Занятие на тему «Рисунок эллипсов»
Ионкин Алексей Сергеевич.
Педагог дополнительного образования высшей категории.
МБУДО Вяземская детская художетсвенная школа им. А.Г. Сергеева.
Смоленская область, город Вязьма.
Методическая разработка: «РИСУНОК ЭЛЛИПСОВ»
Изучая изображение эллипса, необходимое для изображения окружностей в перспективе, мы в первую очередь опираемся на его чертёж. В связи с этим необходимо, что большая ось эллипса не является осью окружности, которую мы можем изобразить с его помощью. В ходе занятия мы будем воспринимать эллипс как плоскую геометрическую фигуру, а не как окружность, изображённую в пространстве.
В ходе изучения темы рисунок эллипса обучающиеся должны научиться рисовать эллипсы разного размера и раскрытия.
Определяя размер будущего эллипса, мы будем говорить, прежде всего, о длине его большой оси. Выполняя изображение эллипсов, мы задаём их размер, выбирая длину большой оси.
Выбрав ту или иную длину для большой оси эллипса, мы определим раскрытие эллипса отношением длины малой оси эллипса к длине большой оси.
Таким образом, если вы выбрали длину большой оси эллипса равной - Х, при раскрытии эллипса 1/2 длина его малой оси - составит 1/2Х, при раскрытии эллипса 1/3 - 1/3Х, раскрытии эллипса 1/4 - 1/4Х.
Выполняя упражнения, обучающиеся могут воспользоваться линейкой и прибегнуть к математическим расчётам. Например, задав длину большой оси в 12 см, мы получим длину малой оси равную 6 см при раскрытии эллипса 1/2, 4 см при раскрытии эллипса 1/3 и 3 см при раскрытии эллипса 1/4.
В последствии, все обучающиеся должны стремится к передаче пропорций раскрытия эллипса на глаз.
АЛГОРИТМ
Ориентируясь на чертёж эллипса, как на его эталонное изображение попытаемся выполнить его от руки с учётом размера и раскрытия.
- Тонкими линиями нарисуем оси как перпендикулярные линии вертикального и горизонтального направлений.
- Отложите от центра эллипса равные отрезки по большой оси и равные отрезки - по малой оси передавая выбранную пропорцию раскрытия.
- Легко наметьте эллипс короткими дугами (Если вы выбрали предложенный размер в 12 см, дуги будут иметь длину 5 - 7 см) там, где эллипс пересекает оси.
- Объедините фрагменты, одновременно уточняя линию эллипса и усиливая ее.
- Повторите алгоритм с другой пропорцией раскрытия эллипса.
Изобразив несколько первых эллипсов, необходимо показать рисунок педагогу, который поможет выявить возможные ошибки и исправить их. Часто ученик не просто изображает свои первые эллипсы неправильно, но и закрепляет такой искаженный образ и в рисунке, и в своем сознании. С такими, закрепленными даже короткой практикой ошибками, в дальнейшем будет очень сложно бороться.
Хорошо то, что вариантов возможных ошибок не так уж много. Можно даже создать своеобразную классификацию неправильных эллипсов в виде пособий:
эллипсы (если, конечно, их так можно назвать)
- в виде ромба,
- в виде линзы,
- в виде английской булавки.
Если вы сравните свои эллипсы с вышеперечисленными вариантами, возможно, они уже не покажутся вам такими идеальными, как на первый взгляд. Не огорчайтесь. Конечно, ошибка вряд ли может вас обрадовать, но самостоятельно обнаруженная и исправленная ошибка - это уже немало.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РИСУНКА
Для проверки симметрии эллипса можно сравнивать между собой попарно четверти эллипса.
Другой способ проверки заключается в следующем: выберите на большой оси эллипса любую точку, желательно, чтобы она находилась в той зоне, которая, на ваш взгляд, нуждается в исправлении. Проведите через эту точку линию, перпендикулярную большой оси до пересечения с эллипсом. Сравните симметричные отрезки - на рисунке они обозначены дугами. Если эти отрезки на вашем рисунке имеют разную длину - эллипс необходимо исправить.
Изобразите несколько средних по размеру и раскрытию эллипсов на осях вертикального и горизонтального направления. Продолжайте заполнять лист эллипсами, сначала изменив их размер и раскрытие, а затем и наклон осей. При увеличении количества эллипсов на листе их изображения неизбежно начинают накладываться друг на друга. Рисунок таких эллипсов сложен, прежде всего, тем, что рисовальщик должен сосредоточить все свое внимание на одном эллипсе, вычленив его из рисунка и мысленно отбросив все линии, его пересекающие.
Список использованной литературы и источников:
- Осмоловская О.В. Рисунок. Довузовская подготовка архитектора.
– М.: МАРХИ, 2008. – 162 с.
- Осмоловская О.В. Мусатов А.А. Рисунок по представлению в теории и упражнениях от геометрии к архитектуре. – 2-е изд., доп.
– М.: 2012. – 346 с.
- Краморов C.Н. Конструктивный рисунок.
– Омск: 2005. – 110 с.
- Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка/Учебник для студентов художественных техникумов
– М.: Эксмо, 2010. – 480 с.