Применение технологий «Результативная форма работы педагога-психолога с обучающимися в девиантным поведением»
РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
г.Миасс, МБОУ «СОШ №18»,
педагог-психолог высшей квалификационной категории
В плане деятельности педагога-психолога любой образовательной организации предусмотрено направление работы с низкомотивированными детьми, с обучающимися с ассоциальным и девиантным поведением, с детьми, которых не принимает коллектив. Из года в год таких детей становится все больше. Мы всё чаще сталкиваемся с равнодушием в семье, недолюбленностью, неблагоприятными условиями воспитания. На этом фоне возникают проблемы овладения знаниями, и, как следствие, неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими. Отсюда и возникающие на этой основе конфликты, и различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, что как правило, ведет к кризису духа, потере смысла жизни. Существует зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов. Все сферы жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних ценностей и норм поведения. Устоявшиеся способы деятельности не приносят желаемых результатов, возникает рассогласованность между ожидаемым и реальным, что повышает напряженность в обществе и семье. И эта проблема приобрела сегодня особую остроту. К тому же, есть объективные основания считать, что в ближайшие годы масштабы девиантного поведения будут возрастать. Зачастую таким детям, кроме школьного педагога-психолога, не к кому обратиться со своими проблемами, с желанием общения, самовыражения в коллективе.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача же школы – помочь родителям поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Но как быть, когда семья отстранилась и не принимает в этом участия, а детям хочется уважения в коллективе, хочется, чтобы их понимали, и у них сохранилась жажда открытий. В данной статье нашла свое отражение система деятельности педагога-психолога нашего образовательного учреждения по результативной работе с обучающимися параллели девятых классов с низкой социальной активностью и девиантным поведением.
Следовательно, на фоне снижения успеваемости, самооценки, уровня притязаний и внутрисемейных проблем, общепринятые подходы индивидуально-профилактической работы педагога-психолога с родителями и детьми не дала должного результата. У детей помимо проблем, были
выявлены: активная познавательная потребность, нетрадиционность мышления, желание высказать свое мнение, проявить себя, активная познавательная потребность.
В связи с этим, педагогом-психологом среди многочисленных приемов работы, был выбран следующий: вовлечь таких обучающихся 9-х классов в групповую работу – «коллективно-творческое дело» – командное первенство предметной городской олимпиады по психологии.
Педагогом-психологом совместно с «командой» были определены следующие задачи:
- сплочение коллектива и создание команды для эффективного взаимодействия;
- максимальное раскрытие способностей каждого и использование личностных ресурсов для получения результата;
- развитие психологических качеств, необходимых для успешного решения задач в ситуации повышенных интеллектуальных и эмоциональных нагрузок и экстренного реагирования;
- психологическая подготовка к ситуации соревнований во время участия в олимпиаде по психологии.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными обучающимися, отличниками. Но ведь участие в олимпиаде имеет целый ряд преимуществ для любых старшеклассников, их родителей и педагогов. Она дает возможность школьникам и их педагогам защищать честь своей школы, почувствовать себя «на высоте», значимыми для других, создает ситуацию успеха, поднимает интерес детей к изучению своей личности, возможность получить документ для школьного портфолио, который пригодится для поступления в учебное заведение.
Для эффективной подготовки «команда» придерживалась определенных правил:
- важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает;
- подготовка должна быть систематической с продуманными этапами и распределением обязанностей;
- важно, что весь реквизит для выступления был сделан своими руками: костюмы, эмблемы, печатная продукция, макеты;
- время встреч целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
- учет индивидуальных аспектов подготовки к олимпиаде каждого участника, используя его психологические особенности и сильные стороны;
- использование методик на объединение коллектива старшеклассников, на развитие их лидерских, коммуникативных и организаторских способностей;
- поощрение взаимопомощи, передачи опыта участия в олимпиадах;
- обучение способам запоминания, навыкам логической обработки материала;
- развитие навыков публичного выступления, умения эффективного взаимодействия, умения работать в команде;
- уделить внимание развитию умений применять знания самостоятельно и в нестандартной ситуации.
Так же, при планировании работы с обучающимися, избегалось проявление формализма и излишней заорганизованности, оптимально выстраивались индивидуальные образовательные траектории для каждого участника, предусматривалась возможность отдыха и релаксации.
Для результативности работы использовались различные приемы: погружение (индивидуальная работа при поиске возможного решения поставленной задачи), обмен опытом (работа в парах, обмен, критика и дополнение возникших идей), мозговой штурм (групповые обсуждения), консультация (у более опытных детей или у педагога-психолога).
Вследствие этой работы сформировалась своеобразная творческая группа, обучающиеся которой не ограничились победой в городской олимпиаде по психологии, а с удовольствие участвовали потом в ряде городских мероприятий разной направленности: конкурс «Ученик Года 2019», социальный проект «Юный избиратель», флэш-моб «Выпускник 2019» и других. Это помогло им поднять авторитет в глазах одноклассников, повысить мотивацию к учебе, успеваемость и посещаемость, поднять уровень самооценки и притязаний.
С уверенностью можно сказать, что такая работа решает многие задачи развивающего образования: раскрывает интересы и склонности детей, создает оптимальные условия для реализации их творческого потенциала, повышает престиж знаний, психологической грамотности, общей культуры обучающихся, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление, обогащает социальный опыт, воспитывает уверенность в своих силах, расширяет контакты со старшеклассниками не только своей, но и других школ города, учит взаимодействию с педагогами и пропагандирует достижения современной науки.
Таким образом, используя различные эффективные формы работы с детьми, разными путями вовлекая их в олимпиадное движение, прививая определенные качества, мы делаем одно общее важное дело, воспитываем и растим личность. Олимпиада – это не только проверка знаний и соревнование, это социальный лифт, который помогает обучающимся, их семьям и педагогам решать многие проблемы.
Отзывы старшеклассников
Саша К.: «Олимпиада дала возможность поверить в себя, познать свои возможности, научиться мыслить и понимать собеседника, выражать свои эмоции. Я многое узнала о людях, с которыми проучилась восемь лет.»
Егор К.: «Все задания мне очень понравились, я сделал вывод, что психология очень интересная и увлекательная наука, жаль, что у нас в школьной программе нет такого предмета. Я очень рад, что принял участие в этой олимпиаде. Выполняя задания, я больше о себе узнал, даже распознал некоторые свои проблемы.»
Яна П.: «Психология – это мир интересных открытий! Творить и сотрудничать в команде было познавательно и весело! Так же было интересно узнать, как работали другие команды.»
Артем З.: «Задания были интересными, заставили пошевелить мозгами. Узнали много нового. Было интересно, трудно и одновременно весело работать вместе. Мы старались, все сплотились, сдружились. Побольше бы таких олимпиад!»
Саша П.: «Мне даже трудно передать все свои эмоции! Я раньше не участвовала ни в одной олимпиаде. Эта первая и такая интересная, особенно понравилось, что мы были настоящая команда.»
Арсений Р.: «Благодаря нашему педагогу-психологу Галине Сергеевне и олимпиаде, мы узнали много о такой замечательной науке – психологии. Но самое главное, выполнение увлекательных заданий нас сблизило и рассказало о нас самих и о друг друге. Желаем продолжать изучение этой науки. Пусть психологами мы не станем, но знать себя мы хотели бы.»
Алиса Б.: «Я нашла возможность раскрыться, получить поддержку. Мне так давно этого не хватало. Меня слушали, с моим мнением считались – и это ценно!»
Кияйкина Наталья Федоровна