Урок «Решение криминалистической задачи в MS Excel» (Информатика и ИКТ, 8 класс)
Визитная карточка урока
Тема урока: Решение криминалистической задачи в MS Excel.
Аудитория: учащиеся 8 классов.
Автор учебного комплекта: Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 8 класса. Семакин и др. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 371с..
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Форма организации работы с учащимися: практикум.
Дидактические материалы: презентация, карточки с таблицей, следы, интерактивная доска.
Литература для учителя:
Учебник: Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 8 класса. Семакин и др. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 371с..
Методичка: Поурочные разработки по информатике 8-9 классы.
Диагностика результативности урока: качество урока и степень усвоения нового материала можно при выполнении практического задания и рефлексии (по заполненной таблице).
Тема: Решение криминалистической задачи в MS Excel.
Цели:
Образовательная
Производить вычисления в среде электронных таблиц;
Овладевать методикой научного исследования в практической деятельности;
Овладение практическими способами работы с информацией;
Расширить связи с другими учебными предметами.
Развивающая:
Развивать умения правильно и быстро пользоваться компьютером;
Формирование опыта поиска решения, планирование и проведение исследования.
Воспитательная:
Восприятие компьютера как инструмента для обработки информации;
Заинтересовать учащихся в исследовательской деятельности.
Ход урока
Оргмомент.
Добрый день. Надеюсь, сегодняшний урок пройдет в духе сотрудничества.
Повторение.
1. Опрос
Какую тему мы начали проходить? (Решение задач в Excel)
Что является основной частью ЭТ? (ячейка)
Что можно записывать в любую ячейку электронной таблицы? (Числа, текст, формулы)
2. Выполнение задания «Расшифруй».
Перед вами фрагмент ЭТ. В ячейках записаны буквы. Ваша задача записать букву той ячейки, которую я назову.
D5, B3, D2, C5, A3, C1, D4, B2, D2, A4, B5, A3, C3, A1
Какое слово у вас получилось? (КРИМИНАЛИСТИКА)
3. Беседа.
Как вы думаете, чем занимается криминалистика?
(Криминали́стика (от лат. criminalis — преступный, относящийся к преступлению) — наука, исследующая раскрытия преступления, а также разрабатывающая приёмы, методы для раскрытия преступлений.
Постановка проблемы.
Сегодня на уроке мы с вами на некоторое время станем экспертами криминалистами.
В населенном пункте N было совершенно преступление. Были замечены двое мужчин: один высокий, второй среднего роста. Сыщики ведут расследование.
Как вы думаете какие улики были найдены? (Отпечатки следов)
Но их оказалось несколько.
Наша задача помочь сыщикам.
На данный момент есть специальные методы, позволяющие составить модель человека, зная минимум о нем.
Какая у нас есть улика? (Только отпечатки следов). Оказывается, что след человека может многое рассказать о своем владельце.
Просмотр видео.
Существуют формулы, позволяющие вычислить параметры человека. А при помощи каких программных средств можно осуществлять вычисления? (Excel, Num Lock Calculator).
1 |
Рост = (( длина ступни + 1,5)*100)/15,8 |
2 |
Длина шага = длина ступни * 3 |
3 |
Ширина ступни = Рост / 18 |
4 |
Длина пятки = Рост / 27 |
5 |
Голова = Рост / 8 |
6 |
Плечо = (Рост - 73,6) / 2,97 |
7 |
Предплечье = (Рост - 80,4) / 3,65 |
8 |
Бедро = (Рост - 69,1) / 2,24 |
9 |
Голень = (Рост - 72,6) / 2,53 |
10 |
Идеальная масса =(Рост * 3 - 450 + Возраст) * 0,25 + 45 |
Зная длину следа, мы можем приблизительно подсчитать вот такие параметры человека.
Определение темы урока
Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Решение задач с помощью Excel. Решение криминалистической задачи.).
Открываем тетради. Давайте запишем тему урока.
А как вы думаете какая будет цель урока?
(научиться производить расчеты с помощью электронной таблицы).
Решение проблемы.
1. Измерение следов.
У вас на столах лежат следы, вооружившись линейкой, измеряйте их длину. Посмотрите, как нужно правильно измерить длину.
Запишите показания в тетрадь, в см, помечая след 1, след 2 ….
(Кто-нибудь выйдите к доске и запишите полученные результаты)
2. Составление формул.
По какой формуле можно вычислить рост человека, зная длину его следа.
Давайте запишем это математическое выражение в виде формулы для ЭТ.
Для вычисления нам понадобиться значение которое стоит в ячейке…( D3)
Математическое выражение:
((длина ступни+1,5)*100 / 15,8
Формула в ЭТ:
=((D3+1,5)*100 / 15,8
Теперь запишем также формулу для вычисления ширины ступни. Для этого нам понадобиться значение какой ячейки.
Математическое выражение:
рост / 18
Формула в ЭТ:
= D5/ 18
И последнюю формулу запишем для нахождения идеальной массы. Давайте в формулу подставим средний возраст.
Математическое выражение:
(рост*3 - 450 + возраст)*0,25 + 45
Формула в ЭТ:
=(D5*3 - 450 + возраст)*0,25 + 45
Работа за компьютером.
3. Заполнение таблицы.
Далее, вам необходимо вычислить рост человека, подставив полученные данные в формулы. Садимся за компьютеры.
У вас на рабочем столе находиться файл Расчеты.xls.
Откройте его и заполните таблицу по образцу в задании. Допечатайте недостающие данные.
После того, как вы все занесете, произведите расчеты по формулам.
расчет параметров |
|||||||
|
|
|
След1 |
След2 |
След3 |
След4 |
След5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
№ |
параметры |
формулы |
вычисление |
|
|
|
|
1 |
рост |
((длина ступни+1,5)*100 / 15,8 |
|
|
|
|
|
2 |
длина шага |
длина ступни*3 |
|
|
|
|
|
3 |
ширина ступни |
рост / 18 |
|
|
|
|
|
4 |
длина пятки |
рост / 27 |
|
|
|
|
|
5 |
голова |
рост / 8 |
|
|
|
|
|
6 |
плечо |
(рост-73,6) / 2,97 |
|
|
|
|
|
7 |
предплечье |
(рост-80,4) / 3,65 |
|
|
|
|
|
8 |
бедро |
(рост - 69,1) / 2,24 |
|
|
|
|
|
9 |
голень |
(рост - 72,6) / 2,53 |
|
|
|
|
|
10 |
идеальная масса |
(рост*3 - 450 + возраст)*0,25 + 45 |
|
|
|
|
|
Выводы по расчетам.
1. Беседа.
Теперь посмотрим на результаты вычислений.
Как вы думаете какой След нам подойдет?
Давайте попробуем представить себе этого человека.
Какой он на ваш взгляд? (Мнения детей)
расчет параметров |
|||||||
|
|
|
След1 |
След2 |
След3 |
След4 |
След5 |
|
|
|
21 |
22 |
25 |
26 |
27 |
№ |
параметры |
формулы |
вычисление |
|
|
|
|
1 |
рост |
((длина ступни+1,5)*100 / 15,8 |
142,4050633 |
148,734 |
167,72 |
174,05 |
180,38 |
2 |
длина шага |
длина ступни*3 |
63 |
66 |
75 |
78 |
81 |
3 |
ширина ступни |
рост / 18 |
7,911392405 |
8,26301 |
9,3179 |
9,6695 |
10,021 |
4 |
длина пятки |
рост / 27 |
5,274261603 |
5,50867 |
6,2119 |
6,4463 |
6,6807 |
5 |
голова |
рост / 8 |
17,80063291 |
18,5918 |
20,965 |
21,756 |
22,547 |
6 |
плечо |
(рост-73,6) / 2,97 |
23,16668798 |
25,2977 |
31,691 |
33,822 |
35,953 |
7 |
предплечье |
(рост-80,4) / 3,65 |
16,98768857 |
18,7217 |
23,924 |
25,658 |
27,392 |
8 |
бедро |
(рост - 69,1) / 2,24 |
32,72547468 |
35,551 |
44,027 |
46,853 |
49,678 |
9 |
голень |
(рост - 72,6) / 2,53 |
27,59093411 |
30,0926 |
37,597 |
40,099 |
42,601 |
10 |
идеальная масса |
(рост*3 - 450 + возраст)*0,25 + 45 |
48,05379747 |
52,8006 |
67,041 |
71,788 |
76,535 |
2. Факты о снежном человеке.
Эти знания пригодились ученым, когда был найден след снежного человека, для создания его модели, по окаменелым отпечаткам.
3. Исключение.
У меня есть еще один отпечаток очень известного человека, давайте его измеряем. (Вызываем ученика. 22 см)
Я прошу вас вычислить его рост, используя эти же формулы.
Кроме того этот человек – историческая личность, немало сделавший для России на рубеже 17-18 в. Кто это?
Предлагаю вам угадать эту личность.
Какой получился рост у этого человека? (1,48 см)
Кто это?
Это первый император России Петр I.
От природы он был наделен необычной внешностью: при росте 2 м 4 см царь носил одежду 48 размера, а размер его обуви составлял 38 размер. Он специально на подошвы вшивал свинцовые пластины, чтобы держать равновесие и не упасть.
(Представьте себе великана, без малого трех аршин. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVIII веке.)
Какой вывод можно сделать из последнего подсчета?
(Не всегда бывают люди стандартных размеров).
Вывод по уроку.
Надеюсь, мы помогли сыщикам в поиске преступника.
Давайте подведем итог нашего урока. Какая у нас была цель? Как вы думаете мы достигли поставленной цели?
Что для вас было трудным на уроке?
Что нового узнали? (научились вычислять некоторые параметры человека, зная длину его ступни)
Мы рассчитали некоторые параметры человека, но сложнее всего познать себя. И хочу привести слова французского поэта XV в. Франсуа Вийон:
Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя…
Я предлагаю начать познания себя с вычисления идеальной массы своего тела по формуле, которую мы записали в тетрадь дома.