Родительское собрание «Детская агрессия»

8
2
Материал опубликован 11 February 2017 в группе

Родительское собрание «Детская агрессия»

Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способнос­ти любить, он способен ненавидеть, проявляя аг­рессию и жестокость. Этим средством он руковод­ствуется как бегством от собственной душевной

боли...

Эрих Фромм

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

Анализ проблемы агрессивности;

Роль се­мьи в проявлении детской агрессивности;

Поощрение, наказание в семье;

Законы преодоления детской агрессии;

Экспресс-анкетирова­ние родителей.

Ход собрания

I. Вступительное слово

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки!

Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявле­ния нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нем говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрос­лые, можем помочь детям преодолеть ее. Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, на­сколько развито в обществе сопротивление агрессии.

II. Полезная информация

Что такое агрессия? Агрессия — это поведение, которое причиня­ет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрес­сия может проявляться физически (драки) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

В психологии различают три основных вида агрессии: 1. Физическая агрессия, использование физической силы против другого лица. Она может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи. Иногда агрессивность и желание разрушить совпадают, тогда ребёнок швыряет игрушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании или какими-то драматическими событиями. 2. Словесная (вербальная) агрессия, выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань). За такой агрессией часто кроется неудовлетворённая потребность почувствовать себя сильным или отыграться за нанесённые обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других случаях они, не понимая смысла бранного слова, используют его, желая огорчить взрослых или досадить кому-либо. Бывает и так, что брань становится средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях: ребёнок упал, расшибся, его подразнили или задели. В этом случае ему полезно указать на альтернативу брани – научить словам, которые можно с чувством произнести в качестве разрядки («ёлки-палки», «ну и ну»). 3. Косвенная агрессия. Этот вид агрессии, направленной окольными путями на другое лицо (злобные сплетни, шутки) или ни на кого конкретно не направленной (взрыв ярости, проявляющийся в крике, ругани, топанье ногами, битьё кулаками по столу и т. п.).

Анализ проблемы агрессивности

Причины появления агрессии:

1.Семейные.

2. Личные.

3.Ситуативные.

4. Индивидуально-психологические.

5. Социально-биологические.

Агрессия проявляется человеком для достиже­ния определенной цели. Она очень часто выражается у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т. д.). У старших, т. е. у на­ших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направ­ленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, ее проявление, путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это качества равнозначные? Что вас больше обрадует в вашем ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивнос­тью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорб­ления, издевательства и т. д.

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принима­ет устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положе­ние ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоот­ношения с учителем и т. д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, ин­терпретируя его как враждебное.

К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской сте­реотип, культивируется в семье и средствах массовой информации. Причиной детской агрессии является семейная ситуация.

Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где аг­рессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: се­годня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навя­зывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрес­сии против родителей и других людей.

 

В воспитании можно выделить две пары важных признаков, кото­рые позитивно или негативно влияют на формирование детской аг­рессивности: расположение и неприятие.

Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребенку:

а) преодолеть трудности;

б) использует в своем арсенале умение слушать ребенка;

в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно ха­рактеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимос­тью и властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие жела­ния общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обы­чаев, законов.

Каков же портрет агрессивного ребёнка?

Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться рассердить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Взрослым не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых - наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка отвоевать своё «место под солнцем». Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, бояться их.

Как же выявить агрессивного ребёнка?

Существуют определённые критерии агрессивности?

Ребёнок:

- часто теряет контроль над собой;

- часто спорит, ругается со взрослыми;

- часто отказывается выполнять правила;

- часто специально раздражает людей;

- часто винит других в своих ошибках;

- часто сердится и отказывается сделать что-либо;

- часто завистлив, мстителен.

Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявились хотя бы 4 из перечисленных признаков.

Попробуйте определить уровень агрессивности у вашего ребёнка. Если утверждение подходит - «да», не подходит - «нет».

Временами кажется, что в него вселился «злой дух».

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

Когда кто-то причиняет ему зло, старается отплатить тем же.

Иногда без всякой причины ругается.

Бывает, с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

Иногда так настаивает на чём-то, что окружающие теряют терпение.

Не прочь подразнить животных.

Переспорить его трудно.

Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

Иногда вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

В ответ на обычное распоряжение стремиться сделать всё наоборот.

Часто не по возрасту ворчлив.

Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

Любит быть первым.

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

Легко ссориться, вступает в драку.

Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

Редки приступы мрачной раздражительности.

Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ - 1 балл.

Высокая агрессивность - 15-20 баллов.

Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

Поощрение, наказание в семье

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказа­ние, если:

а) оно следует немедленно за проступком;

б) объяснено ребенку;

в) оно суровое, но не жестокое;

г) оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие

каче­ства.

Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение,

спо­койствие и выдержку.

Законы преодоления детской агрессии

Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она ока­залась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаи­моотношения в своей семье по-новому.

Как помочь агрессивным детям?

Существует три основных этапа в работе над агрессией.

1 этап. 

Работа с гневом. Обучение приемлемым способам выражения гнева.

Родителям предлагается ответить на вопрос: как вы выражаете свою злость? (напишите, как минимум три способа). Ответы тут же обрабатываются: какие способы преобладают, какие наиболее эффективные и не будут касаться другого человека. В качестве подведения итогов составляется памятка для родителей и их детей.

Способы выражения злости:

- громко спеть любимую песню;

- пометать дротики в мишень;

- попрыгать на одной ноге;

- пускать мыльные пузыри;

- «мешочек для криков»;

- «листок гнева»;

- «обзывалки»;

- постирать бельё;

- отжаться от пола;

- быстро нарисовать обидчика, а затем замалевать его;

и др.

2 этап.

 Обучение навыкам распознавания и контроля эмоций.

Для того, чтобы дети могли верно оценивать своё состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребёнка понимать себя, и, прежде всего – ощущения своего тела.

Приёмы:

- посмотреть на себя в зеркало: что происходит, когда ты сердишься?

- игра «Камушек в ботинке» (что ты чувствуешь, когда в ботинок попадает камушек?)

- таблицы эмоций;

- рисунки: «Когда я дерусь? Радуюсь? Счастлив?».

3 этап.

 Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.

Агрессивные дети, как правило, не способны чувствовать состояние другого человека и не умеют вставать на его позицию. Их не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если «агрессор» сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее.

Взрослым рекомендуется говорить о своих чувствах и переживаниях. Провинившегося ребёнка нужно не обвинять, не обзывать и не оценивать. Вы говорите о себе, о своих ощущениях.

Разыгрывание ситуаций, в которых ребёнок может быть «агрессором» и «жертвой» помогает научить ребёнка сочувствовать и сопереживать.

Все предлагаемые способы и приёмы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения. Внимание к ребёнку, его нуждам, потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот что помогает наладить взаимоотношения с ребёнком.

Советы психолога, если агрессивность ребенка проявляется в употреблении нецензурных выражений?

Объясните детям, что люди используют ругательства лишь, в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.

Следите сами за собственной речью.

Если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Постарайтесь так объяс­нить ребенку значение слова, чтобы ему самому не захотелось его употреблять. В крайнем случае, скажите, что слово настоль­ко отвратительно, что вы не можете произнести это вслух.

Если ребенок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.

Если ребенок поймал на «нехорошем» слове вас, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не уда­лось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, это сблизит вас, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

Прослушайте «золотые» правила воспитания, которые, надеюсь, помогут вам в воспитании вашего ребенка:

Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его

эмо­циональное напряжение.

Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где
они предъявляются разумно.

К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит
агрессивность семьи.

III. Мнения родителей по данной теме.

IV. Анализ анкетирования

V. Подведение итогов

Анкета для детей

Если тебя наказывают, то как…

Если тебя поощряют, то как…

«Нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают

Дополнительный материал (на усмотрение учителя)

Анкета для детей

1.  Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?

2.  Что тебе в них нравится?

3.  Советуют ли тебе родители при выборе телепередач?

4.  Какие передачи привлекают твоих родителей?

5.  Какие передачи вы смотрите всей семьёй?

Анкета для родителей

    • Какие телепередачи смотрят ваши дети?

      Что им нравится в них?

      Советуете ли вы детям при выборе телепередач?

      Какие телепередачи привлекают вас?

      Какие передачи вы смотрите всей семьёй?

Участники анкетирования

Номера вопросов

 

1

2

3

4

5

Мальчики

         

Девочки

         

Папы

         

Мамы

         

Ряд игр и элементов релаксации, которые помогут ребёнку избавиться от склонности к насильственным действиям

«Брыкаши»

Ребёнок ложится на ковре на спину. Ноги свободно раскинуты, и он начинает (сначала медленно) брыкаться, касаясь пола попеременно левой и правой ногой. Постепенно увеличиваются сила и скорость данных действий. На каждый удар ногой об пол ребёнок говорит: «Нет!», увеличивая интенсивность удара. Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.

«Кулачок»

Дайте в руку ребёнку какую-нибудь мягкую, но недеформирующуюся игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит его сжатым, а потом раскроет его, расслабляя кисть. На своей ладони он увидит игрушку (или конфету) в том же «первозданном» виде

Упражнение помогает сместить агрессию и мышечно расслабиться.

«Зигфрид»

1. Фаза напряжения. Сядьте прямо, как свеча. Разведите руки, плечи и предплечья под прямым углом. Отведите плечи как можно дальше назад, как будто вы хотите удержать между лопаток маленький предмет, например карандаш.

2. Фаза расслабления. Как только вы почувствуете боль, два раза вдохните, затем расслабьтесь. Плечи и голова расслабленно падают вперёд. Обхватите руками своё колено и подтяните руки и плечи.

Советы педагогам и родителям

Дети учатся жить у жизни.

Если: ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным.

ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.

ребёнка хвалят, он учится быть благородным.

ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей.

ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Галина Васильевна! Ваша статья заставит задуматься многих родителей, педагогов о том, что же на самом деле такое - «детская агрессия». Работа с родителями в этом направлении позволит установить партнерские отношения с семьями. Спасибо, с удовольствием возьму в закладки! Голос! Зоя.

12 February 2017

Здравствуйте, извините "НО". В данной работе отсутствует список используемой литературы, а в интернете разработка не раз встречается под другим авторством, например Лялина Людмила Борисовна опубликовала эту разработку еще в 2012 году: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/04/09/roditelskoe-sobranie</a> или вот еще ссылка: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1171436.html</a> Если Вы заимствуете часть разработки необходимо указывать автора и ссылку на материал.

6 March 2017