12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Боттаева Светлана Идирисовна28
0

Урок «Построение диаграмм в MS Excel»



Тема: Построение диаграмм в MS Excel.

Раздел программы: Табличный процессор MS Excel.

Класс: 10

Цель урока:

познакомить учащихся с графическими возможностями табличного процессора MS Excel, с использованием электронных диаграмм и графиков функций.

Задачи урока:

1. Образовательные:

Познакомить учащихся с построением диаграмм и графиков функций в приложении Microsoft EXCEL;

Научить создавать информативные и красочные диаграммы и графики функций.

Формирование представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуре. 

2. Развивающие:

Развивать обширное мировоззрение.

Способствовать самостоятельному мышлению.

Развитие навыков индивидуальной практической работы.

Развитие умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.

Развивать умение грамотно и быстро пользоваться компьютером.

3. Воспитательные:

Воспитывать усидчивости, умению трудиться, а не лениться;

Содействовать познаваемости мира.

Воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать.

Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

Профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию к будущей трудовой деятельности.

Знания, умения, навыки:

Знать основные элементы и основные операции в ЭТ.

Уметь обозначать диапазоны в ЭТ, определять тип данных в ячейке, записывать формулу в указанной ячейке с помощью копирования ее.

Сопоставлять диапазон ЭТ и его обозначение, копировать формулы в ячейках ЭТ.

Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: беседа, индивидуальная работа

Методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Основные понятия: строка, столбец, ячейка, адрес ячейки, активная ячейка, диапазон, Мастер диаграмм.

Место урока в разделе курса: На данную тему отведено два урока. Это первый урок. Данная тема рассматривается впервые в классе.

Межпредметные связи: математика, физика, география.

Программное и техническое обеспечение урока:

    1. Мультимедийный проектор;

      Компьютерный класс;

      Программа MS Excel;

Дидактическое обеспечение урока:

Раздаточный материал – тест «Электронные таблицы», практическая работа «Диаграммы_10», разноуровневые задания, домашнее задание на карточках;

Карточка-инструкция «Диаграммы в MS Excel»;


ДИАГРАММЫ
PPT / 871.5 Кб

Список литературы:

Cемакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса. - М.: БИНОМ: Лаборатория Знаний, 2009 г. - 168 с.

Залогова Л.А. и др.; под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 294с.

Дифференциация:

Для сильных учеников – заполнить таблицу данными из текста, отформатировать ее вид, построить правильно подобранную диаграмму.

Для слабых учеников – заполнить таблицу, построить диаграмму.

Последовательность этапов урока.

1.Организационный момент (2 мин)

2. Контроль и систематизация теоретических знаний. Сообщение темы и цели урока (12 мин)

3. Объяснение нового материала (10 мин)

4. Компьютерный практикум (5 минут)

5. Творческое задание (9 мин)

6. Подведение итогов (1 мин)

7. Домашнее задание (1 мин)

8. Рефлексия (1 мин)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Контроль и систематизация теоретических знаний. Сообщение темы и цели урока.

На прошлых занятиях мы познакомились с основными принципами решения задач, представляемых в виде таблицы; научились осуществлять ввод и копирование данных, выполнять расчеты по формулам, использовать встроенные функции, форматировать содержимое таблицы.

СЛАЙД 1

Ребята, давайте вспомним основные понятия:

Электронные таблицы – это

Основные типы данных, обрабатываемые в электронных таблицах:

Формула – это

Относительные ссылки –

Абсолютные ссылки –

СЛАЙД 2

Чтобы показать уровень вашей подготовленности, ответьте на вопросы теста. (Учащиеся выполняют тест по теме «Электронные таблицы»)

3. Объяснение нового материала.

СЛАЙД 3

С чем мы сегодня познакомимся на уроке, а тему урока вы узнаете, разгадав ребус (ребус на слайде)

Молодцы! Правильно!

СЛАЙД 4

Тема нашего урока «Диаграммы». Запишем тему урока в тетрадь.

Бывает очень сложно представить числовую информацию визуально, а вместе с этим сделать определенные выводы, увидеть соотношения, провести анализ данных. Все это нам позволяют сделать диаграммы.

Возможно и вы были в такой ситуации

У каждого ученика конспект с пропусками. При изучении нового материала учащиеся вписывают пропущенные понятия.

СЛАЙД 5

Способ представления данных таблицы в графическом виде, который используется для наглядности анализа и сравнения данных – диаграмма. Широко используются в социологии, экономике, геологии, математике, статистике и т.д.

Типы диаграмм. Электронная таблица использует 14 стандартных типов диаграмм: гистограммы; линейчатые диаграммы; график; круговые и т. д. и 20 нестандартных диаграмм. Построение диаграмм осуществляется только при наличии числовых данных. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы

Элементы диаграммы.

