ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЁМОВ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИЗО У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

1
0
Материал опубликован 25 May

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЁМОВ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИЗО У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

Балуева Анна Юрьевна

4 курс, специальность 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образования»

ГАПОУ Со Нижнетагильский педагогический колледж № 1

Аннотация.

в статье рассматривается возможность коррекции гиперактивного поведения младших школьников средствами изобразительного искусства. описываются результаты диагностики и апробации комплекса приёмов, направленных на развитие самоконтроля, внимания и учебной мотивации. представлены данные, подтверждающие эффективность нетрадиционных техник рисования на уроках изо.

Ключевые слова и словосочетания.

гиперактивность, дети с СДВГ, начальная школа, коррекционная педагогика, уроки изо, нетрадиционные техники рисования, арт-терапия, самоконтроль, учебная мотивация.

Текст статьи.

Введение.

Современная начальная школа всё чаще сталкивается с детьми, проявляющими гиперактивность, невнимательность и импульсивность. В условиях инклюзивного образования особенно важно использовать педагогические приёмы, развивающие внимание, самоконтроль и мотивацию.
Изобразительная деятельность, особенно с применением нетрадиционных техник рисования, обладает значительным коррекционным потенциалом для таких учеников. Однако системный подход к их использованию в педагогике изучен недостаточно.
Это обусловило необходимость теоретического обоснования и практической проверки эффективности комплекса приёмов организации учебной деятельности с применением нетрадиционных техник на уроках ИЗО для младших школьников с признаками гиперактивности.

Теоретическая часть.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это нейрокогнитивное расстройство, характеризующееся трудностями в удержании внимания, повышенной импульсивностью и двигательной активностью. У младших школьников СДВГ проявляется в виде быстрой утомляемости, нарушений саморегуляции, сопротивления правилам и неспособности к продолжительной сосредоточенной деятельности [9, с.74].

Исследователи подчёркивают, что дети с СДВГ нуждаются в специально организованной образовательной среде, основанной на наглядности, краткости инструкций, возможности двигательной активности и немедленного положительного подкрепления [10, с.52; 14, с.88]. При этом изобразительная деятельность рассматривается как эффективное средство коррекционного воздействия, поскольку она сочетает в себе элементы игры, самовыражения и эмоционального вовлечения [13, с.98].

Особое значение приобретает использование нетрадиционных техник рисования — кляксографии, монотипии, оттисков, рисования солью, песком и другими материалами. Эти методы отличаются простотой, быстрой результативностью и высокой степенью сенсорной и эмоциональной насыщенности, что особенно важно для детей с СДВГ [6, с.56; 8, с.76].

Эти техники не требуют от ребёнка длительной концентрации или высокой точности, а значит, соответствуют уровню его возможностей. Элементы арт-терапии, включённые в структуру урока ИЗО, способствуют снижению тревожности, развитию саморегуляции и формированию положительной учебной мотивации [11, с.135; 12, с.141].

Таким образом, интеграция нетрадиционных изобразительных техник и коррекционно-педагогических подходов в структуру уроков изобразительного искусства представляется перспективным направлением работы с гиперактивными детьми младшего школьного возраста [13, с.101; 14, с.88].

Практическая часть.

Практическое исследование проводилось в 2 «А» классе частной православной гимназии №11, г. Нижний Тагил с участием 27 учащихся 8–9 лет. Целью являлась проверка эффективности комплекса приёмов на уроках изобразительного искусства для коррекции гиперактивности у младших школьников.

На констатирующем этапе применялись методики: шкала СДВГ Свенсона (Таблица 1, Рисунок 1) [1, с.30], «Корректурная проба» Бурдона (Таблица 2, Рисунок 2) [2, с.74], «Рисование по точкам» Венгера (Таблица 3, Рисунок 3) [5, с.78], анкета Н.Г. Лускановой (Таблица 4, Рисунок 4) [3, с.131], тест агрессивности Лаврентьевой и Титаренко (Таблица 5, Рисунок 5) [4, с.109]. Результаты подтвердили наличие у большинства учащихся признаков СДВГ, сниженной концентрации, низкой учебной мотивации и высокой агрессивности [9, с.74].

Таблица 1

Результаты оценки уровня гиперактивности детей по Шкале оценки СДВГ Свенсона (SNAP-IV) на констатирующем этапе эксперимента

Уровень гиперактивности

Невнимательность

Импульсивность

Гиперактивность

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Низкий

7

25,93

8

29,63

8

29,63

Средний

7

25,93

7

25,93

7

25,93

Умеренный

8

29,63

7

25,93

8

29,63

Выраженный

5

18,52

5

18,52

4

14,81

Итого

27

100,00

27

100,00

27

100,00




Рисунок 1. Результаты оценки уровня гиперактивности детей по Шкале оценки СДВГ Свенсона (SNAP-IV) на констатирующем этапе эксперимента

Таблица 2

Результат оценки концентрации и устойчивости внимания по тесту «Корректурная проба» Б. Бурдона на констатирующем этапе эксперимента


Объем внимания

Концентрация внимания

Кол-во

%

Кол-во

%

Ниже нормы

19

70,37

18

66,67

Норма

8

29,63

9

33,33

Итого

27

100,00

27

100,00


 

Рисунок 2 – Результат оценки концентрации и устойчивости внимания по тесту «Корректурная проба» Б. Бурдона на констатирующем этапе эксперимента

Таблица 3

Оценка способности детей к самоконтролю по Методике «Рисование по точкам» А.Л. Венгера на констатирующем этапе эксперимента


