Конспект
урока по физической культуре участника
«Всероссийского конкурса для учителей физической культуры и ОБЖ на лучший конспект современного урока»
Мухаметшиной Минзифы Зиннатовны
учителя физической культуры
муниципального общеобразовательного
бюджетного учреждения
средняя общеобразовательная
школа с. Талачево
муниципального района
Стерлитамакский район
Республики Башкортостан.
2018г.
Раздел: гимнастика .
Класс: 8 (девушки)
Тема урока: Гимнастика. Акробатические упражнения.
Цель урока: Формирование навыков выполнения «моста» и упражнений в равновесии.
Образовательные задачи: обучение танцевальным упражнениям, технике «моста», освоение техники выполнения упражнений на гимнастическом бревне, совершенствование акробатических упражнений и упражнений в равновесии.
Оздоровительные задачи: укрепление здоровья, развитие и совершенствование гибкости, координационных способностей, формирование правильной осанки, профилактики плоскостопия, развитие мышц дыхания и развитие физических качеств.
Воспитательные задачи: воспитание уверенности, выдержки и самостоятельности, привычки вести здоровый образ жизни, формирование активности, взаимопомощи, навыков самоконтроля.
Оборудование и инвентарь: акробатическая дорожка, маты (5штук), ноутбук, музыкальные CD-диски, секундомер, канат, гимнастическая лесенка, перекладина, деревянная доска (2шт), мешочки (8шт).
Место проведения: МОБУ СОШ с.Талачево, спортзал.
Количество занимающихся: 12 чел.
Время: 45 минут.
Дата: 14 декабря 2017г.
Проводит: учитель физкультуры Мухаметшина Минзифа Зиннатовна
Части
урока
|
Частные
задачи
|
Содержание урока
|
Дози-
ровка
|
Методические
указания
|
I.
Вводно-
подго-
тови
тельная
часть
12-15
мин
|
Настроить на предстоящее занятие.
|
1. Построение, приветствие, сообщение задачи урока.
|
До
30сек
|
Обратить внимание на форму обучающихся
|
2. Напомнить учащимся о ТБ на уроках гимнастики:
а) не выполнять упражнения на снарядах без страховки;
б) при выполнении соскоков приземляться на носки;
в) не стоять близко к снаряду при выполнении упражнений другим учащимся;
г) на спортивных снарядах не выполнять упражнения с влажными ладонями;
д) при поточном выполнении упражнений (один за другим) соблюдать интервалы, чтобы не было столкновений.
|
До 1 мин
|
В виде беседы
|
Здоровьесберегающие технологии:
4. .Измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) за 10сек.
|
До 30 сек
|
Полученный результат умножить на 6. В пределах 60-80 уд\мин. Опрос о состоянии самочувствия.
|
5. Строевые упражнения: повороты на месте и в движении.
|
До 30 сек
|
Четкость и согласованность выполнения.
|
Укрепление правильной осанки
|
6. Упражнения на месте и в движении для поддержания правильной осанки: (с мешочками на голове)
а) ходьба на носках, руки вверх;
б) ходьба на пятках, руки за голову;
в) ходьба в полуприседе, руки на поясе.
|
До 1 мин
|
Следить за правильной осанкой учащихся, напомнить: «Школа гимнастики – это основа правильной осанки на всю жизнь.
|
7. Упражнения для профилактики плоскостопия:
а) ходьба по канату приставными шагами, руки на поясе;
б) ходьба по деревянной доске;
в) ходьба по подушечкам;
г) ходьба с поочередным сгибанием и разгибанием рук.
|
До 1 мин
|
Туловище держать прямо.
Темп умеренный, соблюдать дистанцию 2 шага.
|
|
8. Разновидности бега (обычный, «змейкой», приставным шагом левым(правым) боком; с остановкой по сигналу)
|
До
1,5мин
|
Темп средний, соблюдать дистанцию 2 шага.
|
|
|
9. Перестроение в две шеренги в шахматном порядке
|
До 30сек
|
Последовательными поворотами в движении
|
|
Подготовка организма к работе в основной части урока.
|
10. Повторить комплекс упражнений ритмической гимнастики: 1) Повторение разученной композиции под музыкальным сопровождением;
2) Синхронное исполнение упражнений всеми участниками;
3) Выполнение с соблюдением композиционной целостности упражнения.
|
8 мин
|
Фронтальный способ организации деятельности обучающихся. Стараться выполнять все движения слушая музыку.
|
|
|
И. п. –стойка на одной ноге, правую согнутую на носок, руки согнуты, предплечья вверх, пальцы сжаты в кулак;
1 - острый шаг на месте, руки вперед, пальцы разжать; 2 – и.п.; 3 – руки в стороны; 4 – и.п.; 5-8 – то же, но руки вверх – вниз.
|
8 раз
|
Следить за осанкой. Движения руками выполнять энергично.
|
|
|
И. п. – стойка ноги врозь, руки за спину;
голову вниз, коснуться подбородком груди; 2 – голову назад;
3 – наклон головы вправо; 4 – наклон головы влево.
|
4 раза
|
Спину держать ровно, стараться выполнять повороты плавно.
|
|
|
И. п. стойка, руки на пояс;
1 – полуприсед с поворотом туловища вправо, голову влево;
2 – и. п.; 3 – 4 –то же в другую сторону
|
8 раз
|
Движения энергичные. Спина прямая, живот втянут.
|
|
|
И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс;
1 – наклон прогнувшись. Правую руку вперед с кругом кистью влево; 2 – и.п. 3 – 4 – то же другой рукой.
|
8 раз
|
Ноги в коленном суставе не сгибать.
|
|
|
И. п. – стойка ноги врозь, руки за спину;
1 – выпад левой в сторону, массу тела перенести на опорную ногу, правую на носок, голову повернуть в сторону выпада;
2 – то же в другую сторону.
|
8 раз
|
При выпаде ноги прямые, носочки оттянутые.
|
|
|
И. п. стойка ноги врозь, руки в стороны;
1 – приставной шаг влево;
2 – шаг левой в сторону, правую согнуть и коснуться коленом локтя левой руки, туловище энергично повернуть к согнутой ноге, кисть повернута внутрь;
3 – 4 – то же в другую сторону.
|
8 раз
|
Следить за осанкой. Движения руками выполнять энергично.
|
|
|
И. п. стойка, руки согнуты, предплечья вверх, ладони вперед;
1 – полуприсед на правой, левую в сторону на носок, руки в стороны, кисти опущены; 2 – и. п; 3 – то же в другую сторону; 4 – и. п.; 5 – полуприсед на правой, левую согнутую ногу вперед, щелкнуть пальцами под ней;6- и п. 7– то же с другой ноги; 8- и. п.
|
8 раз
|
Туловище держать прямо, смотреть вперед.
|
|
|
И. п. – стойка, руки в стороны;
1-3-пружинящие наклоны прогнувшись влево-вперед-вправо; 4-и.п.
|
8 раз
|
Стараться не сгибать ноги и максимально прогибаться в пояснице..
|
|
|
И. п. стойка, руки в стороны;
1 – круглый полуприсед, руки скрестно перед грудью, предплечья вверх, кисти во внутрь, голову наклонить вперед;
2 – и. п. 3 – 4 –то же , но голову отклонить назад.
|
4 раза
|
Спину держать прямо.
|
|
|
И. п. стойка ноги врозь. Правая 111 позиции, левая 1 позиции;
1 – 4 - 4 пружинящих наклона влево, массу тела перенести на опорную ногу, другую в сторону на носок;
5 – 8 -- то же в другую сторону.
|
8 раз
|
Менять положение плавным перекатом стопы с носка на пятку.
|
|
|
И. п. стойка ноги врозь, руки вверх;
1 – таз вправо, массу тела перенести на правую, левую слегка согнуть, правой рукой щелкнуть пальцами и слегка повернуть плечо к согнутой ноге; 2 – то же другой рукой;
3 – наклон вперед. касаясь ладонями пола; 4 – и. п.
|
8 раз
|
Следить за осанкой. Движения руками выполнять энергично.
|
|
|
И. п. стойка, руки вперед;
1 – шаг левой в сторону, правую на носок, руки в стороны;
2 – присед, оторвать пятки от пола, спина прямая, руки согнуты, предплечья вверх, кисти поднять ( движения руками как при плавании способом «брасс»; 3 – 4 – то же в другую сторону.
|
8 раз
|
Во время приседания не наклоняться вперед.
|
|
|
Бег на месте с продвижением вперед, назад, с различными движениями рук; бег по диагонали, вокруг себя ( с поворотом); скачки на двух ногах с поворотом таза вправо, влево, то же с приседом. ( твист)
|
1мин
|
Во время бега темп средний, выполнять прыжки ритмично.
|
|
|
Упражнения на расслабление. И. п. – о. с.;
1 - 4 –встать на носки, голову назад, руки через стороны вверх – вдох; 5 – 8 – руки через стороны вниз – выдох. Подбородок к груди, расслабляясь, упор присев – выдох.
|
4 раза
|
Глубоко вдыхать и выдыхать.
|
|
|
Измерение ЧСС.
|
До 20с
|
В норме-100-120 уд\мин. обучающимся с повышенной ЧСС выполнять дыхательные упражнения.
|
II.
|
Научить проводить упражнения с группой.
|
Построение в одну шеренгу.
Обучение технике «моста».
|
6 мин
|
|
|
Создание проблемной ситуации.
Внимательно посмотрите на рисунок, и скажите, как по вашему мнению выполнен положение «мост».
|
|
На экране изображение акробатического упражнения «мост».
Ответы детей: «мост» выполнен неправильно. Ошибки: ноги согнуты; не правильно выставлены ноги и руки.
|
|
|
Вопросы:
Назовите ошибки.
А что нужно делать, для того чтобы правильно и красиво делать положение «моста»
|
|
Ответы детей: выполнять упражнения для развития гибкости.
|
|
Развивать гибкость и силовую выносливость
|
Специально-подготовительные упражнения для развития гибкости.
Упр. 1. Из положения лежа ни животе– прогнуться назад («лодочка)
|
До 15 с
|
Стараться прогибаться больше в пояснице.
|
Упр. 2. Из положения лежа на животе, руки за спиной – прогнуться назад.
|
До 15 с
|
Пятки держать вместе, как можно больше прогибаться в пояснице.
|
Упр. 3. Из положения лежа на спине, ноги согнуты, руки вдоль туловища- максимально поднять туловище, прогибаясь в пояснице.
|
До 15 с
|
Стараться удержать это положение дольше.
|
|
|
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
И. п. – лёжа на спине, опереться согнутыми у плеч руками (пальцы к плечам), локти на ширине плеч, сгибая ноги ступни на полу.
|
|
Типичные ошибки:
Ноги в коленях согнуты, ступни на носках.
Ноги согнуты в коленях, плечи смещены от точек опоры кистей.
|
|
|
Освоить исходное положение и наклон головы назад, стоя ноги врозь у гимнастической стенки, опираясь о н
|
|
Типичные ошибки:
Руки и ноги широко расставлены.
Голова наклонена вперед.
|
|
|
Из положения, лежа на спине выполнить «мост» с помощью.
|
3-5 раз
|
Страховка и помощь.
Стоя сбоку, поддерживать одной рукой под спину у лопаток, другой – под поясницу.
|
|
|
4. Из положения, лежа на спине выполнить «мост» самостоятельно.
|
3-5 раз
|
Описание «моста» и положения лежа на спине:
лежа на спине, сильно согнуть ноги и развести кнаружи, руками опереться у плеч (пальцами к плечам). Выпрямляя одновременно руки и ноги, прогнуться и наклонить голову назад.
|
|
Развивать гибкость и координацию
|
Совершенствование акробатических упражнений:
Равновесие на одной ноге.
Специально-подготовительные упражнения на растягивание мышц:
1.Стоя у опоры максимальные махи (движения) ногами вперед-назад;
2.Стоя у опоры максимальные(движения) махи ногами в стороны;
3.Стоя у опоры и подняв ногу выше таза выполнение глубоких наклонов вперед.
4. Выполнение равновесие на одной ноге самостоятельно.
