Урок по геометрии в 11 классе на тему «Решение задач методом координат»
Алгебра - не что иное как записанная
в символах геометрия,
а геометрия - это просто алгебра,
воплощенная в фигурах.
Софий Жермен (1776-1831)
2.1 Тема и цели урока
Предмет: Геометрия (УМК под редакцией Л.С. Атанасяна и др.)
Класс: 11.
Тема: «Решение задач методом координат»
Тип урока: комбинированный
Используемое оборудование:
Оборудование для применения ИКТ (проектор, экран и компьютер и т.п.).
Интернет.
Презентация Power Point.
Раздаточный материал – карточки с домашним заданием ( Приложение 1)
Методы обучения
Соответствуют задачам урока и
по источнику передачи знаний:
- словесные (рассказ);
- наглядные (демонстрация);
- практические (нахождение углов)
по уровню самостоятельности учащихся:
проблемно – поисковые, репродуктивные,
по аспекту мышления:
продуктивные (самостоятельное решение заданий),
по логическому аспекту:
- дедуктивные.
Основная образовательная цель: создать условия для формирования у учащихся умения применять метод координат при решении задач на нахождения угла между скрещивающимися прямыми, угла между прямой и плоскостью и угла между плоскостями. В результате чего ученики должны
Цели |
Диагностика достижений |
|
Дидактические |
Знать Алгоритм нахождения угла между скрещивающимися прямыми Алгоритм нахождения угла между прямой и плоскостью Алгоритм нахождения угла между двумя плоскостями
|
Распознавание Использование при решении задач |
Развивающие |
Уметь Грамотно высказывать и обосновывать свою точку зрения Составлять уравнение плоскости, используя правило Саррюса Находить координаты точек в выбранной системе координат Применять перечисленные выше алгоритмы для решения задач |
Выбор алгоритма для решения задачи Составление уравнения плоскости Нахождение вектора нормали Нахождение координат точек в выбранной системе координат
|
Воспитательные |
Убедиться В доступности изучаемого материала |
Самостоятельное решение задач |
2.2 Содержание учебного материала.
1. Оргмомент и постановка целей урока.
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
У доски 3 человека работают по карточкам.
Карточка 1. Дано: M(0;1;3/4), D1(0,0,1), N(1,1/2,0), B1(1,1,1).
Найти: координаты векторов MN и D1B1
Ответ: (1,-1/2,-3/4), (1,1,0)
Карточка 2. Дано:4,-2,-3), (1,1,0).
Найти: косинус угла между этими векторами.
Ответ: = .
Карточка 3. Дано: C(1,0,1), M(0,1,3/4), N(1,1/2,0).
Составить уравнение плоскости, проходящей через заданные точки.
Ответ: =0.
3. Актуализация знаний.
1). Найти координаты точек. Презентация (слайд 1, 2 и 3).
2). Как называется вектор для прямой MN? Ответ: направляющий.
3). Что можно сказать о векторах (1,-1/2,-3/4) и (4,-2,-3), (1,1,0) и (1,1,0)? Ответ: коллинеарные
4). Будет ли вектор(4,-2,-3) направляющим вектором прямой MN? Ответ: да, т.к. он коллинеарен вектору (1,-1/2,-3/4).
5). Как называются прямые MN и D1B1? Ответ: скрещивающиеся.
6). Чему равен косинус угла между прямыми MN и D1B1? Ответ обоснуйте. Ответ: .
7). Сформулируйте условие задачи ЕГЭ, где этапами решения будут рассмотренные задачи 1 и 2.
8). Сформулируйте алгоритм решения задач на нахождение угла между скрещивающимися прямыми. (Слайд 4)
Алгоритм решения задач на нахождение угла между скрещивающимися прямыми:
1. На рисунке изображаем указанные в задаче прямые (которым придаем направление, т.е. вектора)
2. Вписываем фигуру в систему координат
3. Находим координаты концов направляющих векторов для каждой прямой
4. Находим координаты направляющих векторов и
5. Подставляем в формулу
где и
6. После чего (если требуется в задаче), зная косинус, находим значение самого угла.
9). Рассмотрим решение карточки 3. Можно ли это уравнение записать проще? Ответ: да, .
10). Назовите координаты вектора, перпендикулярного данной плоскости. Ответ: (7,8,4).
11). Как называется данный вектор? Ответ: вектор нормали.
12). Будет ли вектор(-7,-8,-4), перпендикулярен плоскости, проходящей через точки C, M, N. Ответ: да, он коллинеарен вектору .
13). По какой формуле вычисляется угол между прямой и плоскостью? Ответ:
14). Найдите синус угла между прямой D1B1 и плоскостью, проходящей через точки C, M, N. Ответ:
15). Сформулируйте алгоритм решения задач на нахождение угла между прямой и плоскостью.
Алгоритм решения задач на нахождение угла между прямой и плоскостью:
1. На рисунке изображаем указанные в задаче прямую и плоскость (прямой придаем направление, т.е. вектор)
2. Вписываем фигуру в систему координат
3. Находим координаты концов направляющего вектора.
4. Находим координаты направляющего вектора
5. Находим координаты трех точек, принадлежащих заданной плоскости и составляем уравнение плоскости
6. Находим координаты вектора нормали к плоскости
7. Подставляем в формулу "синус угла между прямой и плоскостью"
8. После чего (если требуется в задаче), зная синус, находим значение самого угла.
4. Изучение нового материала.
1). Какой этап решения задачи на нахождения угла между прямой и плоскостью наиболее трудоемкий? Один из предполагаемых ответов – составление уравнения плоскости.
Для составления уравнения плоскости можно использовать определитель третьего порядка, который можно посчитать правилом Саррюса.
