12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пахомова Надежда Фёдоровна36

Конспект классного часа в 7-9 классе
Урок актуален при изучении темы по географии «Население Республики Татарстан»
(национально-региональный компонент)

Тема: Республика Татарстан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Цели: Формировать ключевые и надпредметные компетенции обучающихся:

  • формирование традиционных знаний, умений и навыков;
  • формирование надпредметных понятий: Родина, совесть, любовь;
  • формирование ключевых компетентностей: информационных, ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных, личностного совершенствования;
  • в игровой форме рассказать о вкладе населения Республики Татарстан в победу в Великой Отечественной войне;
  • дать возможность обучающимся проявить находчивость, творческую активность;
  • заинтересовать школьников в изучении литературы, посвященной данной теме;
  • воспитывать уважение к славному прошлому нашей республики, формировать чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.

Задачи:

1. Дидактические:

– обучать детей высказываться о содержании географических и исторических событий, грамотно и ясно выражать свое мнение;
– закреплять умения и навыки, полученные ранее на уроках географии, истории, татарского языка, литературы;

2. Развивающие:

– формировать нравственно-эстетические качества личности гражданина России, патриота своей Родины;
– развивать у учащихся эмоциональное восприятие историко-географических фактов и адекватной реакции на них.

3. Воспитательные:

– воспитывать патриотизм, любовь к Родине; 
– воспитывать чувство гордости за людей, отстоявших Родину в годы Великой Отечественной войны.

Форма проведения: командная игра.

Формы, методы: деятельностный, поиск информации в предложенных источниках, деловая игра, метод деятельностного поощрения.

Формы организации работы обучающихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Элементы технологий: критического мышления, проблемного обучения.

Межпредметные связи: история, обществознание, география, литература, информатика и ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации.

Зрительный ряд: фото времён ВО войны.

Литературный ряд: стихи о войне.

Оборудование:

Выставка книги плакатов, посвященных Великой Отечественной войне;

Историческая карта «Великая Отечественная война 1941-1045 гг.»;

Игровая карта для жюри и задания для участников.

Игра состоит из пяти этапов, содержательно соответствующих теме Республика в годы Великой отечественной войны.

1этап

2этап

3 этап

4 этап

     

Культура республики в годы войны

   

Экономика республики на службе фронту Всенародная помощь армии и флоту

 
 

За свободу и независимость Родины

   

Жизнь республики перестраивается на военный лад.

     

Каждому этапу игры соответствует своя группа заданий, которые выполняют участники команд и болельщики («группы поддержки»).

 

План игры.

1. Вступительная часть. Учитель разъясняет цели, последовательность и формы проведения конкурсов, представляет команды, жюри.

2. Основная (игровая) часть. Конкурс состоит из нескольких туров. Участники и болельщики выполняют различные задания, а жюри оценивает это, начисляя баллы.

3. Заключительная часть. Подведение итогов, награждение команд – победительниц или выставление оценок.

 

Ход игры.

Ведущий.

Наш урок посвящен одной из самых трагических, но одновременно наиболее славных страниц нашей страны – Великой Отечественной войне советского народа против фашистских захватчиков 1941 – 1945 гг.

1 ЭТАП. Жизнь республики перестраивается на военный лад.

Ведущий.

22 июня 1941 г. население республики, как и всей страны, узнало о нападении фашистской Германии на Советский Союз. В этот же день прозвучало суровое слово «мобилизация». Республика начала жить в условиях военного времени. Десятки тысяч жителей по призыву и добровольцами ушли на фронт. Формировались новые боевые соединения и части. Было развернуто массовое обучение боевых резервов. Население и территория ТАССР готовились к возможным военным действиям.

Как же сложились для советского народа эти тяжелые дни?

Команды поочередно отвечают на вопросы ведущего (30 секунд для ответа на один вопрос).

Для похода на Восток гитлеровское командование разработало два важных плана. Один получил название «Барбаросса». Как назывался второй? (Ост).

Уже в июне 1941 г. появилось стихотворение вскоре ставшее словами известной советской песни, посвященной Великой Отечественной войны. Какая это песня? («Священная война»).

Судьба Казани по плану «Барбаросса» Казань. ( входила в зону оккупации СССР гитлеровскими войсками);

Сколько жителей Татарстана сражалось в годы Великой Отечественной войны в рядах действующей армии (около 700 тысяч жителей Татарстана);

Один из героев обороны Брестской крепости был из ТАССР. Как его фамилия ? (майор П.М. Гаврилов);

На фронтах войны сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». Что это было? ( Боевая техника – танки, самолеты).

Уже в июне 1941 г. из западных районов СССР на восток стали вывозиться люди и производственные объекты. Как это называлось? (Эвакуация).

Лозунг «Все для фронта! Все для победы!» был выдвинут: (в Директиве СНК и ЦК ВКП(б) партийным организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 г.);

Главным оборонительным рубежом в Приказанском регионе согласно постановлению ГКО должен был стать______ (Казанский обвод)

Строительство «Казанского обвода» завершилось: (к лету 1942 г.)

После этой битвы был развеян миф о непобедимости германской армии. Какое это сражение? (Московская битва).

 

2 ЭТАП. 1942 год. За свободу и независимость Родины

Ведущий.

Уроженцы республики героически сражались за свободу и независимость Родины на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу врага. Их ратные подвиги – яркая страница советской истории 1941-1945 гг. (на этом этапе используется 1 презентация).

 

1 2 3 4

5 6 7 8

 

9 10

Командам предлагается в ходе брейн-ринга (быстро и правильно) ответить на вопросы ведущего. (30 секунд для ответа на вопрос).

Гвардии старший лейтенант, лётчик-истребитель, Герой Советского Союза. Совершил побег из немецкого концлагеря на угнанном им бомбардировщике Хейнкель-111. ( 3 Девятаев М.П.)

Писатель, автор сборников рассказов для детей, стихотворений, драматических произведений. С начала войны находился на фронте. В октябре 1941 года под Брянском был взят в плен и брошен в концлагерь, где встретился с Мусой Джалилем; попал в легион «Идель-Урал». За участие в подпольной организации казнён на гильотине 25 августа 1944 в военной тюрьме Плётцензее в Берлине. (2 Абдулла Алиш)

Татарский советский поэт, Герой Советского Союза (1956), Лауреат Ленинской премии (посмертно, 1957). Член ВКП(б) с 1929 года. В 1941 году был призван в Красную Армию. В звании старшего политрука воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, был корреспондентом газеты «Отвага». Был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине.(1Муса Джалиль)

Советский военачальник, Герой Советского Союза, генерал-полковник. Родился в селе Матвеевка Уфимской губернии, ныне Мензелинский район Республики Татарстан.( 5 Гордов В.Н.)

Гвардии старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского Таманского женского авиационного полка ночных бомбардировщиков, Герой Советского Союза, совершила 782 боевых вылета.( 4 Сыртланова М.Х.)

Татарка по национальности, командир эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии2-го Белорусского фронта, гвардии капитан. Герой Советского Союза.(6 Санфирова О.А.)

Участник Великой Отечественной войны, капитан Рабоче-крестьянской Красной Армии, уроженец деревни Новые Мелькени,Герой Советского Союза (1945). В честь него названа улица в Мензелинске. (8Тапиков С.М.)

Татарин по национальности, повторил подвиг Александра Матросова, грудью закрыв амбразуру противника и получил звание Героя Советского Союза посмертно.(7 Гафиатуллин Г.)

Первым из уроженцев Татарстана звание Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны было присвоено. В ноябре-декабре 1943 года полк под его командованием охранял встречу «Большой тройки» в Тегеране. ( 9 Кайманов Н.Ф.)

Татарский советский поэт. Войну встретил на западной границе, артиллеристом – наводчиком. Оказавшись в тылу, участвовал в организации партизанского движения в лесах Белоруссии, в соединении Константина Заслонова. Обо всем пережитом в годы войны поведал в поэме «Путь славы» и в сборнике рассказов «И мертвые мстили». (10 Заки Нури)

 

3 ЭТАП. Экономика республики на службе фронту Всенародная помощь армии и флоту

Ведущий.

В годы Великой Отечественной войны республика была одним из арсеналов армии и флота, важной тыловой базой страны. Ее труженики внесли весомый вклад в создание экономического фундамента победы. В годы войны возникло и приняло огромный размах всенародное патриотическое движение в помощь фронту. Активное участие в нем приняли жители республики.

Пришло время проявить себя и нашим капитанам (командирам) команд.

Капитаны получают листы с заданиями.

Отметьте правильный вариант ответа и сдайте лист жюри (3 минуты на выполнение задания)

1. Появление известной часовой марки «Восток» связано с эвакуацией в Чистополь в годы Великой Оте­чественной войны:

а) Первого Московского часового завода;

б) Второго Московского часового завода;

в) Петродворцового часового завода;

г) Гомельской обувной фабрики «Труд».

2. Двухсотники - это:

а) более двухсот уроженцев Татарстана, удостоенных по итогам Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза;

б) татарстанские колхозники, обрабатывавшие ежедневно до 200 гектаров пашни;

в) труженики тыла, выполнявшие ежедневную норму выработки на 200 процентов;

г) двести работниц казанского обувного комбината «Спартак», вставшие к производственному конвейеру взамен ушедших на фронт мужей.

3. С именем А.ВЛ. Вишневского связана (-о):

а) разработка метода местного обезболивания и новокаинового блока;

б) улучшение качества синтетического каучука;

в) создание республиканского отделения Фонда обороны;

г) руководство Казанским кетгутным заводом.

4. Активное участие в разработке советского ядер­ного оружия в рамках программы «Уран», находясь в эвакуации в Казани, принимал:

а) М.В. Келдыш;

б) А.П. Александров;

в) П.Л. Капица;

г) Л.Д. Ландау.

5. Первый фонтан татарстанской нефти забил:

а) в 1942 г.;

б) в 1943 г.;

в) в 1944 г.;

г) в 1945 г.

6. Хирургические шовные материалы в годы Ве­ликой Отечественной войны выпускал:

а) Казанский химкомбинат им. Вахитова;

б) Казанский кетгутный завод;

в) Казанский оптико-механический завод;

г) Бондюжский химический завод.

7. Явление электронного парамагнитного резонанса было открыто:

а) А.Б. Арбузовым;

б) Г.Х. Камаем;

в) В.А. Котельниковым;

г) Е.К. Завойским.

8. Славные дочери татарского народа Герои Советского Союза О. Санфирова и М. Сыртланова совершали свои боевые вылеты на самолетах конструкторского бюро:

а) Поликарпова; б) Петлякова;

в) Туполева; г) Ильюшина.

9. За годы Великой Отечественной войны в госпиталях республики прошли курс лечения:

а) 334 тысячи чел.; б) 518 тысяч чел.;

в) 650 тысяч чел.; г) около 1 миллиона чел.

10. Над созданием новых типов самолетов и реактивной техники, будучи в эвакуации в Казани, работал, в частности:

а) И.В. Курчатов; б) А.И. Иоффе;

в) В.П. Глушко; г) Л.А. Орбели.

Ответы: 1. б; 2. в; 3.а; 4.б; 5.б; 6.б; 7.г; 8.а; 9.а; 10.в.

 

4 ЭТАП. Культура республики в годы войны

Ведущий.

В годы войны духовный потенциал республики был обращен на службу интересам достижения победы над врагом. В этот период были выполнены научные исследования, имевшие важное оборонное значение, созданы многие произведения высокого гражданского звучания в области художественной культуры.

Командам предлагается в ходе брейн-ринга (быстро и правильно) ответить на вопросы ведущего.(30 секунд для ответа на вопрос). (на этом этапе используется 2 презентация)

1. Какой жанр появился в татарской музыке в годы Великой Отечественной войны: музыкальной комедии;

2. Автором «Моабитской тетради» является татарский поэт Муса Джалиль.

3. Размещение в Казани в годы Великой Отечественной войны трети институтов Академии наук СССР и ее Президиума стало поводом для организа­ции в 1945 г. Казанского филиала АН СССР.

4. Автором «Суворовского марша» для духового оркестра и марша «Родина» для симфонического оркест­ра является: С. Сайдашев

5. Автором опер «Алтынчеч», «Ияьдар», «Качкын» является: Н.Жиганов.

6. «На сильной и ветреной Каме

Вдали от привычных дорог

Мы стали с тобой земляками,

Далекий родной городок», — эти строки Л.Ошанина посвятил городу:

Чистополю;

7. Звание народного артиста Татарской АССР в годы Великой Отечественной войны получил: X. Абжалилов;

8. Автором рассказов «единство», «Сильнее смер­ти», «Солдат Хайрулла», где показана тема Родины и патриотизма, является: А. Абсалямов;

9. Татарский композитор автор балета «Шурале», в годы войны командир стрелкового взвода, лейтенант, пал смертью храбрых в октябре 1943 года. Фанис Яруллин.

 

Игра со зрителями: Самый активный зритель.

Ведущий.

Задание: за 2 минуты должны дать как можно больше правильных ответов на вопросы ведущего. Жюри начисляет по 1 баллу за каждый правильный ответ.

В начале 1944 г. была окончательно ликвидирована блокада одного из крупнейших советских городов. Сколько дней она длилась? (900 дней, блокада Ленинграда)

В июне 1944 г. союзники СССР осуществили операцию «Оверлорд», что она означала? (Открытие второго фронта в Европе).

В честь этого полководца Отечественной войны 1812 г. была названа операция советских войск по освобождению Белоруссии в 1944 г. Кто этот полководец? (Багратион).

По-испански она означает «череп», эта вещь спасла жизни многих солдат в годы войны. Что это? (Каска).

Второй фронт был открыт только в 1944 г., но многим советским воинам удавалось «открывать» его лично ещё раньше, причем они это с большим удовольствием. Что называли солдаты «вторым фронтом»? (Американские консервы).

Фашистские войска в 1941 -1942 гг. на захват этого города потратили 250 дней, а советские освободили его в 1944 г. за 5 дней. О каком городе идет речь? (Севастополь).

К началу 1944 г. их было около 20, а к концу 1944г. они имели более 1000 отделений. Их называли «фабриками смерти». Что это такое? (Фашистские концентрационные лагеря).

В 1944 г. советские войска сумели в основном освободить территорию СССР от врага. К государственной границе, с какой страной раньше всего вышли части Красной армии? (С Румынией).

Эта страна в годы Второй мировой войны была союзницей Германии и воевала против Англии и США, но против СССР она своих войск не посылала. В 1944 г. она была освобождена советской армией. Какая это страна? (Болгария).

В теплое время года советские солдаты свёртывали её в трубку и носили через плечо, на привалах её использовали как подушку, и как одеяло. Её называли «скаткой». Что это такое? (Шинель).

Какое сражение было самым крупным в Великой Отечественной войне в 1945 г? (Битва за Берлин)

Победа принесла Сталину высшее воинское звание. Какое? (Генералиссимус)

Героями на войне становились не только люди, но и целые города и даже один оборонительный объект. Какой? (Брестская крепость).

В наступлении на Берлин в 1945 г. 1-м Белорусским фронтом командовал Г.К.Жуков, а кто был командующим 1-м Украинским? (И.С.Конев).

До войны в СССР их было только 5, а в годы войны появилось ещё 11, все они находили своих героев. Что это такое? (Ордена).

Чем в истории войны знамениты бойцы Егоров и Кантария? (Они водрузили знамя Победы над рейхстагом).

«Александр Невский», «Кутузов», «Суворов» тоже воевали на фронтах Великой Отечественной войны, но в виде ….Чего? (В виде наград).

Союзные или советские войска брали столицу Германии в 1945 г.? (Советские войска).

Название советского танка КВ расшифровывается как Климентий Ворошилов. А в честь кого был назван танк ИС? (в честь Иосифа Сталина).

Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии? (8 мая 1945 г).

Кто был первым награжден главным советским военным орденом «Победа»? (Г.К.Жуков)

В каком советском городе состоялся первый парад Победы? (В Москве).

Дважды орденом «Победа» были награждены три человека – Жуков, Василевский .. Кто третий? ( И.В.Сталин).

В этот союз борьбы против агрессоров в годы Второй мировой войны входило более 50 государств. Как он назывался? (Антигитлеровская (антифашистская) коалиция).

В 1945 г. состоялись две конференции союзников по антигитлеровской коалиции. Вторая – в пригороде Берлина. А где проходила первая? (Крым, Ялта).

 

Подведение итогов. Рефлексия.

Ребята, подводя итоги нашей работы, продолжите одно предложение на ваш выбор:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я научился…

Своей работой на уроке я …

Меня удивило…

Материал урока мне был…

Мне запомнилось…

 

Награждение по номинациям.

Литература:

  1. Данилов А.А. История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт.) – Москва; Просвещение, 2011.-382 с.
  2. Прокофьев А.М. Тестовые задания по истории Татарстана. Для учащихся 6-9 классов средней школы. – Казань; Татарстанское республиканское издательство «Хэтер» (ТАРИХ), 2003 г.
  3. Султанбеков Б.Ф., Иванов А.А., Галлямова А.Г. История Татарстана 20- начало 21 века: Учебное пособие для 9 класса основной школы. – Казань; Татарстанское республиканское издательство «Хэтер», 2006.-319 с.
  4. Массово-политическое издание. Книга Героев. Казань; Татарское книжное издательство, 2000 г.


Здесь будет файл: /data/edu/files/u1459011312.ppsx (Культура РТ в годы ВО войны)
Здесь будет файл: /data/edu/files/v1459011253.ppsx (Татарстан в годы войны)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.