Решение квадратных уравнений
Конспект урока по алгебре в 8 классе на тему:
Решение квадратных уравнений
Цели урока:
повторить формулы нахождения корней квадратных уравнений, теорему Виета, формировать навыки применения теоремы в приведенных квадратных уравнениях;
развитие логического мышления, способности самостоятельно решать задачи и работать с дополнительной литературой;
прививать интерес к предмету, формировать коммуникативные навыки и волевые качества личности.
Тип урока: урок -практикум.
Структура урока:
Организационный момент.
Фронтальный опрос.
Индивидуальная работа, групповая работа
Тест
Домашняя работа
Итог урока
Ход урока
Организационный момент
- Сообщение темы урока и целей
- Некоторые исторические факты и формулы, связанные с квадратными уравнениями:
В Древнем Египте были известны способы решения как полных, так и неполных квадратных уравнений. Общий вид таких уравнений : х2 ± х = а. Правила решения во многом аналогичны современным. Греческие математики решали уравнения геометрически. Приемы решения уравнений без геометрии дает Диофант Александрийский(III в.). В одной из 13 книг «Арифметика» содержатся задачи, в которых Диофант объясняет, как надо выбрать неизвестное, чтобы получить решение уравнения вида ax= b или ах2 =b.
Индийский учёный Брахмагупта (около 598 г.) изложил универсальное правило решения квадратного уравнения, приведённого к виду: ax² + bx = c. При этом предполагалось, что в нём все коэффициенты, кроме a, могут быть отрицательными. Сформулированное учёным правило по своему существу совпадает с современным.
Арабский учёный аль-Хорезми в 825 г. написал книгу «Китаб аль-джебр валь- мукабала» («Книга о восстановлении и противопоставлении») — первый в мире учебник алгебры. Он также дал классификацию линейных и квадратных уравнений и способы их решения.
Формулы решения квадратных уравнений по образцу аль-Хорезми в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202 г. итальянским математиком Леонардо Фибоначчи.
М. Штифель -немецкий математик - сформулировал общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к виду х2 + bх = с.
Франсуа Виет -французский математик – вывел формулы корней квадратного уравнения в общем виде (только для положительных корней, отрицательных чисел не признавал).
После трудов нидерландского математика А. Жирара (1595- 1632), а также Декарта и Ньютона способ решения квадратных уравнений принял современный вид
II. Фронтальный опрос (перед учащимися лежат по 2 листа с
копировальной бумагой, подписать их).
-Какое уравнение называется квадратным? (устно).
- Ответить на следующие 3 вопроса (на листках с копировальной бумагой отмечают номер задания и номера правильных ответов).
1). Какие из уравнений являются квадратными?
1. х2 + 5х + 4 = 5х- 8
2. х3+ 5х2- 4х =15
3. 5х2 - 12 = 3х
4. 36х2= 0
5. (х+6) (х-4) = х2
2). Найдите корни уравнений:
1. х2 - 3х = 0
2. х2- 25 = 0
3. 4х = х2
4. 2х2 + 5= 6х+5
5. (х-3) (х+2) = 0
3). Определить знаки корней уравнения, не решая его:
1. х2- 8х – 20 = 0
2. х2-10х+21=0
3. х2+7х-18=0
4. х2+9х+14х=0
5. 2х2-5х-7=0
-Какую теорему применяли при выполнении данного задания?
-Сдать первые листы, а вторые листы, написанные с помощью копировальной бумаги, проверяют учащиеся самостоятельно (ответы сверяют с доской).
-Немного из истории -о Франсуа Виета
Франсуа Виет (1540-1603) – знаменитый французский средневековый математик, основоположник символической алгебры, создатель теоремы о свойствах корней квадратного уравнения. Виет до сих пор является одним из самых знаменитых математиков мира. В 1591 году Виет впервые ввел буквенные обозначения и для неизвестных, и для коэффициентов. Стало возможным выражать свойства уравнений и их корней общими формулами.
Виет, как и ученый аль -Хорезми и математики древней Греции, признавал только положительные числа. Чисел отрицательных, иррациональных и мнимых Виет не признавал, что было одним из самых больших недостатков его алгебры (аль -Хорезми признавал иррациональные числа).
Чтобы избежать отрицательных решений, он изменял условие задачи или применял какой-нибудь искусственный прием решения, отнимавший много сил и времени, часто запутывавший решения. Условные обозначения, которые использовал Виет, позволяли ему много записывать сокращенно, в виде формул. Эти формулы были не совсем удобны, но значительно облегчали действия, придавая им наглядность
Индивидуальная работа (и групповая).
(3 учащихся работают у доски с заданиями по карточке)
Карточка № 1
Пусть х1 и х 2 - корни уравнения 4х2 -5х -1=0 . Не вычисляя корней, найдите:
а). х13 х22 + х1х23; б).
Карточка № 2
Не решая уравнения х2 - 4х – 30 = 0, корни которого х1 и х2, найдите значение выражения:
а). х12+х22; б). (х1 – х2)2.
Карточка № 3
Уравнение 5х2 + х – 5 = 0 имеет корни х1 и х2. Не решая уравнение, найдите:
а). ; б). (х12+ х22)2
Групповая работа
1). Дайте определение приведенного уравнения. Приведите примеры.
2). Найти сумму и произведение корней уравнения:
х2 -7х + 24 =0;
Х2 + 23х = 0;
8 + 6х +х2 = 0;
16 у – у2 = 0;
5х2 – 2х – 25 =0.
3). Составить квадратное уравнение с заданными корнями:
а). 6 и -4;
б). 0 и – 8;
г). 1-√2 и 1+√2;
д). -2 и 4.
4). Один из корней квадратного уравнения равен 3. Найдите другой корень уравнения.
а) y2 - 21у + 54 = 0;
б) 9z2 - 20z -21 = 0.
5). Рассмотреть и комментировать решение заданий по карточкам у доски.
IV. Тест по теме.
1) Отметьте уравнения, которые являются квадратными:
А. 3х + √2 – 5 = 0.
Б. √5х2 +х – 7 = 0.
В. х3 +4х2 - 5 = 0.
Г. 5х – х2 + 3 = 0.
Д. 7х2 – 8х = 0.
Е. 3х2 – 2х – 1 =0.
2) Укажите коэффициенты уравнения 5х2 – 11х + 6 =0.
а = , в = , с = .
3) Укажите коэффициенты уравнения 2х - 5х2 = 0.
4) Решить уравнение 0,2х2 – 5 = 0.
А. 5; -5 Б. 25 В. Нет корней
5) Решите уравнение 5х2– 6х = 0.
А. 2 Б. Нет корней В. 0; 1,2
6) Определите знаки корней, не решая уравнения:
4х2 – 11х + 7 =0
А. Оба положительные.
Б. Корни разных знаков.
В. Оба отрицательные.
7) Решите уравнение 3х2 + 5х – 2 = 0.
А. 0,5; -3 Б. 2; - 1/3 В. -2; 1/3
8) Решите уравнение 7х + х2 = 0.
9) Какое из квадратных уравнений является приведенным:
А. у2 – 2у - 1 = 0.
Б. 2х2 – 7х + 3 = 0.
В. х + 10х2 +9 = 0.
10) Найдите корни уравнения, используя теорему Виета:
х2 – х – 6 = 0.
А. 2; 3 Б. 3; -2 В. -2; 3
V. Домашнее задание: 1) Написать квадратные уравнения, корнями которых являются числа: а) 2 и -4; б) -5 и 15.
2) Решить уравнения: а) х3 + х = 0; б) х2 + 4х + 4 = 0;
в) (х+1) (х+2) – (х+4) =6.
VI. Итог урока. Результаты теста
Список литературы:
1. Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра Учебное пособие для 8 класса изд.-М. Просвещение 2017
2. Григорьева Г. И. Нестандартные уроки по алгебре 7-9 классы изд.- Волг..Экстремум 2006
3. https://infourok.ru/prezentaciya_po_algebre_istoriya_kvadratnyh_uravneniy-295587.htm
Шкавро Светлана Анатольевна