Итак, допустим у нас есть плоскость, проходящая через точки ,
Уравнение этой плоскости в координатной форме будет иметь вид:
Данное уравнение записано с помощью матрицы (математического объекта, в виде прямоугольной таблицы элементов, которая представляет собой совокупность строк и столбцов, на пересечении которых находятся её элементы.) Чтобы составить уравнение нам нужно найти определитель третьего порядка (кол-во строк = кол-ву столбцов; для неквадратных матриц понятие определителя не вводится.) Более понятным языком нам нужно найти многочлен (который и будет задавать уравнение плоскости в привычном виде) от элементов квадратной матрицы с помощью специальных правил. (Мы рассмотрим лишь одно, на мой взгляд наиболее удобное правило Саррюса)
Ниже представлено, как найти определитель третьего порядка по правилу Саррюса, составить уравнение плоскости и найти вектор нормали.
2). Составим уравнение плоскости, проходящей через точки C(1,0,1), M(0,1,3/4), N (1,1/2,0). У доски работает ученик.
Ответ: . Вектор нормали .
3) Решить задачу: В правильной четырехугольной пирамиде SABCD, все ребра которой равны 1, найдите косинус угла между прямой АВ и плоскостью SAD. Интерактивный решебник заданий С2 к сборнику «ЕГЭ 2013. Математика. 30 вариантов» А.Л. Семенов, И.В. Ященко. Тренировочная работа №7.
Решение:
Введем систему координат.
Найдем координаты точек.
Сделаем выносной чертеж.
Составим уравнение плоскости.
После того как найдем синус угла между прямой и плоскостью показать учащимся как легко получить синус этого угла, используя прямоугольный треугольник. Далее обратить внимание учащихся на координаты полученных векторов и как сделать их удобнее для вычислений.
4) Рассмотреть алгоритм нахождения угла между плоскостями.
Алгоритм решения задач на нахождение угла между двумя плоскостями.
1. Вписываем фигуру в систему координат
2. Находим координаты трех точек одной плоскости и составляем уравнение плоскости.
3. Записываем вектор нормали
4. Находим координаты трех точек второй плоскости и составляем уравнение плоскости.
5. Записываем вектор нормали
6. Подставляем координаты векторов и в формулу "косинус угла между векторами".
Решим задачу: Основанием прямой треугольной призмы АВСА1В1С1 является равнобедренный треугольник ABC, в котором АВ = ВС = 20, АС = 32. Боковое ребро призмы равно 24. Точка Р принадлежит ребру ВВ1 причем BP : РВ1 = 1:3. Найдите тангенс угла между плоскостями A1B1C1и АС Р. Интерактивный решебник заданий С2 к сборнику «ЕГЭ 2013. Математика. 30 вариантов» А.Л. Семенов, И.В. Ященко. Тренировочная работа №11.
Введем систему координат.
Найдем координаты точек.
Сделаем выносной чертеж.
Составим уравнения плоскостей.
Зная косинус угла найдем тангенс, используя прямоугольный треугольник.
5. Решение задач.
Задача 1. В правильной шестиугольной призме A...F1 все ребра которой равны 1, найдите тангенс угла между плоскостями ABC и DB1F1. . Интерактивный решебник заданий С2 к сборнику «ЕГЭ 2013. Математика. 30 вариантов» А.Л. Семенов, И.В. Ященко. Тренировочная работа №13.
Задача 2. В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 известны длины ребер: АА1 = 5, АВ = 12, AD = 8. Найдите тангенс угла между плоскостью ABC и плоскостью, проходящей через точку B перпендикулярно прямой АК, если К — середина ребра C1D1. Интерактивный решебник заданий С2 к сборнику «ЕГЭ 2013. Математика. 30 вариантов» А.Л. Семенов, И.В. Ященко. Тренировочная работа №19.
Задача 3. Основанием прямой треугольной призмы ABCA1B1C1 является равнобедренный треугольник ABC, в котором АВ = ВС = 10, АС =16. Боковое ребро призмы равно 24. Точка Р — середина ребра ВВ1. Найдите тангенс угла между плоскостями А1В1С1 и АСР. Интерактивный решебник заданий С2 к сборнику «ЕГЭ 2013. Математика. 30 вариантов» А.Л. Семенов, И.В. Ященко. Тренировочная работа №17.
6. Домашнее задание.
1). Выучить алгоритмы.
2). Найти координаты вершин многогранников (считая все ребра равные единице). Рассмотреть правильную треугольную и шестиугольную призмы, правильную треугольную, четырехугольную и шестиугольную пирамиды.
3). Решить задачи (карточки).
(ЕГЭ 2012 г) На ребре СС1 куба ABCDA1B1C1D1 отмечена точка Е так, что СЕ: ЕС1=1:2. Найдите угол между прямыми ВЕ и АС1.
(ЕГЭ 2012 г) В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 AB = 2, AD=AA1=1. Найдите угол между прямой АВ1 и плоскостью АВС1.
(ЕГЭ 2012 г) В правильной четырехугольной призме ABСDA1B1C1D1 стороны основания равны 2, а боковые ребра равны 5. На ребре АА1 отмечена точка Е так, что АЕ:ЕА1 = 3:2. Найдите угол между плоскостями АВС и ВЕD1.
4* (ЕГЭ 2014) В правильной треугольной пирамиде MABC с вершиной M сторона основания AB равна 6. На ребре AB отмечена точка K. Сечение MKC является равнобедренным треугольником с основанием MC. Найдите угол между плоскостями MLC и MBC, где L — середина AB.
7. Подведение итогов урока.
Выслушать ответы учащихся по вопросам:
Сегодня на уроке я повторил …
Сегодня на уроке я научился …
Мне необходимо еще поработать над …