СЛАЙД 6

По умолчанию Excel устанавливает диаграммы в виде столбцов — Гистограммы. Гистограммы удобно использовать для представления элементов, которые сравниваются в пределах одного временного периода, или для иллюстрации изменений, происходящих с разными элементами в пределах нескольких периодов. Их можно также использовать для сравнения годовых показателей реализации продукции за последние несколько лет.

СЛАЙД 7

Линейчатые диаграммы — это те же гистограммы, но с иной ориентацией осей. В отличие от гистограмм здесь ось х (или ось категорий) расположена вертикально, а ось у (или ось значений) — горизонтально. Линейчатые диаграммы применяются в тех же случаях, что и гистограммы.

СЛАЙД 8 Графики - для отображения изменения величин в зависимости от времени, т. е. графики выбирают в тех случаях, когда хотят отобразить изменение данных за равные промежутки времени.

СЛАЙД 9

Круговые диаграммы демонстрируют соотношение между целым и его частями. На них лучше всего видно, какую часть целого составляет тот или иной его компонент Принцип построения круговой диаграммы следующий: сначала суммируются все данные из выделенного диапазона, а затем определяется, какую часть этого целого составляет содержимое каждой ячейки. Некоторые типы круговых диаграмм позволяют выделить одну или несколько частей целого. Отражает соотношение частей и целого. Можно представить только один ряд значений.

 

СЛАЙД 10

Кольцевые диаграммы - это одна из разновидностей круговых диаграмм. Они также демонстрируют соотношение частей в целом. Но у них есть одно существенное отличие: на кольцевых диаграммах, в отличие от круговых, можно представлять разные данные.

СЛАЙД 11 Лепестковые диаграммы едва ли могут быть удобны в использовании, за исключением каких-то очень специальных случаев. Они демонстрируют соотношения между разными последовательностями данных, а также между каждой последовательностью и всеми последовательностями одновременно. В результате все оказывается свалено в одну кучу, и получить четкое представление о сути представляемого предмета обычно весьма проблематично. Лепестковые диаграммы иногда используют в задачах административного управления сложными проектами.

СЛАЙД 12

Точечные диаграммы широко используются в статистике. В чем же специфика использования точечных диаграмм? В графиках по оси категорий всегда откладываются равные интервалы, тогда как на точечных диаграммах можно представлять данные, для которых интервалы времени имеют разную величину

СЛАЙД 13

Объемные диаграммы выглядят несколько сложнее, но используются они практически в тех же случаях, что и плоские. В семействе объемных диаграмм обособленно стоят  Поверхностные диаграммы. Их используют для демонстрации взаимосвязи нескольких переменных или для наглядного представления больших объемов данных, которые иначе трудно интерпретировать. Такая диаграмма выглядит как рельефная географическая карта, показывая «возвышенности» и «впадины» для большой совокупности данных.

Предлагаю познакомиться с мастером поближе.

Включите компьютеры. Скопируйте с Рабочего стола книгу Диаграммы_10 в свои Личные папки.

СЛАЙД 14

Создание диаграмм с помощью Мастера диаграмм. Для создания диаграмм в программе Excel существует Мастер диаграмм. Это средство состоит из набора интерактивных диалоговых окон, которые проведут через весь процесс построения необходимой диаграммы.

а) Выделить данные.

б) Задать функцию построения диаграммы Вставка/Диаграмма или Мастер диаграмм на панели инструментов.

В нем прописаны все шаги, выполнение которых приводит к результату.

 

или

СЛАЙД 15

Алгоритм построения диаграммы: (находится у вас в карточке)

Ввести табличные данные;

Выделить данные, необходимые для построения диаграммы;

Воспользоваться мастером диаграмм для пошагового создания диаграммы;

Выбрать тип диаграммы;

Уточнить исходные данные;

Задать параметры построения;

Разместить диаграмму.

4. Компьютерный практикум

Рассмотрим пример


Допустим надо отобразить на диаграмме процентное соотношение закупленных фруктов.

Выделяем область таблицы диапазон А2:В6. Жмем на кнопку мастера диаграмм, там выбираем круговую диаграмму, возьмем для примера вторую.

жмем «Далее».

Рассмотрим диапазон данных. Обратите внимание на то, что ссылки на диапазон — это абсолютные ссылки. Это сделано для того, чтобы обеспечить возможность перемещения диаграммы без изменения диапазона используемых в ней значений. При перемещении самого источника данных ссылки изменяются автоматически. Таким образом пользователь может не заботиться о соответствии ссылок исходным диапазонам.

Открывается окно мастера диаграмм (3 шаг из 4-х).

Третий шаг Мастера диаграмм позволяет установить параметры: подписи данных, названия осей, рядов, легенду и другое. (Легенда – это рамка, в которой определяются узоры или цвета рядов или категорий данных на диаграмме).

