12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Д. Загороднев18

 

Технологическая карта урока истории в 11 классе


Тема урока: Революция 1917 г. и оценка её результатов современниками – деятелями культуры

Класс: 11

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Форма урока: интегрированный урок истории и литературы

Методы: репродуктивно-поисковой, проблемный, словесно-наглядный.

Цели урока:

Образовательные:

обобщить и систематизировать полученные в ходе предшествующих уроков и самостоятельной работы учащихся знания о значении Октябрьской революции в судьбах и творчестве русских писателей и поэтов, об отношении к революции её современников;


2) обучать старшеклассников работе с дополнительной литературой, умению отбирать нужный материал в соответствии с темой.

Развивающие:

1) формировать умения работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы;

2) развивать умение выражать свои мысли,

3) обогащать культуру речи школьников, отрабатывая навыки выразительного чтения;

4)развивать умение учащихся вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

Воспитывающие:

1)воспитывать самостоятельность мышления, формировать активную гражданскую позицию, гуманистическое мировоззрение учащихся;

2)содействовать воспитанию чувства патриотизма, уважительного и бережного отношения к национальной истории и памяти поколений.


УУД: познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные, информационные.


Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор



Структура урока:

Организационный этап.

Актуализация знаний.

Стадия вызова.

Стадия осмысления и построения стратегии решения проблемной ситуации.

Реализация построенной стратегии.

Подведение итогов занятия, выставление оценок за урок.

Информация о домашнем задании.


Содержательная часть урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Мотивация

1 минута

Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и проверка готовности к уроку.

Сообщение темы урока.

Учащиеся настраиваются на работу на уроке.

Запись в тетрадь.



1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция на усвоение знаний.

2)Коммуникативные:- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация знаний

7 минут


Слово учителя истории.

Железному канцлеру” Германии прошлого века приписывают следующее довольно зловещее изречение: “Если хотите построить социализм, то выберите страну, которую не жалко”. История выбрала Россию.

Мы, по Маяковскому, “повернули истории бег”, за что и последовала чудовищная расплата. “На нашу страну, - писал Ленин, - падают теперь особенно тяжёлые муки первого периода начавшегося акта родов – родов нового общества”.

Этот “первый период” – Гражданская война – унёс более 5 миллионов человеческих жизней, из которых около двух миллионов эмигрантов, кои сами остались живы, но для которых родина умерла

Ураган времени – революция, корабль бытия пляшет в волнах, летит в грозовой мрак. Трещат и падают устои, рвутся в клочья паруса сознания” – так написал летописец этих дней Алексей Николаевич Толстой в 1922 году.

Попытаемся и мы сегодня воскресить атмосферу того времени, соединив из свидетельств очевидцев – поэтов, публицистов, философов – целостную картину того сложного и трагического времени, имя которому – Революция.

Беседа по пройденному материалу

- Давайте вспомним причины революции и основные события

- Вспомните что послужило поводом для февральских выступлений рабочих Петрограда?

-Как Пенза отреагировала на революционные события в Петрограде? (сообщение ученика)

- Можно ли сказать, что главной причиной революции стала 1 Мировая война?

Итак, основными причинами революции стала 1 Мировая война, нерешенность аграрного, политического, рабочего и национальных вопросов.

Слушают, обсуждают изречения, отвечают на вопросы



































Отвечают на вопросы учителя.







Сообщение учащегося о революционных событиях в Пензе














Беседа.

Мини-опрос

Регулятивные:

осознание учащимися того, что уже усвоено

Целеполагание

2 минуты

Учитель берет на себя координирующую роль,
определяет личные задачи и цели учащихся на урок.

Учитель:

О чем мы будем говорить на уроке?

На какие вопросы будем искать ответ?






Чего вы ожидаете от урока? (тема, эмоции, намерения и др.)?

Формируют учебные задачи и выбирают решения выхода из проблемной ситуации.












Оформляют свои ожидания на листочках

Прослушивание фрагмента песни И.Талькова «Генеральская тетрадь»











«Дерево предсказаний»

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Коммуниктивные:

- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

IV.Реализация построенной стратегии (дебаты)

12 минут

- Однозначна ли была оценка революционных событий?



Учитель литературы.

- Писатели и поэты также противоречиво оценивали события октября 1917 года, от «Моя революция, пошел в Смольный» Маяковского до «Окаянных дней» Бунина.

Вспомните, как отнеслась в Октябрьской революции русская творческая интеллигенция? Какую позицию по отношению к Октябрю заняли писатели и поэты?



