12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ФЕДОРОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА2367
мечтатель
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей в вопросах воспитания

Что такое детский сад? Каждый может ответить по -разному.

"Детский сад -это дом, окна которого открыты в детство..."

"Детский сад - эта одна большая семья детей, воспитателей и родителей..."

«Детский сад- это огромная планета искренних сердец…»

"Детский сад - это гавань для первых открытий и новых свершений маленьких "почемучек".

Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители , где основным структурным элементом в детском саду является группа. Воспитатель, как организатор воспитательно-образовательной деятельности в группе, непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с их родителями. Несмотря на то, какой бы высокой ни была квалификация педагога, как бы основательно не продумывались содержание и формы образовательной деятельности с детьми, положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного периода развития ребенка.

Одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Как много проблем возникает между ними, когда существует недопонимание, не хватает терпения и такта при рассмотрении различных вопросов. Отсутствие взаимопонимания, непонимание всей тяжестью проблематичности ложатся на ребенка. Порой наблюдаешь, как некоторые родители пытаются отойти от воспитания своего ребенка, возложив все на плечи педагогов. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь понять всю ситуацию в понимании важности единых требований семьи и детского сада?

Поэтому хотелось бы на основе некоторых форм сотрудничества достичь взаимопонимания при раскрытии вопросов педагогической работы, определяющих воспитательные цели и традиции группы и детсада.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение всех в единую команду для совместных решений возникающих вопросов. От участия родителей выигрывают все субъекты педагогического процесса, прежде всего- дети. Познакомившись с реальным состоянием дел, родители порой заимствуют удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Педагог, в свою очередь, имеет возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны воспитания в домашних условиях. А значит, все это способствует дополнению семейного и общественного воспитания.

В работе с родителями используем много различных форм, которые на наш взгляд сближают педагога и родителя: педагогические беседы с родителями, круглые столы, конференции, совместные досуги, открытые занятия для родителей, посещение семей, дни открытых дверей, "родительские университеты", работа с родительским комитетом, "Семейное чтение", внедрение родительского опыта "Что умеют наши мамы".

В настоящее время молодые родители нуждаются в помощи со стороны воспитателей и детского сада, потому что любить надо уметь и любить надо учить. Родители должны быть союзниками воспитателя в образовании и развитии детей, а нам, воспитателям, надо помочь родителям, чтобы они пришли самостоятельно к мысли о том, что они способны изменить жизнь своего ребенка к лучшему. Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания. В практику вошел такой опыт- проведение собраний за кружкой чая, что способствует сближению родителей. Иногда родители приветствуют такую форму собрания, на котором можно услышать выступления своих детей (спорт - игровые моменты, творчество -спектакли, концертные выступления). Будет меньше упреков в каждую сторону, если совместно находятся решения в вопросах на волнующие темы, обсуждаемые педагогические ситуации, как и каким образом помочь ребенку.

Родительские собрания сближают педагога и родителя, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

Организация Дня открытых дверей также помогает найти точки соприкосновения между родителями и педагогами.

Некоторые родители с удовольствием включаются в работу и ведут мастер - классы по кулинарии, рукоделию, нетрадиционным техникам изоискусства.

"Книга-эстафета"- еще одна из форм, которая помогает в налаживании контактов с семьями воспитанников. Здесь можно узнать, насколько родители знают своих детей, какие проблемы их волнуют, как семья решает трудные вопросы. Каждый родитель отвечает на вопросы, задает свои и ищет нестандартные решения, советуется с другими.

Наряду с традиционными формами работы в группе практикуем проведение родительских конференций, задача которых заключается в раскрытии и пропаганде лучшего опыта семейного воспитания. На конференциях порой присутствуют приглашенные специалисты : врач, логопед, психолог. Совместно с детьми и родителями готовится выставка детских работ, вниманию родителей и педагогов предоставляются литературные новинки. Такие близкие встречи с родителями полезны для всех, ведь трудные вопросы решаются легче сообща.

Пропаганда педагогических знаний, формирование основ воспитания и образования ведется через родительские уголки, где нами разработаны консультационные материалы, подборки методических рекомендаций.

Ежедневно оформляется стенд для родителей: "Чем мы занимались", "Закрепите дома вместе с детьми", "Достижения ребенка: вот чему я научился".

В группе есть "Демонстрационный портфель"- персональная папка каждого ребенка, куда складываются работы детей, интересные моменты и виды деятельности.

Наличие стенда "Над чем я думаю..." дает возможность взрослым понять, находиться в центре внимания проблем, интересных для ребенка, его высказывания, рассуждения, мысли, впечатления.

Анкетирование - как один из видов работы с родителями, способствует охвату большого количества рассматриваемых вопросов для разрешения в совместной или индивидуальной форме деятельности. Через анкеты выявляется степень вовлеченности семей в образовательный процесс. Важно знать, над чем работать, опыт каких семей пригодится в ближайшем будущем.

Как в каждой группе, у нас есть родительский комитет. Это- центр инициатив, творчества и организации всех дел. Есть у нас и свой член -корреспондент, который успевает запечатлеть и предоставить информацию на стенд "Фотообъектив". Ежемесячно в группе вывешивается обзорная газета, посвященная определенной теме, событию, затрагивающая жизнь группового коллектива. Участие родителей в проведении праздников, выступления в качестве сказочных героев на утренниках стало доброй традицией, способствующей установлению тесной связи в работе между ребенком- воспитателем- родителем.

Выбор форм и методов взаимодействия по вопросам воспитания способствует выполнению функций семейного воспитания и развития дошкольников в этом стремительно бегущем вперед современном обществе. 

Таким образом ,разнообразие нетрадиционных форм способствует нахождению точки соприкосновения и тесного контакта для взаимодействия ДОУ и семьей в вопросах воспитания и полноценного развития дошкольника.

В результате нашей работы с родителями мы еще раз убедились, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер. Нам необходимо применять как можно больше интересных современных приемов и методов. Благодаря новшествам, жизнь в группе активизируется и продолжает открывать все новые возможности перед всеми членами педагогического процесса. Внедрение нетрадиционных форм работы с родителями формирует у них повышенный интерес к жизни детей в группе, повышает ответственность  за воспитание ребенка в семьях, способствует развитию психолого-педагогической компетентности в вопросах детско-родительских отношений.  Родители становятся активными участниками всех дел детского сада, нашими помощниками. Это мотивирует нас не останавливаться на достигнутом, а искать новые формы сотрудничества. Главное в работе - не навредить, а , значит, вместе с детьми надо учиться новому, увлекая в совместную деятельность всех участников образовательного процесса .Воспитание- ПИТАНИЕ! Чем  ,каким содержанием будет наполнено современное воспитание- зависит от живого диалога между родителями и педагогами. 





Список литературы

1.Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей.- М. :Сфера, 2004.

2.Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации).- Оренбург: Оренбургский ИПК,2003.

3.Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка//Дошкольное воспитание, 2002, №9.


















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.