Урок «Построение диаграмм в электронных таблицах MS Excel» (Информатика и ИКТ, 9 класс)
Цель урока:
- познакомить учащихся с графическими возможностями табличного процессора MS Excel, с использованием электронных диаграмм.
Задачи урока:
- образовательная – знакомство учащихся с основными приемами построения графиков и диаграмм в программе MS Excel;
- развивающая – формирование у учащихся логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения оперировать ранее полученными знаниями; развитие умения планировать свою деятельность;
- воспитательная – воспитание умения самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы, умение оценивать свою работу.
Тип урока:
- комбинированный
Технические и программные средства:
- Персональные компьютеры.
- Мультимедийный проектор, экран.
- Электронный процессор MS Excel.
- Презентация
«Построение диаграмм в электронных таблицах MS Excel».
PPT / 1.1 Мб
План урока:
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Повторение пройденного материала – 8 мин.
3. Объяснение нового материала –15 мин.
4. Применение полученных знаний –10 мин.
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание – 5 мин.
Ход урока:
1.Организационный момент
Здравствуйте ребята! Садитесь. Я рада вас видеть и надеюсь на плодотворное сотрудничество. Сегодня у нас с вами пройдет необычный урок. Как вы видите у нас на уроке сегодня присутствуют гости, и я надеюсь, что вы меня не подведете и мы достигнем тех целей, которые поставим на уроке.Эпиграфом нашего урока станет китайская пословица
«Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю»
Китайская пословица
Сегодня вы будете смотреть, слушать, и делать.2. Повторение пройденного материала.
На предыдущих занятиях мы познакомились с табличным редактором, научились производить вычисления. Проверим наши знания.
Вопрос: Кто ответит на следующий вопрос: какого вида может быть информация, с какой информацией компьютер может работать? (Текстовая, звуковая и т.д.).
Вопрос: Какая прикладную программу вы знаете для работы с табличной информацией? ( MS Excel ).
Вопрос: Кто знает, как запустить MS Excel ?(Ярлык на рабочем столе, команда ПУСК > Программы > MS Excel ) .
Вопрос: Как обозначаются столбцы, строки и ячейки? (Столбцы -латинскими буквами, строки арабскими цифрами, название ячеек состоит из обозначения столбца и ячейки).
Наша следующая задача – тестирование.
1.В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это: |
4 .Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице: |
2. В электронной таблице ячейкой называют: |
5. В ячейке электронной таблицы не может находиться: |
3. В электронной таблице невозможно удалить: |
6.Ввод формул в таблицу начинается обычно со знака: |
Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
3. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы с вами изучим принцип построения диаграмм в Excel с помощью мастера диаграмм.
Замечательным свойством электронных таблиц является возможность графического представления числовой информации, содержащейся в таблице. Для этого существует специальный графический режим работы табличного процессора. В графическом режиме можно строить диаграммы различных типов, что придаёт наглядность числовым зависимостям. В частности диаграммы используются для наглядного представления данных, полученных в результате статистического исследования.
Диаграмма – это представление данных таблицы в графическом виде, которое используется для анализа и сравнения данных.
Диаграммы являются средством наглядного представления данных и облегчают выполнение сравнений, выявление закономерностей и тенденций данных.
Диаграммы делятся на два вида: плоские и объемные.
Сегодня я познакомлю вас с некоторыми типами диаграмм.
Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%). Круговые диаграммы удобно использовать для наглядного изображения соотношения между частями исследуемой совокупности.
Круговая диаграмма сохраняет свою наглядность и выразительность лишь при небольшом числе частей совокупности.
2. Столбчатая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках. Столбчатые диаграммы используют тогда, когда хотят проиллюстрировать динамику изменения данных во времени.
Гистограмма (разновидность столбчатых диаграмм) служит для изображения интервальных рядов данных , она представляет собой ступенчатую фигуру, составленную из сомкнутых прямоугольников. Основание каждого прямоугольника равно длине интервала, а высота – частоте или относительной частоте. В отличие от обычной столбчатой диаграммы, основание прямоугольников выбираются не произвольно, а строго определены длиной интервала.
3. График – линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой либо величины от другой. График позволяет отслеживать динамику изменения данных.
4. Диаграмма с областями подчеркивает величину изменения в течение определенного периода времени, показывая сумму введенных значений. Она также отображает вклад отдельных значений в общую сумму.
Пример построения диаграммы. Пусть, например, на основе изучения вопроса о количестве детей в семьях, проживающих в стране, была составлена таблица частот:
Количество детей |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Частота |
12 |
23 |
32 |
10 |
5 |
2 |
Для того чтобы построить диаграмму, в первую очередь нам необходимо создать таблицу с данными и выделить диапазон ячеек.
1) Заполнить таблицу.
2) Выделить Диапазон, в нашем случае (B1:B7)
3) На панели инструментов вверху найти кнопку Мастер диаграмм или Вставка —> Диаграмма
4) Определить тип диаграммы, в нашем случае Стандартные—>Гистограмма
5) Щелчок на кнопке Далее.
Выбрать вкладку Ряд —>Имя нажать кнопку и выделить в таблице Диапазон A2:A7 , снова нажать кнопку , затем щелчок на кнопке Далее
6) Вкладка Заголовки – вводим названия диаграммы и подписи осей;
7) Щелчок на кнопке Далее.
8) Выбор места размещения (отдельный или имеющийся);
9) Щелчок на кнопке Готово.
Диаграмма построена.
Аналогично строятся другие типы диаграмм.
4. Применение полученных знаний.
Сейчас, ребята, давайте с вами перейдем за компьютеры. Не забывайте правила ТБ.
Используя приведенную ниже таблицу значений функции у = f(x), постройте, пользуясь мастером диаграмм, для этой таблицы:
обычный график;
столбчатую диаграмму;
круговую диаграмму.
Таблица:
Ребята на компьютерах строят диаграмму. Учитель индивидуально работает с каждым учеником, обращая внимание на разнообразие типов диаграмм, замену исходных данных и установку параметров.
Самооценка.
Проверка работы проверяется в том случае, когда учащийся построил таблицу и диаграмму.
1. За верно построенную таблицу – 2 балла
2. За оформление таблицы – 1 балл
3. За применение алгоритма построения диаграммы - 1 балла
4. За оформление диаграммы – 1 балл
5. За каждое не выполненное действие (-1) балл
Молодцы. Все справились с заданием.
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Спасибо вам за хорошую работу! Тема «Построение диаграмм в электронных таблицах MS Excel» успешно пройдена и усвоена. Цель урока достигнута, мы с вами познакомились с графическими возможностями MS Excel и научились строить диаграммы.
В заключение урока я хочу пожелать, чтобы вы, работая с компьютером, всегда выполняли правила техники безопасности, и следили за своим здоровьем.
Успехов в дальнейшей учебе! Спасибо, урок окончен.