иногда она Царь-девица). Эта девушка показывает читателю, что представляет собой главный герой, а именно – испытывает его. По мнению исследователя русского фольклора Владимира Проппа, ее действия отражают переход власти от тестя к зятю через женщину (дочь). Так, борьба за престол между молодым парнем и старым царем есть явление историческое. Вот почему в сказках так мало говорится о характере невесты.
Иван-царевич
Это мифологизированный образ главного героя русских народных сказок. Его деяния — образец достижения наивысшего успеха. По повелению или по собственному долгу Иван Царевич призван выполнять некую опасную и сложную задачу, связанную с риском и геройством, и при этом он проходит через такие испытания, которые и делают его достойным статуса «царевича». Упоминание о нем как о сказочном персонаже зафиксировано в литературе в конце XVIII—начале XIX века.
Леший
В общих чертах – могущественный лесной дух. Однако целостный образ собрать сложно. То он предстает в виде живого дерева, то оборачивается зверем, а то и вовсе, неопределенным антропоморфным существом. Согласно легендам, леший умеет менять свой рост, голос и внешний облик. Кроме того, он может становиться невидимым и обладает большой физической силой. Почти всегда его появление сопровождается ветром. Отношение к данному персонажу всегда было двойственным. С одной стороны, его причисляли к нечистой силе, а с другой – называли хозяином леса, который всегда поступает справедливо.
Кощей-Бессмертный
Могущественный чародей, что позволяет назвать его прототипом жрецов. Всегда злой и богатый, чахнущий над златом с goldadvert.com. Кощей (от слова «кость») – фактически живой скелет, который почти невозможно убить. Так, его смерть спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах.
Информация № 2
Русская мера | Метрическая мера |
Пядь | 17,78 см |
Вершок | 4,445 см |
Аршин | 0,7112 м |
Локоть | 45 см |
Сажень | 2,134 м |
Верста | 1066,8 м |
ЗАДАНИЯ
Задания № 1 Леший, Иван-царевич, Василиса Прекрасная, Кощей Бессмертный – это герои русских народных сказок.
Используя любые источники информации:
а) определите в данном перечне имена тех героев сказок, которые относятся к русским народным: Кикимора, Пиноккио, Водяной, царь Берендей, Дюймовочка, Русалка, Котигорошко, Ходжа Насреддин, Шахерезада.
б) дайте определение одного из выбранных вами героя, расскажите, чем он известен.
Задания № 2 Изучите таблицу старорусских мер длины и сделайте следующие задания.
а) Выбери среди старинных мер единицы длины:
А) ведро; Б) аршин; В) пуд; Г) перст.
б) Выбери самую большую длину:
А) «Как аршин проглотил»;
Б) «Косая сажень в плечах»;
В) «Не отдать ни пяди земли».
в) Определите рост и длину ушей Конька-горбунка.
По исходе же трех дней,
Двух рожу тебе коней –
Да таких, каких поныне
Не бывало и в помине,
Да еще рожу конька,
Ростом только в три вершка
На спине с двумя горбами,
Да с аршинными ушами
П.П. Ершов, «Конек – горбунок»
г) Измерьте рост членов свой группы, выразите рост в вершках (за вершок возьмите 4,5см), заполните таблицу.
Задания № 3 Сколько верст прошел Леший? Прочитайте внимательно задачу. Вычислите какое расстояние прошел Леший. Нарисуйте его путь на карте. Переведите данное расстояние в километры.
Задание № 4 Выполнив задание № 3, обоснуйте, прав ли Иван-царевич, что на завтра он может увидеть Василису Прекрасную. Просчитайте, сколько верст намерен пройти Иван. Добавьте на карте путь царевича и переведите это расстояние в километры.
Команда ___
Лист планирования и решения заданий
Проблема _________________________________________________________________
Цель _____________________________________________________________________
Распределение обязанностей:
Название должности | ФИ ответственного | Отметка о выполнении (+/ – ) |
Руководитель проекта | ||
Специалист по чтению вслух | ||
Специалист по решению математических задач | ||
Художник-оформитель | ||
Картограф | ||
Специалист по защите проекта | ||
Задание № 1. а)
б)
Задание № 2 а)
б)
в)
г)
ФИ | Вершок, см | Рост в см | Рост в вершках |
4,5 см | |||
Задание № 3 а) карта
Задание № 4 а) карта
б) расчёты
в) Вывод:
Рефлексия. Заполните таблицу.
+ | |
– | |
Интересно |
«+» — все, что понравилось на уроке
«-» — все, что показалось бесполезным, скучным и не увлекательным
«Интересно» — что привлекло, заставило задуматься и вызвало новые вопросы
Протокол проведения школьного конкурса
Эксперт (ФИО) __________________________________________________________________________
Оценка во время работы
№ | Критерий | Балл | |
1 | Цель | 0 баллов – уточнение цели и выбор формы представления в команде не обсуждается 1 балл – в команде принял решение лидер без обсуждения с членами группы 2 балла – команда обсудила форму представления проекта совместно и поставила цель | |
2 | Планирование | 0 баллов - план работ в группе не обсуждается или полностью отсутствует 1 балл – планирование нечеткое, интуитивное или составлено лидером команды 2 балла – есть план работы, обсужденный всей командой | |
3 | Распределение обязанностей | 0 баллов - Распределения функций не было, каждый действовал «сам по себе» 1 балл – Часть учеников оказались вне общего дела, часть – выполняла свою часть работы 2 балла – У каждого ученика было свое задание, свои обязанности |
Оценка при защите проектных задач:
№ | Критерий | Балл | |
1 | Форма представления | 2 б. – проект представлен креативно, логично, выступление полное, аргументированы ответы. Видно участие каждого члена команды. 1 б. – проект представлен креативно, но выступление не полностью отражает сделанную работу. 0 б. – проект представлен скромно и не отражает сделанную работу | |
2 | Задание № 1 | 2 б. – задание выполнено верно, так же представлена дополнительная информация 1 б. – задание выполнено с 1-2 ошибками или дополнительная информация не представлена 0 б. – задание выполнено с большим количеством ошибок или не выполнено вообще | |
3. | Задание № 2 | 4 б. – тестовая часть выполнена верно, расчеты в таблице выполнены верно, использована дополнительная информация. 3б. – тестовая часть выполнена верно, в расчетах ошибка или есть ошибки в тестовой части, а расчеты верны. 2б. – только выполнена тестовая часть. 1 б – выполнено один или два пункта в тестовой части, расчеты неверны или не сделаны. 0 б. – задание выполнено неверно или не выполнено вообще | |
4. | Задание № 3 | 3 б. – Математическое решение задачи верное, с привлечением дополнительной информации и аргументированным решением. Карта заполнена верно. 2 б. – информация представлена, но нет обоснования правильности решения. Карта заполнена верно. 1 б. – решение не предоставлено, только устное обоснование, карта заполнена с ошибками. 0 б. – информация представлена скудно и нет обоснования правильности решения, карта заполнена неверно. | |
5. | Задание № 4 | 2 б. - карта заполнена верно, решение верное. 1 б. – решение частично верно, карта заполнена с незначительными ошибками 0 б. – неверное решение, карта не заполнена. |