(Учитель следит за регламентом выступлений - 1-2 мин.)









-Итак, отношение поэтов и писателей к свершившейся революции было неоднозначным: от приветственных кличей Маяковского “О, четырежды славься, благословенная!” до бунинского проклятия “окаянным дням”.

-В чём писатели и философы видели причины и цели Октябрьской революции?

-Каково отношение писателей к народу, совершившему революцию? Как оценивают они действия правительства большевиков, их вождя В.И.Ленина?

-Какое влияние оказала революция на творческие судьбы писателей, на их талант?

-Каковы последствия революции?

Отвечают на вопрос учителя











(Учащиеся делятся на группы в зависимости от того, какую точку зрения будут представлять)







Выступления учащихся о Маяковском, Блоке, Есенине, Клюеве, Ахматовой, Волошине, Мандельштаме, Северянине, Бунине, Ремизове.

Участвуют в дебатах





Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы учителя


1) Познавательные:

умения структурировать знания

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.


2)Коммуникативные- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования.






Итоги урока

3 минуты

Итак, что же такое революция: величайшее событие двадцатого века или социальная катастрофа?

В чём актуальность этой темы сегодня?

- Давайте не будем никого строго судить. Ни тех, кто воспел события тех лет, искренне веря в мировую революцию, когда все люди станут одной большой и дружной семьей. Ни тех, кто наступал на горло собственной песне, чтобы идти в ногу со своим веком. Ни тех, кто «бросил землю на растерзание врагам», обрекая себя на добровольное изгнание. Самое ценное для нас в творческом наследии поэтов и писателей ХХ века – это идеи гуманизма, ценности человеческой жизни и огромной любви к своей родине.

Учащиеся высказывают свое мнение








Коммуникативные:речевое: взаимодействие со сверстниками, ,с учителем.


Общеучебные: оценка процесса и результата деятельности.

Рефлексия

4 минуты

Организует рефлексию.




Завершается работа с «Деревом предсказаний». Ученики анализируются высказанные предположения, и на дереве остаются только те, которые подтвердились.


«Дерево предсказаний»

1) Познавательные: контроль и оценка процесса и результата деятельности.

2) Регулятивные:

волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Оценочный этап. Домашнее задание.

1 минута

Оценки за урок. Домашнее задание.

Подготовить сообщения на тему «Огненные вёрсты Гражданской войны. Пензенский край».


Запись домашнего задания.



1) Познавательные: : выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.

Общеучебные: оценка процесса и результата деятельности.





















Приложения

Сообщение учащегося о революционных событиях в Пензенской губернии



25 октября 1917 года известие о восстании в Петрограде было получено в Пензе. Лидеры губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, меньшевики и эсеры отреагировали на это созывом 26 – 28 октября экстренного заседания Совета. С докладом выступит председатель Совета, меньшевик Н.С. Степанов. Он и другие выступавшие осудили Октябрьское вооруженное восстание и призвали население губернии к борьбе с возможным выступлением большевиков. Срочно был создан «Комитет Спасения Родины и Революции» с исполнительным органом – революционным штабом. 28 октября газета «Известия рабочих, крестьянских и военных депутатов» опубликовала распоряжения Комитета о передаче охраны порядка в Пензе и губернии Временному революционному штабу.

3 ноября по личному указанию В.И. Ленина в Пензу прибыл участник вооружённого восстания в Петрограде, член ВЦИК 20го созыва Василий Владимирович Кураев. 5 ноября на собрании Пензенской группы РСДРП, которая была образована ещё 9 октября 1917 г., был избран постоянный комитет Пензенской группы РСДРП (б). Созданная группа стала с 11 ноября издавать первую большевистскую газету «Голос правды», редактором которой был В.В. Кураев. В это время усилилось крестьянское движение. Только в ноябре произошло 222 выступления.

В ходе выборов в Учредительное собрание в Пензе за большевиков проголосовало 2666 рабочих, за меньшевиков и бундовцев – 1825. Большевики получили в Пензе 16% от всех поданных голосов избирателей. 21 ноября на заседании Совета профсоюзов Пензы был избран новый состав бюро из 7 человек, в т.ч. 3 большевика (К.И. Гладков, Д.Г. Маркелов, Н.В. Яковлев).

22 ноября состоялось общее собрание Пензенской группы РСДРП(б), на котором выступил В.В. Кураев. Он отметил, что значительная масса рабочих идет за большевиками, основная часть крестьян – за эсерами, солдаты гарнизона поддерживают большевистскую линию. Исходя их этого, большевики начали компанию по перевыборам Совета солдатских депутатов. 6–7 декабря они получили большинство в Совете. Председателем его был избран В.В. Кураев. 8 декабря на сторону большевиков перешло большинство городского Совета рабочих депутатов. 9 декабря на пленарном заседании губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов вместо меньшевика Н.С. Степанова председателем был избран В.В. Кураев. В состав президиума Совета также были избраны большевики и им сочувствовавшие. В принятой резолюции по текущему моменту Совет заявил, что будет проводить в жизнь все мероприятия Совета Народных Комиссаров. Была переизбрана редакция газеты «Известия рабочих, крестьянских и военных депутатов».

Таким образом, в Пензе все Советы стали большевистскими, как и во многих города России в сентябре - октябре 1917 года.

16 декабря Совет принял решение о созыве 27 декабря 4-го крестьянского губернского съезда. На заседании Совета было принято решение о роспуске ревштаба и передаче его функций исполкому губернского Совета. 17 декабря комитет РСДПР(б) принял решение о взятии власти в Пензе и губернии в руки Советов. К этому времени Пензенская группа РСДРП(б) насчитывала около 100 человек.

19 декабря стали создаваться отряды Красной гвардии. Первые – на трубочном заводе и писчебумажной фабрике Сергеева. В ночь с 20 на 21 декабря исполком губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановил: «Взять власть в губернии в свои руки, объявить эсеро-меньшевистский революционный штаб распущенным, все учреждения, банки, казначейство взять вооруженной силой, послать в них комиссаров». Постановление стало выполняться незамедлительно.

Днем 21 декабря вооруженные отряды солдат и рабочих под командованием большевиков Н.В. Яковлева, А.Н. Плодухина, С.И. Серегина, Н.Я. Оловянникова, В.П. Милорадова, Е.А. Мебеля, А.С. Васильева и левого эсера Н.Д. Токарева установили контроль над пензенскими банками, почтово-телеграфной конторой и другими учреждениями. Попытка кадетов, правых эсеров, меньшевиков, части офицерства и чиновников организовать протест населения захвата власти большевиками успеха не имела. Не принесло результатов и объединенное заседание губернского земского собрания, чрезвычайного земского съезда и городской Думы.

Таким образом, 21 декабря 1917 года в Пензе без вооруженной борьбы большевики установили Советскую власть.

27 – 31 декабря 1917 года состоялся 4-й губернский крестьянский съезд, который принял решение об установлении советской власти во всей губернии. Раньше, чем в Пензе, новая власть победила в Н.Ломове – 17 декабря, затем 23 декабря – в Наровчате, 16 января 1918 года – в Керенске, 25 января – в Городище, 26 января – в Чембаре, 31 – в Краснослободске, 14 февраля – в Инсаре, 17 – в Мокшане и Саранске. В Кузнецке и Сердобске, относившимся к Саратовской губернии, 5-5 и 10 января 1918 года.





Примерный ход дебатов



Писатель

Аргумент

Контраргумент

1

Куприн А.И.

Февральскую революцию Куприн А.И. принял с восторгом, но по отношению к Октябрьской он занял противоречивую позицию. Писатель сомневался в ее успехе и ее подлинно народной сущности. В 1919г. он поступил на службу в Северо-Западную армию Юденича. Служил уже не в строю, был редактором газеты. После поражения армии Юденича покинул Россию. Куприн эмигрировал в 1919 году во Францию.


В 1930-е годы семья писателя откровенно бедствовала, а сам Александр Иванович подорвал своё и без того неважное здоровье: «Эмигрантская жизнь вконец изжевала меня и приплюснула дух мой к земле. Нет, не жить мне в Европах… Если уж говорить о том Париже, который тебе рисуется и представляется, то я его ненавижу». Куприн решает вернуться на родину. В Россию он ехал не столько жить, сколько умирать. СССР дал своё гражданство добровольному возвращенцу, покинувшему Россию и прожившему за рубежом почти 18 лет. Советское государство приняло к себе широко известного русского прозаика начала ХХ века, вынеся за скобки его оголтелую антибольшевистскую литературную работу в 1919-1928г.


2

М. Горький

Горькому революция мнилась актом, несущим свободу, демократию и счастье в России. Он разделил идею большевиков о том, что способностью совершить социальное переустройство страны наделен только пролетариат.

Искренне веря в ее необходимость и гуманистический пафос социального преобразования действительности, он опасался искажения ее идеалов в крестьянской стране.


