Статья «Экскурсии как средство организации учебной деятельности детей младшего школьного возраста»

0
0
Материал опубликован 20 February 2023

Экскурсии как средство организации учебной деятельности детей младшего школьного возраста.



Экскурсия —форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения и изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

История развития экскурсии, как метода обучения в педагогике.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка».

Самое раннее (1882 г.) толкование термину- экскурсия дает В. Даль: «Экскурсия - проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр. "[15; 5]

В Малой советской энциклопедии термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия - коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью» [16; 195].

Начало развития экскурсионного дела в России приходится на II половину XVIII и тесно связано с развитием педагогики. Передовые по тому времени педагоги Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мериево, В.Ф. Зуев высказывали идеи о целесообразности организации для детей «прогулок в природу». Эти идеи черпались из переведенных на русский язык произведений известного чешского педагога Я.А. Коменского, который придавал большое значение наглядности в системе обучения и воспитания.

Коменский разработал принцип наглядности обучения. «Необходимо, чтобы начало познания исходило из внешних чувств ...начало обучения должно начинаться вместо перечисления предметов посредством слов с созерцания самих предметов».

Многие педагоги, высоко оценивающие образовательное и воспитательное значение изучения природы, не только включали в учебную деятельность экскурсии, но и сделали очень многое для развития методики их проведения. Одним из них был Константин Дмитриевич Ушинский .

Другим видным педагогом XIX века был Александр Яковлевич Герд (1841-1888). Он считается основоположником русской методики начального естествознания. А.Я. Герд внес огромный вклад в разработку содержания этого предмета.

Он считал, что велика роль естествознания в развитии наблюдательности ребенка. От этого качества во многом зависит степень развития логического мышления.

А. Герд выступал против такой методики, при которой учащиеся получают готовые знания из учебника или со слов учителя. Необходимо, чтобы ученик сам участвовал в добывании знаний. Герд вплотную подошел к вопросу об «исследовательском методе», проблемы которого будут решаться уже в XX веке.

 Герд разработал такую методику наблюдений в природе, которая обеспечивает их полноту, последовательность, постепенное их расширение и углубление.

Велик вклад Герда в разработку таких форм обучения начальному естествознанию, как предметные уроки и экскурсии.

В начале XX века известные педагоги и методисты Д.Н. Кайгородов, В.В. Половцев, Е.А. Звягинцев, Н.Г. Тарасов, С.П. Аржанов, Н.П. Анциферов, И.М. Гревс, Б.Е. Райков стали заниматься систематизацией материала по экскурсионному общению. Ими было положено начало разработки вопросов теории и методики экскурсионного дела на основе обобщения опыта экскурсионной работы с учащимися.

Октябрьская революция 1917 г. внесла изменения в постановку школьного дела в России. Естествознание вводилось в школу со 2 класса. Такое раннее изучение природы объяснялось большим воспитательным воздействием ее на ребенка, практической ролью знаний о ней. Большая роль отводилась экскурсиям и практическим занятиям в лаборатории, в саду, в поле и т.п. Экскурсии являлись обязательным элементом преподавания естествознания.

Подводя выше сказанное можно отметить -экскурсии всегда были интересной и важной формой учебной деятельности. Экскурсии развивают наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение самостоятельно находить нужные знания на поставленные вопросы, применять на практике теоретические знания. Экскурсии разнообразят формы организации учебной деятельности, делают изучение предмета интересным и увлекательным.

Виды экскурсий в начальной школе

Важно проводить занятия -экскурсии с детьми младшего школьного возраста. Они облегчают адаптацию к школьному режиму. Быстрее проходит социализация в новом коллективе детей и взрослых. Занятия -экскурсии снимают нервно-психологическое напряжение и дают физическую разрядку детям.

Экскурсии для начальных классов можно разделить по их содержанию. Обзорные включают в себя несколько тем, в которых основной упор делается на исторические и современные сведения. В тематической экскурсии затрагивается только одна тема. Принято делить экскурсии на исследовательские, предусматривающие самостоятельную деятельность детей, и иллюстративные, на которых можно лишь наблюдать и слушать экскурсовода.

Педагоги делят экскурсии по учебной цели на вводные, текущие, и обобщающие, различающиеся по периодам изучения экскурсионной темы. Наиболее распространено в младшей школе разделение экскурсий по тематикам:

Наблюдение за природными явлениями, исследование отдельных природных объектов;

Знакомство с ландшафтом, особенностями неживой природы;

Экология и защита природы;

Экскурсии на производства;

Посещение музеев и выставок.

Сезонные тематические экскурсии- это форма организации учебной деятельности, которая позволяет проводить наблюдения и изучать природные процессы в естественных условиях по сезону.

Классификация сезонных тематических экскурсий:

- вводные

- текущие

- обобщающие

На вводных экскурсиях обучающиеся получают общее представление о природных объектах и явлениях, которые им предстоит изучать на последующих занятиях.

Главная цель вводных экскурсий - формирование образных представлений, на основе которых будут в дальнейшем развиваться новые понятия.