Здесь во вкладке «Заголовки» мы как раз и напишем желаемое название нашей диаграммы, например: ФРУКТЫ

(ЗАКУПЛЕНО В %)


Во вкладке «Легенда» можем выбрать будет ли вообще у нас легенда или нет, и если будет, то выберем ее расположение. Например «вверху»

Переходим ко вкладке «Подписи данных». Раз уж мы хотим видеть процентное соотношение закупленных и проданных товаров, выбираем и отмечаем галочкой «доли»

Теперь жмем «Далее» и последний шаг – выбираем, где будет размещена диаграмма, на этом же листе или на отдельном. Выберем на имеющемся и жмем «готово».

Прошу обратить внимание, что результат можно редактировать, в целом весь объект и каждый элемент по отдельности.

Готовую диаграмму можно перетащить в любое место на странице, можно поменять цвета секторов, заголовка и легенды. Да, саму легенду можно также перетащить в любое место на диаграмме. Щелкаем по ней один раз мышью, она обводится рамкой, подводим мышь к краю рамки и жмем и тащим куда надо. Если надо изменить текст в заголовке, можно просто с небольшой паузой два раза щелкнуть мышью по названию.

СЛАЙД 18

Оформление диаграммы: (находится у вас в карточке)

• Название диаграммы, подписи осей (вкладка Заголовки)

• Отображение и маркировка осей координат (вкладка Оси)

• Отображение сетки линий (вкладка Линии сетей)

• Описание построения графиков (вкладка Легенда)

• Отображение надписей (вкладка Подписи данных)

• Представление данных (вкладка Таблицы данных)

СЛАЙД 19

Отобразить на круговой диаграмме процентное соотношение проданных фруктов.

Отобразить на гистограмме процентное соотношение закупленных и проданных фруктов.

СЛАЙД 20

5. Творческое задание.

Построить по данным таблицу и диаграмму, объяснить, что показывает ваша диаграмма, и почему вы выбрали именно этот тип диаграммы для данных показателей.

Учащимся раздаются разноуровневые задания.

Задание 1. В Южной Америки самый высокий водопад - Анхель, его высота 1054 м. В Евразии самым высоким является водопад Утигард – 610 м. В Африке – Тугела, его высота 933 м. В Северной Америке самым высоким является водопад Йосемитский, его высота – 727 м. (Гистограмма)

Задание 2. Площадь мировых океанов такова: Тихий океан - 178 684 тыс. кв. м., Атлантический - 91 655 тыс. кв. м., Индийский - 76 174 тыс. кв. м., Северный – Ледовитый - 14 756 тыс. кв. м. (Круговая диаграмма).

Задание 3. Месячная прибыль фирмы BEC (Barnaul Electric Company) производящей персональные компьютеры за 6 месяцев 2003 года следующая март – 11051$, апрель 11800$, май – 14000$, июнь - 14918$, июль – 16487$, август – 18600$ (Построить график роста прибыли).

Задание 4. Александр I правил 24 года, Николай I правил30 лет, Александр II правил 26 лет, Александр III правил 13 лет, Николай II правил 23 года. Построить диаграмму из которой будет видно, кто сколько лет был у власти (гистограмму).

 

Правил, лет

Александр I

24

Николай I

30

Александр II

26

Александр III

13

Николай II

23

Задание 5. Состав воздуха следующий: содержание Азота – 77 %, Кислорода – 22 %, Других газов – 1 %. Построить диаграмму из которой будет видно содержание газов в воздухе.

СЛАЙД 21

6. Подведение итогов.

Что является способом представления данных? (диаграмма)

От чего зависит тип диаграммы (от представленных данных и необходимости получения результирующих описаний числовых данных)

Давайте сформулируем алгоритм построения диаграмм. Расположите приведенные прямоугольники в правильном порядке.

Сегодня на уроке оценки получили следующие ученики: … (Назвать учеников, успешно справившихся с заданиями и оценки за тест). Молодцы!

СЛАЙД 22

7. Домашнее задание.

Возьмите со столов белые листы – это ваше ДЗ.

Необходимо набрать таблицы в Excel, построить возможные диаграммы.

График «Рост Пети и Васи»

В 9 лет Петя имел рост 120 см, в 10 лет - 125 см, в 11 лет – 132 см ,в 12 лет - 142 см, в 13 лет - 147 см, в 14 лет – 157 см, в 15 лет – 160 см. Вася соответственно 130, 135, 137, 142, 145, 150 и 152 см.

СЛАЙД 23

8. Рефлексия

Давайте подведем итоги нашей работы. Вы друг за другом высказываетесь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я научился…

Я приобрел…

Я понял, что…

Теперь я могу…

СЛАЙД 17

Благодарю вас за урок. Урок окончен.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.