После октября 1917-го Горький издает газету «Новая жизнь», просуществовала она чуть более года. Почти в каждом номере — горьковская статья. Почти в каждой статье — ужас писателя от тех наблюдений, которые он получает в жизни. В одной из них автор подписывает свой приговор революции: «это взрыв зоологических страстей».

Цикл статей «Несвоевременные мысли» опубликован в 1917-1918 гг. в газете «Новая жизнь».

Пораженный сценами уличных самосудов, пьяных погромов, разграбления и уничтожения культурных ценностей неграмотными и презирающими культуру людьми, Горький приходит к пессимистическому выводу о революции как о тотальном разрушении жизни, культуры, государства.


3

В. Маяковский

Маяковский первым из поэтов XX столетия отдал свой могучий талант революционному обновлению жизни, начатому Великим Октябрем. В социалистическую литературу Маяковский входит как революционный романтик, решительно отвергнувший мир капитализма, залившего кровью планету; входит, глубоко уверенный в том, что на смену этому безумному, бесчеловечному миру уже идет мир подлинных хозяев планеты и Вселенной. "О, четырежды славься, благословенная!" — такими словами встретил Маяковский Великую Октябрьскую социалистическую революцию. В вихревые дни исторического перелома Маяковский убежденно встает в ряды первых деятелей литературы и искусства, включившихся в гигантский процесс революционного обновления жизни.


В своих произведениях поэт выразил «революционные» ожидания и надежды на изменения, которые принесут свободу, равенство, братство всем людям, не только в СССР, но и в масштабе планеты. Думаю, долго время поэт верил в эти «установки». Однако ему пришлось трагически разочароваться в них, что и привело, на мой взгляд, этого талантливого художника к гибели.


4

С. Есенин

О верю, верю, счастье есть!

Ещё и солнце не погасло.

Заря молитвенником красным

Пророчит благостную весть.


Довольно скоро Есенин начал понимать: ни космической революции, ни мужицкому раю не суждено осуществиться. В одном из писем поэта 1920г. читаем: «Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал Тесно в нем живому». По словам одного из друзей поэта, Есенин при встрече с ним «говорил о том, что его, есенинская революция ещё не пришла, что он совсем один». К концу 1918 года, познав все ужасы военного коммунизма, столкнувшись с разрухой и голодом, Есенин не скрывает тревоги о судьбе Руси.

В 20-е годы Есенин пережил крах своих революционных иллюзий. Он сделал вывод: реальный социализм, «без мечтаний», умерщвляет все живое, в том числе и личность. Из его творчества ушли утопии о религиозно-революционном преображении России, появились мотивы утекания, увядания жизни, отрешенности от современности, а в лирическом герое – «конокраде», «разбойнике и хаме» - обозначилась внутренняя оппозиционность Есенина.

В 1921 году разочаровавшийся в революции поэт обратился к образу мятежника и написал поэму «Пугачев», в которой тема мужицкой войны ассоциировалась с послереволюционными крестьянскими волнениями. Логическим продолжением темы конфликта власти и крестьянства стала поэма «Страна негодяев» (1922-1923 гг), в которой выразились не только оппозиционные настроения Есенина, но и понимание им своего изгойства в реальном социализме. В одном из писем 1923 года он писал: «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь».


5

А. Блок

Тетка Блока Бекетова писала: «Переворот 25 октября Блок встретил радостно, с новой верой в очистительную силу революции... Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами и прислушивался к той "музыке революции", к тому шуму падения старого мира, который непрестанно, по его собственному свидетельству, раздавался у него в ушах». «Крушение старого мира» — это тема всей жизни Блока. С первых лет своего творчества он был охвачен предчувствием конца мира, тема гибели присутствует во всех его произведениях. Революция не была для Блока неожиданностью. Можно сказать, он ждал и предсказывал ее еще задолго до того, как она назрела, и готовился принять революцию во всей ее страшной реальности.


После «Двенадцати» и «Скифов» Блок написал только несколько слабых стихотворений. Поэтическое вдохновение покинуло его навсегда, словно этими произведениями он привел свое творчество к логическому концу. На вопрос: «Почему он больше ничего не пишет?» Блок отвечал: «Все звуки прекратились. Разве вы не слышите, что никаких звуков нет?» Самую, казалось бы, шумную, крикливую и громкую эпоху он вдруг ощутил как безмолвие.

В феврале 1919 года Блок был арестован петроградской Чрезвычайной Комиссией. Его подозревали в участии в антисоветском заговоре. Через день, после двух долгих допросов Блока всё же освободили, так как за него вступился Луначарский...






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.