Число детей

Кол-во

%

Низкий

16

59,26

Средний

10

37,04

Высокий

1

3,70

Итого

27

100,00



Рисунок 3 – Оценка способности детей к самоконтролю по Методике «Рисование по точкам» А.Л. Венгера на констатирующем этапе эксперимента

Таблица 4

Оценка учебной активности по методике оценки мотивации Н.Г. Лускановой на констатирующем этапе эксперимента


Число детей

Кол-во

%

Очень низкий

1

3,70

Низкий

12

44,44

Средний

10

37,04

Высокий

4

14,81

Очень высокий

Итого

27

100,00


Рисунок 4 – Оценка учебной активности по методике оценки мотивации Н.Г. Лускановой на констатирующем этапе эксперимента

Таблица 5

Оценка учебной активности по методике оценки мотивации Н.Г. Лускановой на констатирующем этапе эксперимента


Число детей

Кол-во

%

Очень низкий

1

3,70

Низкий

12

44,44

Средний

10

37,04

Высокий

4

14,81

Очень высокий

Итого

27

100,00

Рис. 5 – Оценка учебной активности по методике оценки мотивации Н.Г. Лускановой на констатирующем этапе эксперимента


На формирующем этапе было проведено 8 занятий ИЗО с использованием нетрадиционных техник рисования: кляксография, оттиски, свеча, тычок кистью и др. [6, с.56]. Методика включала элементы игры, физкультминутки, арт-терапии, что соответствует рекомендациям по коррекции гиперактивного поведения [11, с.135; 10, с.52].

После повторной диагностики были зафиксированы положительные изменения: снижение гиперактивности, улучшение самоконтроля, внимания и мотивации, снижение агрессии [7, с.117; 12, с.141]. Это подтверждает эффективность предложенного подхода в работе с детьми с СДВГ.

Анализ результатов.

Результаты исследования показывают, что применение комплекса приёмов учебной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования положительно влияет на младших школьников с признаками гиперактивности. Отмечено снижение проявлений СДВГ, улучшение самоконтроля, внимания и учебной мотивации. Это подтверждает гипотезу о том, что такие техники благодаря сенсорной и эмоциональной насыщенности способствуют компенсации дефицита саморегуляции. Включение арт-терапии и игровых методов создаёт благоприятную психологическую атмосферу, снижая тревожность и агрессивность.

Выводы.

  1. Нетрадиционные техники рисования на уроках ИЗО эффективно помогают скорректировать гиперактивное поведение у младших школьников, развивая самоконтроль, внимание и мотивацию к учёбе.
  2. Арт-терапия и игровые методы создают поддерживающую среду, снижают тревожность и агрессию, улучшая поведение и эмоциональное состояние детей.
  3. Результаты подтверждают перспективность таких приёмов в коррекционной и инклюзивной педагогике, но требуют дальнейших исследований с большей выборкой и длительностью.
  4. Педагогические методы не устраняют СДВГ полностью, но важны в составе комплексной помощи наряду с медицинскими и психологическими подходами.
  5. Реализация комплекса приёмов способствует лучшей адаптации и социализации гиперактивных детей, снижая риски отставания и изоляции.

Список литературы:

  1. Swanson J.M. Шкала оценки СДВГ (SNAP-IV) / J.M. Swanson // Пер. с англ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psytests.org/diag/snap4.html.
  2. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии: учебное пособие / С.Я. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1998. – 192 с.
  3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст: методическое пособие / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с.
  4. Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Анкета для выявления агрессивности у детей / Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко // Практикум по психодиагностике. – 1992. – С. 108–110.
  5. Венгер А.Л. Методика «Рисование по точкам» / А.Л. Венгер // Диагностика интеллектуального и личностного развития детей. – М.: Просвещение, 1988. – С. 78–82.
  6. Морозова Л.Н. Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности как средство развития детей с ОВЗ / Л.Н. Морозова // Образование и наука сегодня. – 2018. – № 12. – С. 54–58.
  7. Мельникова И.Г. Психологические изменения у детей с СДВГ после арт-терапии на уроках ИЗО / И.Г. Мельникова // Психология и образование. – 2020. – № 2. – С. 115–118.
  8. Левина Т.А. Использование песка, соли и природных материалов в нетрадиционных техниках рисования на уроках ИЗО / Т.А. Левина // Художественное образование в школе. – 2019. – № 2. – С. 75–78.
  9. Ковалёва Н.В. Особенности коррекционной работы с гиперактивными детьми младшего школьного возраста / Н.В. Ковалёва // Вестник педагогики и психологии Южной Сибири. – 2016. – № 4. – С. 70–76.
  10. Глозман Ж.М. Нейропсихологическая коррекция и образовательная поддержка детей с СДВГ / Ж.М. Глозман // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 1. – С. 48–54.
  11. Соловьёва Т.М. Арт-терапевтические технологии в коррекционной работе с гиперактивными детьми / Т.М. Соловьёва // Коррекционная педагогика и специальная психология. – 2020. – № 1. – С. 132–137.
  12. Блинова Е.В. Элементы арт-терапии в структуре занятий с детьми с СДВГ / Е.В. Блинова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2018. – № 4. – С. 140–142.
  13. Озерова Н.М. Использование изобразительного искусства в коррекционной работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы / Н.М. Озерова // Вестник практической психологии образования. – 2017. – № 4. – С. 97–101.
  14. Козлова С.А. Применение изобразительного искусства как метода инклюзивной коррекции поведения у детей с СДВГ / С.А. Козлова // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. – С. 85–90.
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации