Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Здравствуйте, ребята. Ещё начиная с начальной школы вы учились решать задачи. Для этого с каждым годом вы обучались всё новым и новым методам и способам решения. Сегодня мы познакомимся с задачами, решение которых сводится к дробным рациональным уравнениям. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. - Работать сегодня мы будем в группах. Вспомните правила работы в группах. (Прислушиваться к мнению соседа, работать дружно, помогать друг другу)
| Включаются в деловой ритм урока.
| Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Фронтальный опрос, устная работа с классом. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: -Какие уравнения называются дробными рациональными? -Расскажите алгоритм решения дробных рациональных уравнений. Решение уравнений по группам. I группа: (ответ: 2; 5/4) II группа: (ответ: -2 ) III группа: (ответ: 1/3)
| Называют какие уравнения называются дробными рациональными. Рассказывают алгоритм решения дробных рациональных уравнений. Решают уравнения по группам.
| На этапе идёт повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Формируются регулятивные УУД. |
3. Объяснение нового материала. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Прежде чем приступать к решению задачи необходимо несколько раз внимательно прочитать условие задачи, понять какую величину обозначить за неизвестную. Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 50 км, одновременно выехали автомобилист и велосипедист. Известно, что в час автомобилист проезжает на 40 км больше, чем велосипедист. Определите скорость велосипедиста, если известно, что он прибыл в пункт В на 4 часа позже автомобилиста. Проблема: как найти скорость велосипедиста?
-Как вы думаете, сколько корней имеет данное уравнение?
Цель урока -Какая цель нашего урока?
Итак, тема нашего урока созвучна цели урока -как называется тема нашего урока? Записываем в тетрадь тему урока. | Составляют математическую модель: х - скорость велосипедиста
| S | v | t | Вел. | 50км | X км/ч | | Авт. | 50км | Х+40 км/ч | |
- =4 -4=0 ОДЗ: ≠0 Х х≠-40 2000- =0 /(-4) +40х-500=0 D=1600+2000=3600= х1= =10 км/ч х2= =-50 км/ч – не подходит v велосипедиста 10 км/ч
Цель урока: мы будем решать задачи с помощью рациональных уравнений.
Тема урока: «Решение задач с помощью рациональных уравнений». | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. |
4.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Работа в группах. Из города в село, находящееся от него на расстоянии 120 км, выехали одновременно два автомобиля. Скорость одного была на 20 км/ч больше скорости другого, и поэтому он пришел к месту назначения на 1 ч раньше. Найдите скорость каждого автомобиля. |
Работают парами вместе обсуждают решение задачи. Учатся доносить свою позицию до других (строить высказывания, пользуясь математической терминологией), слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументировать её.
Формирование умений в использовании опорной схемы для решения задач.
| Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
5. Выполнение контролирующего задания по изученной теме и включение в систему знаний повторение | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | Самостоятельное решение задач по группам. Велосипедист проехал 5 км по лесной дороге и 7 км по шоссе, затратив на весь путь 1ч. По шоссе он ехал со скоростью на 4 км/ч большей, чем по лесу. С какой скоростью велосипедист ехал по лесной дороге? Турист прошел по шоссе 3 км, а по проселочной дороге 6 км, затратив на весь путь 2ч. С какой скоростью шел турист по проселочной дороге, если известно, что по шоссе он шел со скоростью, на 2 км/ч большей, чем по проселочной дороге?
| Самостоятельное решение . Учатся находить информацию в тексте задачи, выделять главное, применять новые знания в другой ситуации
Самопроверка. | На данном этапе предлагаются не только задания, при решении которых используется новый алгоритм, но и выполняются задания, в которых новое знание используется вместе с ранее изученным. Выполняются универсальные логические действия: анализ, синтез. |
6. Подведение итогов урока. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | -Что изучили сегодня на уроке?
Оценить отдельных учащихся | Алгоритм решения задач на движение в одном направлении, если известны расстояние, соотношение между скоростями и время отставания | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль. |
7. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Прочитать п.5.6 из учебника, разобрать примеры. Решить в тетрадях № 328.
Составить и решить задачу с подобными данными (для сильных учащихся) |
| Д/з включает в себя как репродуктивное задание, так и творческое, что позволяет вызвать у детей познавательный интерес. Формируются познавательные УУД, |
8. Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Если вы считаете, что поняли тему урока, то наклейте розовый листочек на прямоугольник. Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то наклейте голубой листочек. Если вы считаете, что не поняли тему урока, то наклейте желтый листочек. | Учатся определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |