Родительский клуб

0
0
Материал опубликован 17 August

В рамках родительского клуба «Успешное родительство» педагог-психолог и учитель-логопед выступили перед родителями с докладом на тему «Преодоление трудностей в обучении».

Специалисты школы представили к обсуждению следующие вопросы:

1. Красивый почерк.

2. Чтение без ошибок.

3. Лёгкое запоминание.

4. Успешное взаимодействие со сверстниками.

5. Эффективное планирование деятельности.

Трудности в обучении детей в начальной школе - распространенное явление, которое может быть вызвано различными факторами. Важно понимать эти причины, чтобы вовремя оказать помощь ребенку.

Эти трудности могут быть связаны с физиологическими и психологическими особенностями детей:

Недостаточная готовность к школе:

Причины: ранний или поздний возраст поступления в школу, недостаточный уровень развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, речи), несформированность навыков самообслуживания и общения.

Проявления: трудности с усвоением учебного материала, неусидчивость, невнимательность, частые отвлечения, проблемы с адаптацией к школьной среде.

Нарушения внимания и гиперактивность (СДВГ):

Причины: нейробиологические особенности, генетическая предрасположенность.

Проявления: импульсивность, невнимательность, гиперактивность, трудности с организацией деятельности, соблюдением правил, контролем эмоций.

Задержка психического развития (ЗПР):

Причины: органические поражения головного мозга, генетические факторы, неблагоприятные социальные условия.

Проявления: замедленный темп развития познавательных процессов, трудности с обобщением и абстрагированием, низкий уровень мотивации к обучению.

Нарушения речи (дислалия, дизартрия, алалия, заикание):

Причины: органические поражения головного мозга, генетическая предрасположенность, неблагоприятные социальные условия.

Проявления: трудности с произношением звуков, грамматическим строем речи, пониманием речи, чтением и письмом.

Дисграфия и дислексия (нарушения письма и чтения):

Причины: нейробиологические особенности, нарушения фонематического слуха, зрительного восприятия, пространственной ориентации.

Проявления: замены букв, пропуски букв, искажения слов, трудности с пониманием прочитанного.

Нарушения зрения и слуха:

Причины: врожденные аномалии, травмы, заболевания.

Проявления: трудности с восприятием учебного материала, требующего хорошего зрения или слуха.

Психологические проблемы (тревожность, депрессия, страхи):

Причины: семейные проблемы, школьные конфликты, травматические события.

Проявления: снижение успеваемости, нарушение поведения, отказ от посещения школы, замкнутость, плаксивость.

А сейчас перейдём непосредственно к вопросам нашего обсуждения.

1. Красивый почерк.

1. Форма букв: красивые, ровные, цельные.

2. Наклон: все буквы имеют одинаковый лёгкий наклон вправо.

3. Высота: должна быть одинаковой для всех написанных слов.

4. Одинаковое написание: печатное или прописное.

5. Межбуквенный интервал: должен быть ровным для всего слова.

6. Соблюдение красной строки: важно при оформлении письменных работ по русскому языку.

7. Соблюдение внешнего и внутреннего поля.

Причины проблем с почерком:

недостаточно развитая мелкая моторика: слабые мышцы руки и пальцев, плохая координация движений;

неправильная осанка и положение руки: неудобное рабочее место, неправильный захват ручки;

невнимательность и спешка: ребенок не концентрируется на написании букв;

дисграфия: специфическое нарушение письма, связанное с трудностями в освоении графических навыков.

Рекомендации по исправлению почерка:

1. Создание комфортных условий:

организуйте удобное рабочее место: высота стола и стула должны соответствовать росту ребенка;

обеспечьте хорошее освещение;

научите ребенка правильно сидеть: спина прямая, ноги касаются пола.

2. Правильный захват ручки:

ручка должна лежать на среднем пальце, фиксироваться большим и указательным пальцами;

используйте специальные ручки с утолщением или насадками для правильного захвата.

3. Упражнения для развития мелкой моторики:

лепка из пластилина, глины, теста;

рисование, раскрашивание;

вырезание ножницами;

собирание пазлов, мозаики, конструкторов;

игры с бусинами, пуговицами, крупой;

пальчиковая гимнастика.

4. Упражнения для улучшения почерка:

обведение контуров букв и рисунков;

срисовывание букв и слов;

письмо в тетрадях с косой линией;

копирование текстов с образца;

диктанты;

специальные упражнения для тренировки правильного написания отдельных букв и элементов.

5. Контроль и поощрение:

регулярно проверяйте тетради ребенка и указывайте на ошибки;

хвалите за успехи и старания;

не ругайте за плохой почерк, а поддерживайте и мотивируйте к улучшению.

6. Обращение к специалисту (логопеду, нейропсихологу):

если проблемы с почерком сохраняются, несмотря на все усилия, возможно, ребенку требуется помощь специалиста.

II. Чтение без ошибок.

Причины ошибок при чтении:

недостаточно развитый фонематический слух: трудности с различением звуков речи;

плохое знание букв: неумение быстро и безошибочно узнавать буквы;

неразвитое внимание: ребенок отвлекается и не может сосредоточиться на чтении;

дислексия: специфическое нарушение чтения, связанное с трудностями в освоении навыков чтения.

Рекомендации по обучению чтению:

1. Развитие фонематического слуха:

игры на различение звуков (например, «Угадай звук», «Найди слово на заданный звук»);

разложение слов на звуки (звуковой анализ);

составление слов из звуков (звуковой синтез).

2. Закрепление знания букв:

использование карточек с буквами;

игры с буквами (например, лото, домино, азбука);

чтение слогов и слов по слогам.

3. Развитие внимания:

упражнения на концентрацию внимания (например, поиск отличий, лабиринты, головоломки);

чтение коротких текстов с последующим пересказом.

4. Выбор подходящих текстов:

начинайте с простых текстов с крупным шрифтом и небольшим количеством слов;

постепенно усложняйте тексты;

выбирайте тексты, которые интересны ребенку.

5. Чтение вслух:

поощряйте чтение вслух, чтобы контролировать произношение и понимание прочитанного;

обращайте внимание на ошибки и помогайте их исправлять.

6. Многократное чтение:

предлагайте ребенку читать один и тот же текст несколько раз, чтобы улучшить скорость и безошибочность чтения.

7. Использование специальных программ и приложений для обучения чтению:

многие программы и приложения предлагают интерактивные упражнения и игры, направленные на развитие навыков чтения.

8. Обращение к специалисту (логопеду, нейропсихологу):

если проблемы с чтением сохраняются, необходимо обратиться к специалисту для диагностики и коррекции дислексии.

III. Легкое запоминание.

Причины трудностей с запоминанием:

недостаточно развитое внимание и концентрация: ребенок не может сосредоточиться на информации;

плохо развитая память: неумение использовать эффективные стратегии запоминания;

непонимание материала: ребенок не понимает, что он запоминает, поэтому информация не удерживается в памяти;

перегрузка информацией: слишком большой объем информации, которую нужно запомнить;

отсутствие интереса к материалу: ребенок не заинтересован в запоминании информации.

Рекомендации:

1. Развитие внимания и концентрации: (упражнения описаны выше).

2. Использование различных видов памяти:

зрительная память: использование картинок, схем, таблиц, видеороликов;

слуховая память: чтение вслух, прослушивание аудиозаписей, повторение информации вслух;

кинестетическая память: записывание информации, рисование, выполнение практических заданий.

3. Использование мнемонических приемов:

ассоциации: связывание новой информации с уже известной;

рифмы: запоминание информации в виде рифмованных стихов;

акронимы: составление слов из первых букв запоминаемой информации;

метод мест (Цицерона): мысленное размещение информации в знакомом месте.

4. Разбиение информации на части:

разделение большого объема информации на небольшие логические блоки.

5. Повторение материала:

регулярное повторение информации через определенные промежутки времени (например, сразу после изучения, через несколько часов, на следующий день, через неделю).

6. Активное обучение:

вовлечение ребенка в активный процесс обучения: задавание вопросов, обсуждение материала, выполнение практических заданий, объяснение материала другим.

7. Визуализация:

представление информации в виде образов и картинок.

8. Связь с личным опытом:

связывание новой информации с личным опытом ребенка, с его интересами и потребностями.

9. Обучение в игровой форме:

использование игр и упражнений для запоминания информации.

10. Создание положительного эмоционального фона:

обучение должно проходить в спокойной и доброжелательной атмосфере;

хвалите ребенка за успехи и старания.

Общие рекомендации для всех трех областей:

терпение и понимание: поддерживайте ребенка и не давите на него;

постепенность: не пытайтесь решить все проблемы сразу;

регулярность: занимайтесь с ребенком регулярно, даже если это всего по 15-20 минут в день;

индивидуальный подход: подбирайте методы и упражнения, которые подходят именно вашему ребенку;

консультации со специалистами: не стесняйтесь обращаться за помощью к учителям, логопедам, психологам и другим специалистам;

помните, что каждый ребенок уникален и развивается в своем темпе!

4. Успешное взаимодействие со сверстниками.

Причины, по которым успешное взаимодействие со сверстниками важно:

1. Социальное развитие:

формирование социальных навыков (общение, сотрудничество, разрешение конфликтов, эмпатия);

умение устанавливать и поддерживать отношения;

понимание социальных норм и правил;

развитие чувства принадлежности к группе.

2. Эмоциональное развитие:

формирование уверенности в себе;

развитие эмоциональной регуляции (умение контролировать свои эмоции);

умение выражать свои чувства и понимать чувства других;

снижение чувства одиночества и изоляции.

3. Когнитивное развитие:

обмен знаниями и опытом;

развитие критического мышления и умения аргументировать свою точку зрения;

улучшение коммуникативных навыков;

обучение новым навыкам и умениям через подражание и сотрудничество.

4. Психологическое благополучие:

повышение самооценки;

снижение уровня тревожности и стресса;

формирование чувства безопасности и поддержки;

предотвращение проблемного поведения (буллинг, агрессия, депрессия).

Причины, по которым дети и подростки могут испытывать трудности во взаимодействии со сверстниками:

1. Индивидуальные особенности:

застенчивость, робость;

низкая самооценка;

трудности в общении;

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности);

расстройства аутистического спектра (РАС);

тревожность;

агрессивность.

2. Семейные факторы:

недостаток внимания и поддержки со стороны родителей;

конфликты в семье;

гиперопека;

непоследовательное воспитание;

отсутствие социальных моделей для подражания;

3. Школьные факторы:

буллинг (травля);

изоляция со стороны сверстников;

недостаточная поддержка со стороны учителей;

неблагоприятный социальный климат в классе.

4. Социальные факторы:

различия в социальном статусе;

дискриминация по признакам расы, национальности, религии;

влияние негативных социальных норм и ценностей.

Рекомендации по развитию успешного взаимодействия со сверстниками:

1. Создавайте возможности для общения: записывайте ребенка в кружки, секции, спортивные команды. Приглашайте друзей ребенка в гости. Поощряйте участие ребенка в социальных мероприятиях.

2. Обучайте социальным навыкам: учите ребенка, как начинать разговор, поддерживать беседу, выражать свои мысли и чувства, слушать других.

3. Помогайте ребенку развивать уверенность в себе: хвалите ребенка за достижения, поддерживайте его интересы, поощряйте самостоятельность.

4. Учите ребенка решать конфликты: помогайте ребенку анализировать конфликтные ситуации, находить компромиссы, выражать свои чувства без агрессии.

5. Развивайте эмпатию: учите ребенка понимать чувства других людей, сопереживать им.

6. Установите четкие правила поведения: ограничивайте время, проводимое ребенком в социальных сетях и онлайн-играх. Следите за тем, с кем общается ваш ребенок.

7. Будьте примером для подражания: демонстрируйте уважительное и дружелюбное отношение к другим людям.

8. При необходимости обращайтесь за помощью к специалистам: Психологу, социальному педагогу, психотерапевту.

5. Эффективное планирование деятельности.

Вот некоторые ключевые преимущества эффективного планирования для школьника:

1. Улучшение успеваемости: планирование позволяет школьнику более эффективно использовать время, выделять достаточно времени на каждый предмет и избегать прокрастинации. Это приводит к лучшим результатам в учебе, более глубокому пониманию материала и, как следствие, к лучшим оценкам.

2. Снижение уровня стресса и тревожности: четкое расписание и план действий уменьшают чувство перегруженности и неопределенности. Школьник знает, что и когда ему нужно делать, что позволяет чувствовать себя более контролирующим ситуацию и снижает уровень стресса.

3. Повышение продуктивности: планирование помогает школьнику расставлять приоритеты и фокусироваться на важных задачах. Это позволяет ему делать больше за меньшее время и избегать бессмысленной траты времени на незначительные дела.

4. Развитие навыков организации и управления временем: планирование – это навык, который пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни. Школьник, умеющий планировать свое время, будет более успешным в университете, на работе и в личной жизни.

5. Больше свободного времени: эффективное планирование позволяет школьнику не только успевать делать все необходимое, но и освободить время для хобби, спорта, общения с друзьями и отдыха.

6. Улучшение концентрации и внимания: зная, что нужно делать и когда, школьник может лучше сосредоточиться на задаче и избежать отвлечений.

7. Повышение самооценки и уверенности в себе: достижение поставленных целей, даже маленьких, укрепляет уверенность в себе и повышает самооценку. Планирование помогает школьнику ставить реалистичные цели и достигать их.

8. Развитие ответственности: планирование предполагает ответственность за выполнение поставленных задач. Школьник учится быть ответственным за свое время и результаты.

В целом, эффективное планирование – это важный инструмент, который позволяет школьнику более успешно учиться, справляться со стрессом и развивать важные навыки, необходимые для успешной жизни.

Вот несколько стратегий и методов планирования, которые могут быть полезны для школьника:

1. Составление расписания:

Ежедневное/Еженедельное расписание: заполните расписание уроками, кружками, тренировками, временем на домашнее задание, а также временем на отдых и личные дела. Можно использовать бумажный ежедневник, онлайн-календарь (Google Calendar, Outlook Calendar), или специальные приложения для планирования.

Гибкое расписание: важно, чтобы расписание было гибким и адаптируемым к изменениям. Не бойтесь его корректировать, если что-то пошло не так.

Учет биоритмов: попробуйте планировать наиболее сложные задачи на то время дня, когда школьник чувствует себя наиболее энергичным и продуктивным.

2. Использование органайзера/планера:

Бумажный органайзер: это классический вариант, который позволяет записывать задачи, расписание, заметки и напоминания.

Электронный органайзер: существует множество приложений для смартфонов и планшетов, которые позволяют создавать списки дел, ставить напоминания и отслеживать прогресс. Примеры: Todoist, Google Tasks, Microsoft To Do.

Доска задач (канбан-доска): разделите задачи на категории (например, «Сделать», «В процессе», «Сделано») и перемещайте задачи между ними по мере их выполнения.

3. Постановка целей (SMART-цели):

SMART - Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time-bound (Конкретные, Измеримые, Достижимые, Актуальные, Ограниченные по времени): помогите школьнику ставить цели, которые соответствуют этим критериям. Например, вместо «Улучшить успеваемость» можно поставить цель «Получить «5» по математике в следующей четверти».

4. Расстановка приоритетов:

Матрица Эйзенхауэра (Срочно/Важно): разделите задачи на четыре категории: «Срочные и важные», «Важные, но не срочные», «Срочные, но не важные», «Не срочные и не важные». Сначала выполняйте задачи из категории «Срочные и важные», затем из категории «Важные, но не срочные».

Правило Парето (80/20): определите 20% задач, которые приносят 80% результатов, и сосредоточьтесь на них.

5. Техники управления временем:

Техника Pomodoro: работайте в течение 25 минут, затем делайте перерыв на 5 минут. После четырех циклов сделайте более длительный перерыв (15-30 минут).

Блокировка времени: выделите определенное время в расписании для конкретных задач и придерживайтесь этого времени.

Timeboxing: выделите определенное количество времени на выполнение задачи и постарайтесь уложиться в этот срок.

6. Управление отвлечениями:

Определите отвлечения: помогите школьнику определить, что его чаще всего отвлекает (например, социальные сети, игры, разговоры).

Устраните отвлечения: выключите уведомления на телефоне, найдите тихое место для работы, попросите членов семьи не беспокоить.

7. Планирование перерывов и отдыха:

Регулярные перерывы: не забывайте включать в расписание перерывы на отдых и расслабление.

Активный отдых: занимайтесь спортом, гуляйте на свежем воздухе, делайте зарядку.

Сон: обеспечьте достаточное количество сна (8-10 часов).

8. Анализ и корректировка:

Регулярно пересматривайте планы: анализируйте, что работает, а что нет, и корректируйте свои планы в соответствии с этим.

Будьте гибкими: не бойтесь менять планы, если что-то пошло не так.

9. Советы для родителей:

Поддерживайте школьника: помогайте ему в планировании, но не делайте все за него.

Будьте терпеливы: планирование – это навык, который требует времени и практики.

Поощряйте успех: отмечайте достижения школьника и хвалите его за усердие.

Важно помнить: нет универсального метода планирования, который подойдет каждому школьнику. Важно экспериментировать с разными стратегиями и методами, чтобы найти то, что работает лучше всего для конкретного человека. Также, важно обучить школьника самоанализу, чтобы он мог сам определять эффективность своих стратегий и адаптировать их.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.