12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мария Куренкова156
Россия, Хабаровский край, Хабаровск
3

"Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях педагога-психолога с детьми с ОВЗ".

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях педагога-психолога с детьми с ОВЗ.


У обучающихся с ОВЗ первичное нарушение приводит к трудностям в общении с окружающими и взаимодействии с окружающей средой, к изменению способов коммуникации и средств общения, замедлению процесса усвоения информации, обеднению социального опыта, разбалансировке статических и двигательных функций, а в целом - к изменениям в развитии личности.

Важной задачей в работе педагога-психолога является формирование культуры здорового образа жизни и коррекция психофизического развития обучающихся с ОВЗ.

По мнению нейрофизиологов и кинезиологов, определенную роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции. Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексной коррекционной работы. В данной работе одним из наиболее результативных методов является развитие межполушарного взаимодействия.

В качестве здоровьесберегающей технологии на занятиях педагога-психолога применяется образовательная кинезиология. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности учащихся, корректировать проблемы в различных областях психики. Единство работы мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Когда оба полушария работают без связи, нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма детей с нарушениями речи. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.


Методы и приемы образовательной кинезиологии:


Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.

Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.

Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.


Так, в работе над звукопроизношением с детьми с нарушениями речи важным направлением является формирование правильного речевого дыхания и голосового контроля. На кинезиологических занятиях для развития речевого дыхания проводятся специальные упражнения (например: «Свеча», «Надуй шарик» из развивающей кинезиологической программы Сиротюк А. Л.). На начальном этапе коррекционно-развивающей работы рекомендуется проводить обучение детей навыкам правильного, оптимального типа дыхания. Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы («надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и т. д.).


Образовательная кинезиология решает следующие задачи:

Оздоровительные (развитие дыхания, моторной функции, рече-двигательной системы)

Образовательные (развитие пространственных представлений, координации движений)

Воспитательные (умственное, нравственное, трудовое)

Коррекционные (развитие речевой функциональной системы, развитие неречевых психических процессов)


В результате проведения кинезиологических занятий отмечены следующие изменения:

улучшение показателей ВПФ;

улучшение успеваемости по предметам;

изменение эмоционального фона (снижение внутренней агрессии, отрицательного эмоционального фона);

повышение познавательной активности детей;


Применение кинезиологических занятий в работе педагога-психолога способствует улучшению психофизического здоровья учащихся.


Список литературы

  1. Деннисон Пол И., Деннисон Гейл И. Гимнастика мозга – 48 с.
  2. Ковалько  В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной  школе.- М.: Вако, 2004.
  3. Пляскина Е. П. Кинезиологические упражнения как здоровьесберегающая технология работы с детьми с ОВЗ // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 75-77.
  4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте - М.: Академия, 2002. - 232 с.
  5. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: ТЦ «Сфера», 2003. - 288 с.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.