Текущие экскурсии предполагают знакомство непосредственно в природе с конкретными объектами и явлениями, которые изучаются на текущих занятиях

Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или раздела. На них дети наблюдают и исследуют те природные объекты и явления, которые изучались на предыдущих занятиях. На обобщающих экскурсиях конкретизируются и систематизируются знания, полученные учащимися в процессе изучения темы.

Методические требования к проведению экскурсий.

1. Экскурсия должна быть предварительно подготовлена.

2. На экскурсии педагог рассказывает только о том, что может показать.

3. Изучаемый объект должен быть доступен для наблюдения участникам экскурсии.

4. Педагог обязан обеспечить активность участников экскурсии. Дети должны выполнить самостоятельные заданий.

5. Материал экскурсии должен быть закреплен в памяти обучающихся последующей его проработкой.

Структура экскурсии:

1. Предварительная подготовка учителя:

- постановка цели и задач экскурсии;

- выбор маршрута и его посещение;

- подбор объектов для наблюдений и исследований;

- разработка заданий для работы детей в группах;

- определение формы отчетности;

- составление конспекта проведения экскурсии;

- предварительная подготовка обучающихся.

2. Проведение экскурсии:

а) вводная часть (перед выходом из школы):

- постановка цели и задач экскурсии перед детьми;

- раздача учебного оборудования и заданий группам;

- обсуждение правил поведения в природе;

б) основная часть (на месте экскурсии):

- вводная беседа;

- самостоятельная работа детей;

- отчет о работе на местах;

- обобщающая беседа. Итоги;

в) заключительная часть (в кабинете):

- обработка собранного материала;

- оформление наблюдений;

- закрепление материала экскурсии.

Значение экскурсии в начальной школе

Образовательное

-углубление, расширение знаний, понятий об отдельных  предметах и явлениях природы;

-формирование целостного мировоззрения об окружающем мире;

-проверка теоретических знаний на практике;

- приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы;

 Развивающее

-развитие наблюдательности, внимания, сообразительности;

- развитие умения сравнивать и анализировать;

-развитие интереса к изучению природы;

 Воспитательное

-эстетическое воспитание;

-воспитание патриотизма, любви к природе;

-воспитание культуры поведения в природе, аккуратности, ответственности;

- воспитание бережного отношения к природе

  Кроме того, экскурсии, связанные с пребыванием на свежем воздухе, содействуют укреплению здоровья детей. Наконец, экскурсии дают возможность собрать разнообразный природный материал для последующих занятий в классе и для приготовления наглядных пособий, поделок и тд.

План весенней экскурсии.

Тема. Весенние явления в природе.

Цель. Повторить, обобщить знания о весенних изменениях в природе

Задачи.

1. Познакомить обучающихся с различными явлениями весны в природе.

2. Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений.

3. Способствовать природоохранному воспитанию обучающихся. 

Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, бинокль, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, лупы.

Место проведения экскурсии: городской дендрарий

Подготовка учителя к экскурсии:

Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью (чтобы показать детям особенности пробуждения природы разных природных сообществ).

Приготовить карточки- определители травянистых раннецветущих растений, раннецветущих древесных растений.

Провести беседу об охране природы.

Подготовка обучающихся к экскурсии:

1. Побеседовать с обучающимися о различных периодах весны (погода весной, изменения в растительном и животном мире, вопросами охраны природы).

2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:

«календарная весна» -1 марта; «астрономическая» -21 марта - день весеннего равноденствия- день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного, а затем у березы бородавчатой.

3. Поручить детям подготовить характеристики периодов весны (ранняя, средняя поздняя)

4. Формировать умение правильно вести себя на природе.

2. Проведение экскурсии:

Постановка цели и задач экскурсии перед детьми.

Цель нашей экскурсии. Мы должны наблюдать весенние изменения в природе. Наблюдать какие изменения происходят с погодой, почвой, растениями(деревья, кустарники, цветущие травянистые растения), животными(насекомые, птицы)

Раздача учебного оборудования и заданий группам.

Обсуждение правил поведения в природе.

Не шумите. Шум пугает лесных обитателей и вы рискуете большинства из них не увидеть.

Ходите только по тропинкам. Вытаптывая лесную подстилку, вы уничтожаете травянистые растения, всходы деревьев и кустарников, мелких животных.

Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Не обдирай кору.

Не собирай и не ешь незнакомые ягоды, травы, грибы.

Не собирайте цветы на букеты. Собранные растения не дадут семян.

Не подходите близко к гнездам птиц. Испуганные птицы могут покинуть гнезда, и кладка яиц погибнет. Наблюдение за птицами проводите в полной тишине.

Не разрушай муравейники и норки . При изучении насекомых действуйте аккуратно. Поместив насекомого в баночку и внимательно рассмотрев, обязательно выпустите его обратно.

Не загрязняй природу, убирай за собой мусор.

Основная часть (на месте экскурсии)

Вводная беседа.

-Что можно увидеть весной в дендрарии.

Какие изменения происходят весной в неживой природе. Как меняется длина светового дня, температура воздуха, какие облака появляются весной, как меняются осадки, ветер. Что происходит с почвой, водоемами.

-Ответы детей.

1.Задание. Определите цвет неба. Определите температуру воздуха по термометру. Отчего зависит температура воздуха?

Зарисуйте форму облаков. Если есть ветер определите направление. Сделайте записи в тетради.

2. Задание. Посмотрите на почву. Какого она цвета, потрогайте теплая или холодная, мокрая или сухая. Возьмите в ладонь небольшой комок земли сожмите его, рассыпается или остается в комке. Сделайте выводы. Солнце поднимается выше над линией горизонта, температура воздуха выше нуля, осадки в виде снега с дождем или дождя, почва влажная пропитанная влагой от растаявшего снега.

Наблюдения в живой природе.

Еще нет листвы на деревьях, а многие деревья уже цветут. Это ветроопыляемые деревья-первоцветы. Пылят сережки орешника, осины, ольхи. Сережки это собранные в соцветия тычиночные цветки. Если встряхнуть ветку с сережками посыплется желтая пыль- пыльца. Пыльца разносится ветром и попадает на пестичные цветки. Так происходит опыление: березы, осины, ивы, лещины. Пестичные и тычиночные цветки находятся на разном уровне или на разных экземплярах деревьев. Ветроопыляемые растения цветут до появления листвы, кода листья не мешают попадать пыльце на пестичные цветки.

1.Задание. Рассмотрите сережки деревьев и кустарников, запишите цветущие деревья, кустарники.

Под деревьями можно увидеть прорастающие семена: орешки липы, желуди, каштаны, крылатки клена. В природе семена растений прорастают когда почва хорошо напитается влагой. Они хорошо развиваются под тенью деревьев.

2.Задание. Зарисуйте всходы молодых растений. определите каким деревьям они принадлежат.

Раскройте под деревьями листву, вы увидите цветущие растения: мать- и -мачеха, чистяк, черемша, звездчатка, фиалка. Растения, зацветающие раньше появления листьев, зимуют с цветочными почками. Весенние растения могут расти и развиваться под снегом и зацветать ранней весной. Такие растения называются подснежники. Все подснежники - многолетники.

3.Задание. Зарисуйте, сфотографируйте подснежники. Определите растения по рисункам.

4.Задание. Раскопайте почву под растениями рассмотрите подземные органы растений. Большинство растений цветущих ранней весной имеют видоизмененные стебли-клубни, корневища, луковицы. В них имеется необходимый запас питательных веществ для быстрого роста и развития подснежников весной.

1.Задание. Цветущие растения привлекают насекомых. Есть в дендрарии насекомые. Каких насекомых вы увидели. Пронаблюдайте за насекомыми, опыляют они растения- первоцветы.

2.Задание. Понаблюдайте ползают по земле муравьи, есть рядом муравейник, как активно двигаются муравьи.

3. Задание. Прислушайтесь к звукам . Что вы слышите? Весной пока листья растений не заглушают звуки , хорошо слышно пение птиц. Наблюдайте какие птицы поют. Чем заняты птицы. По внешнему виду определите птицу. Определение птиц по рисункам в определителе.

4.Задание. Посмотрите на деревья. Есть на деревьях прошлогодние гнезда, зарисуйте гнезда сфотографируйте, в кабинете постараемся определить кому они принадлежат.

Отчет о работе на местах.

Дети рассказывают, что они наблюдали, какие собрали данные и как их оформили.

Обобщающая беседа. Что происходит в живой и неживой природе, что является причиной весенних изменений в природе

Весна прекрасное время года. Весной начинается новый жизненный цикл в природе. Небо весной высокое, чистое с красивыми кучевыми облаками. Воздух свежий с легким ароматом цветущих растений. Солнце яркое, ослепительное. Солнце запускает весенние изменения в природе. Оно поднимается выше над линией горизонта, дольше остается на нем. За длинный световой день лучше нагреваются воздух и почва. Изменения в неживой природе ведут за собой изменения в живой природе. Тает снег, почва становится влажной и теплой, у растений начинается сокодвижение. Появляются первоцветы. От тепла и света пробуждаются насекомые, прилетают перелетные птицы. У птиц начинается период линьки, брачного поведения, гнездования.

Нам надо беречь красоту созданную природой. Как ее сохранить?

Ответы детей. Не рвать цветы на букеты, не ломать ветки цветущих растений, не убивать насекомых, не разорять птичьи гнезда.

Итоги. Работа по оформлению результатов экскурсии.

Оформление альбома: осадки весной, облака весной, как меняется день весной, сережки деревьев первоцветов, весенние побеги растений первоцветов, подснежники, проснулись насекомые, поведение птиц весной.

Выставка рисунков:"Весна в природе"

Оформление наблюдений в сообщения, викторины, доклады, презентации;

 Литература.

Назарова Т.С. Экскурсии с детьми в природу. М., 1987. Райков Б.Е. "Методика и техника ведения экскурсий". М., Просвещение, 1991 h https://scooltravel.ru/page/278 ttps://diplomba.ru/work/104193

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации