Родительский лекторий «Развитие познавательных способностей у детей. Руководство чтением»
Родительский лекторий.
«Развитие познавательных способностей у детей. Руководство чтением».
Учитель математики
МКОУ «Мужичанская СОШ»
Чеботарева Ирина Вячеславовна
В проекте основных направлений развития страны говорится о чрезвычайной важной роли семьи в формировании основ характера, его отношение к труду, наиважнейшим моральным, идейным и культурным ценностям. Такое внимание государства к проблемам семейного воспитания требует от нас всех: родителей и педагогов, повысить ответственность за выполнение своего непреложного долга. Велика и сложна стратегия и тактика воспитания молодёжи. Правильность их рождается в совместном поиске семьи и школы. Н. Г. Чернышевский писал: «Мы думаем, что детский рассудок слаб, что детский ум не проницателен: о, нет, напротив, он только неопытен, но, поверьте, очень остёр и проницателен». И задача родителей в первые годы жизни – развивать остроту и проницательность ума своих детей. Ведь недаром детей в младшем возрасте называют «почемучками». Им всё интересно, любознательно, им хочется всё знать, понять, испытать. А, мы, родители, порой ссылаясь на нехватку времени, усталость, отмахиваемся от них, отсылая к игрушкам, телевизору, компьютеру, заняться чем – либо другим. И удивляемся потом, почему наши дети растут равнодушными, неразвитыми, грубыми. Мы виним кого – то, но забываем мудрость народную о яблоне и яблочках.
Мы не спешим вместе с детьми посидеть в кинотеатре, почитать книгу, обсудить статью. Мы утверждаем, что ребёнок должен развиваться самостоятельно, а не превращаться в духовного тунеядца.
Но почему же так понизилась речевая культура школьников? Почему старшеклассник не может высказать свои мысли свободно, почему даже взрослый человек говорит с трудом, подбирая нужные слова. И ответ один: отсутствует треугольник: семья – книга – подросток.
Пока семья не станет местом кропотливого и заботливого взращивания любознательного читателя, пока не будет страстной привязанности к книгам, не будет заинтересованного общения маленького коллектива взрослых и юных читателей, мы очень мало продвинемся в общенародном деле развития мышления через развитие речи.
Мы, взрослые, хорошо понимаем, что даёт книга маленькому человечку. Нам необходимо помочь разобраться в книге, почитать вместе с ним, а, может быть помочь им наиболее волнующие места в книге пережить, переволноваться вместе, а возможно дать право нашим детям плакать, чтобы они могли почувствовать чужую боль и страдания. Как странно становится, когда наши дети смеются при чтении там, где горло перехватывает от волнения. Как – то после просмотра фильма «Белый Бим, Чёрное ухо» к учительнице родители обратились с претензиями: «Что вы делаете? Разве можно детям смотреть такой тяжёлый фильм? Они ведь не будут спать после него». Это прекрасно, если дети не уснут, страдая за добро и справедливость. Но увы, многие родители так и не пустили своих детей в кино. Родители, за редким исключением, не перечитывают тех произведений, что изучают их дети в школе. Зачем? Пусть сами читают, мы читали в своё время.
А вот что отвечают на это дети:
- Очень хочется, чтобы с тобой общались, но не на уровне нотаций, чтобы можно было на равных говорить о том, что тебя волнует.
- Родители часто не помнят толком книги, которые мы изучаем, поэтому говорят из общих соображений. А это неинтересно.
Долго помнит ребёнок то, что он впервые увидел, прочёл, понял рядом с мамой и папой. Сначала открываем мир детям мы, потом они помогают нам его открывать, если мелочи жизни не заслоняют главное и не мешают взаимопониманию.
В школу дети приходят в 6,5 лет, школа продолжает воспитание, но ведь до 6,5 лет они находятся в семье, развиваются, получая всё в семье от мамы и папы. Как много нужно уметь, знать, делать родителям, чтобы помочь ребёнку осилить программу, дать необходимые знания, развить его кругозор, научить мыслить, понимать, разбираться в простых вещах, чувствовать чужую боль, прийти на помощь, поделиться с товарищами.
Семилетний малыш бойко говорил о политике, называя государства, российские и зарубежные города, высказывая своё мнение. Когда у него спросили, откуда он это знает, он ответил: «Мы часто говорим о политике с папой, обсуждаем современные проблемы, путешествуем по карте».
Как приятно наблюдать, когда члены семьи спешат друг к другу, им необходимо что – то обсудить, о чём – то поспорить, вместе отправиться на прогулку, одним словом: вместе всё, всегда и везде. Как много получает ребёнок от этого общения, он познаёт мир, жизнь и своё место в нём. Родители должны говорить, беседовать о бережливости и экономии, о книгах и кино, о добре и зле, о честности и несправедливости, о гуманности и лицемерии, о смелости и трусости. И, конечно, всё подтверждать своим поведением, личным примером.
Жан – Жак Руссо писал в своём трактате: «Цель, которая должна быть поставлена при воспитании молодого человека, заключается в том, чтобы сформировать его сердце, суждение и ум: и именно в том порядке, в каком я назвал их».
Ни от кого и не от чего не зависят дети так крепко, как от взрослых, от своих родителей. Ко всякому контакту с нами они, как мы видим, готовы от всей души. Вопрос в другом: готовы ли мы сами к контакту с ними? Нет ничего более жестокого на свете, чем лицемерие! Дети не терпят фальши. Сумеем ли мы разговаривать с ними честно? Будущее в руках детей, но через них – и в наших руках. Потому что в наших детях, как в зеркале, отражаются наше поведение и наши поступки.
Советы родителям
Пока ребенок мал, его нужно не только научить читать, но, главное, понимать прочитанное, использовать добытое в книгах для познания окружающей нас действительности.
Много надо приложить усилий, чтобы заставить ребенка полюбить книгу, но сделать это необходимо.
Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте детям вслух хорошую книгу. Это сильно обогатит ваше духовное общение.
Литература: 1.Активизация познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя / Под ред. М.П. Осиповой, Н.И. Качановой. - Минск: 1987. 2. Богруменко Е.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М, 1993. 3. Володина Л. Формирование познавательных интересов у детей // Начальная школа 1987 - № 5. 4. Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. - 1996. 5. Герасимов С.В. Когда учение становится привлекательным // Педагогика,- 1993,- № 2. 6. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. - М.: Вако, 2004. 7. Е.М. Торшилова. «Эстетическое воспитание в семье». Москва. Искусство. 1989. 8. И.И. Тихомирова Интерес к чтению: Как его пробудить? // Школьная библиотека. -- 2001. -- № 6. 9. И.И. Тихомирова. «Что могут родители?» Журнал «Школьная библиотека. 2005г. Ноябрь - декабрь. 10. Конышева Н.М. «Проектная деятельность школьников». Журнал «Начальная школа». 2006г., № 1 11. Костиневич С.А. «Интерактивные методы работы на уроках литературного чтения в начальной школе», Мозырь, 2006. 12. Н.П. Яшина «Учить читать трудно, но интересно». Журнал «Начальная школа». 2001г., № 6 13. Неборская Т.А. Учимся читать вслух и молча. Мозырь, 2006. 14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат. М. Академия - 2001 г. 15. Стрельцова О. Воспитание у детей интереса к чтению // Начальная школа - Первое Сентября. 16. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, Мн., 1982, |