4. Акробатическая комбинация: равновесие на правой(левой) ноге, руки в стороны-держать; махом правой(левой) вперед выпад вперед; кувырок вперед; из положения лежа на спине «мост», опускаясь в положение лежа на спине-поворот в положение упор лежа; толчком двух ног в упор присев; кувырок назад в упор присев.
|
5 мин
5 мин
|
На экране изображение акробатического упражнения «равновесие на одной ноге».
Техника выполнения:
И. п. о. с.
Поднять прямые руки в стороны и одновременно медленно поднять правую (левую) ногу назад, слегка наклонив туловище вперед (ласточка). Удерживать равновесие на левой(правой) ноге 10-30 сек., смотреть прямо перед собой. Дыхание произвольное.
На выдохе вернуться в и. п.
Следить за выполнением каждого, указывать на групповые и индивидуальные ошибки.
|
|
|
5. Повторить комбинацию на бревне: шаги польки; ходьба со взмахом ног; шаги галопа, руки в стороны; сед углом, руки в стороны; равновесие на одной, шагом соскок.
|
5 мин
|
При выполнении упражнений сохранять равновесие, приземляться на носки.
|
|
|
Вопросы теоретического характера:
а) Что такое гибкость?
б) Кто скажет определение гибкости?
в) Назовите разновидности гибкости?
г) Чем отличаются активная гибкость от пассивной?
д) А как же можно развивать гибкость?
|
5 мин
|
Ответы детей:
а) это физическое качество;
б) это способность организма выполнять упражнения с большой амплитудой;
в) активная и пассивная;
г) активная- выполнение упражнений на гибкость без приложения внешних сил,
пассивная -выполнение упражнений с приложением внешних сил;
д) выполнением упражнений до появления болевых ощущений.
|
III.
Заклю-
читель
ная
часть
3 - 5
мин
|
|
Повторить элементы современных танцев.
а ) шаг правой вперед, 2 – шаг левой влево, 3 – шаг правой назад, 4 – ноги вместе;
б ) шаг правой в сторону, руки согнутые назад; 2 – ноги вместе, руки вперед; 3 – 4 –то же в другую сторону;
в ) повторяется первый элемент;
г ) 1 – шаг правой вправо. 2 – с поворотом ноги вместе;
3– 4 - эти движения повторяются.
|
2 мин
|
Стараться выполнять все движения слушая музыку.
|
|
Построение в одну шеренгу.
|
|
|
|
Упражнение на расслабление.
2 – группировка;
4 - и. п.
|
До
1 мин
|
Дети, лежа на мате, образуют цветок Курая и под музыку делают упражнение:
|
|
Измерение ЧСС.
|
До 30сек
|
В норме 90-100 уд./мин. Уделить повышенное внимание ученикам, имеющим отклонения от средних показателей.
|
|
Подведение итогов.
|
До 30сек
|
Отметить активных обучающихся и выставит оценки.
|
|
Домашнее задание
|
До 30сек
|
Повторить комплекс ритмической гимнастики и элементы современных танцев.
|
|
Рефлексия:
Организованный выход из зала.
|
До
30 сек
|
Выводы учащихся .
|
Конспект составлен на основании:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего общего образования по физической культуре, утвержденного приказом Минобразования России № 1089 от 5.03.2004г.
Программы общеобразовательных учреждений: Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2012.
УМК «Физическая культура» для 8 класса, М: Просвещение, 2015
Лях, В. И. Физическое воспитание учащихся 10–11 кл. / В. И. Лях. – М. : Просвещение, 2005.
Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л. Б. Кофмана. – М., 2000..
Методика преподавания гимнастики в школе. – М., 2000.
Гавердевский Ю.К. Техника гимнастических упражнений:
Урок в современной школе / ред. Г. А. Баландин, Н. Н. Назаров, Т. Н. Казаков. – М
Интернет ресурсы:
http://fizkultura-na5.ru/ - Сайт учителей физкультуры.
http://nsportal.ru/soobshchestvo-uchiteley-fizkultury - Сообщество учителей физкультуры.
http://fizkultura-na5.ru/ - Физкультура на 5.
Минзифа Мухаметшина
Андрей Анатольевич
Иванова Наталья Александровна